Скрыть
Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Так как вы говорите: мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Сотворихом завет… со смертию, то есть с царем Ассирийским. Со адом… сложение, то есть с Ассирией. Буря носима аще мимоидет, не приидет на нас. Иудеи рассуждали: «Этот бич, то есть нашествие Ассириян, будет поражать союзные с нами народы, а нас не коснется». Зане положихом лжу надежду нашу; мы надеемся на Ассириян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие с адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный (Быт. 2:8), откуда за преступление изгнан был наш праотец.

Огласительные слова для просвещаемых

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-15 Поэтому слушайте слово Господне, мужи посмеивающиеся, властвующие над народом Моим, который в Иерусалиме. Ибо вы сказали: мы заключили союз с смертию, и с преисподнею сделали договор: когда будет проходить всепоражающий бич, он не придет на нас, потому что мы положили ложь надеждою нашею, и ложью прикрыли себя

То, о чем мы говорили выше,— что князья иудейские обыкновенно с насмешкою говорили пророкам: заповедывай, снова заповедывай; подожди, снова подожди (Ис. 28:13) и прочее тому подобное, чем показывается, что они не верили речам пророков и презирали пророчества их,— это же показывает и настоящий отдел, почему они и называются мужами посмевающимися. Это — книжники и фарисеи, которые властвуют над народом Божиим в Иерусалиме, которых LXX называют: мужами стесненными и князьями народа Иерусалимского. Ибо не словами, а делом они говорили: мы, как и прочие народы, мы заключили союз и договор с адом и с смертию, однажды на всегда отчаялись в спасении. Без сомнения плен придет спустя долгое время, так как вы говорите: «еще немного, еще немного, подожди, еще подожди» (Ис. 28:13). Следовательно, когда мы умрем, то мы не будем чувствовать бича плена. Ибо однажды на всегда мы поверили лжи, т. е. напрасно надеялись на Бога и закон Его. И прикрылись ложью, потому что чрез смерть избежали грозящего плена. Еврейское слово sot (שוט) Акила и Симмах перевели бич, LXX — буря, также и chasab (כזב) все перевели ложь,— на которую надеялись иудеи и отец которой, по евангелисту Иоанну, есть диавол.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 Сего ради услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сущих во Иерусалиме. Яко рекосте: сотворихом завет со адом и со смертию сложение: буря носима аще мимоидет, не приидет на нас: положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся

Поелику, говорит, невыносимые бедствия грядут на вас, и всецело предавшихся нечестию постигнет тяжкое и неизбежное наказание, сего ради услышите слово Господне; ибо им можно было избежать зла, если бы они обратили внимание на проповедь апостольскую и без колебания согласились с тем, что говорил Христос. Итак, услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сущих во Иерусалиме. Озлобленными называет Израильтян, как обремененных осуждающим законом: закон бо гнев соделовает (Рим. 4:15), и кто нарушал закон Моисея, тот при двух или трех свидетелях без милосердия был умерщвляем. Посему премудрый Павел тем, которые, уверовав во Христа, хотели возвратиться к сеням закона, пишет послание и говорит: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися. Не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших. Тожде же возмездие, якоже чадом глаголю, распространитеся и вы. Не бывайте удобь преложни ко иному ярму, якоже невернии (2Кор. 6:11-14). Таким образом озлобленными могут быть (признаны) те, которые еще находятся под заповедью Моисея и как бы угнетены ею, имея на уме и на сердце невыносимое бремя закона. С такою речью Бог обратился к князьям и народу. Потом в средине вводит некоторую речь Иудеев, нечестиво измышленную ими вследствие безумия и как бы отчаяния. А какова эта речь, необходимо сказать об этом. Бог всяческих, будучи долготерпелив и милосерд, не тотчас посылает наказание на заблуждающихся, но коснит гнев (свой), угрожая страхом наказания и иногда побуждая к покаянию предвозвещением будущих бедствий. Посему-то мы и видим, что Он часто чрез святых пророков говорит: се грядет и: еще мало, еще мало и скоро скоро. Но дерзкие и надменные, хотя последующим поколениям и надлежало бы исправить свои грехи, они обращали милосердие Господа в повод к насмешке. Ибо в то время, как слышали слова пророка: еще мало, еще мало, скоро, скоро, говорили друг другу: пройдет много времени между предсказаниями пророков и исполнением предвозвещенного ими; мы умрем и божественный гнев поразит тех, которые будут жить после нас. Посему Бог сказал пророку Иезекиилю: сыне человечь, сынове народа твоего глаголют: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает. Сего ради рцы: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не продолжатся ктому вся словеса Моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иез. 12:27-28). Итак, порицает Израильтян за то, что обыкли пренебрежительно относиться (к словам пророков) и едва не говорят: сотворихом завет со адом и с смертию сложение (договор). Какие же это? Буря носима еще мимоидет, не приидет на нас. Едва не говорят, сказано, ибо хотя и не голосом говорили, но самыми делами своими вопияли, что мы заключили договор с адом; он возьмет нас. И хотя бы пришла на нас буря или страшная опасность стала бы угрожать нам, не придет к нам; ибо положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся. Вообразив себя тем, что мнилось им, и говоря, что они умрут прежде бури, или прежде бедствий, разве не на ложь возложили они надежду свою? Ведь у них не было возможности избежать и смертью упредить наступление того, что угрожало им. Напротив, это находилось во власти божественной и неизреченной силы и могущества.

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Господь помощник мой и покровитель мой, Он был мне спасением (Исх. 15:2). Помощниками называются те, кто своими деяниями оказывают нам благорасположение. Покровители же суть те, кто защищает других своим могуществом. Но покровительство бывает разным по сути и по назначению. Бог является покровителем для одних людей, а ложь - для других, для тех, которые устраивают все для себя посредством обмана, как говорит Исаия: Ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так как вы говорите: мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Пророк влагает в уста своих противников слова, полные хвастливости и дерзости.

Смерть и преисподняя - символы гибели и уничтожения государства. Евреи хотят сказать, что они не боятся за целость Иудейского государства, потому что они в дружбе с адом и смертью.

Всепоражающий бич. Так, вероятно, называли в то время иудеи ассирийского царя (ср. 8:7 и сл.).

Ложь и обман, на которые надеются иудейские политики, были обычными явлениями политической жизни Востока. Когда их ассирийский царь призовет к ответу, по поводу замышлявшегося в то время союза иудеи с враждебными ассирийцам египтянами, иудейские политики сумеют-де как-нибудь обмануть своего строгого властителя (ср. 4Цар. 17:4; Иез. 17:15 и сл.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
 
 Ст. 14-15 Сего ради услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людий сущих во Иерусалиме. Яко рекосте: сотворихом завет со адом и со смертию сложение: буря носима аще мимоидет, не приидет на нас: положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся.

   Обличая граждан и князей Иерусалима, Исаия называет их хульниками (озлобленными), потому что они со злостью и негодованием противились истине его пророчества об их судьбе. Пророк говорил, что на них идет буря и гроза (Ис. 28:2), что они напрасно возлагают надежду на союз с Египтом, это ложная надежда, Египет не защитит их от наступающей грозы... А князья со злостью отвечали ему: «нет, мы заключили союз с адом и договор с самой смертью, а потому, разумеется, уже не откуда прийти на нас никакому бедствию, и если где носится грозная буря, то на нас она не придет. Путь это ложь, однако, мы надеемся на эту ложь, и она закроет нас от грядущей грозы»... Очевидно Египет, по представлению князей Иерусалимских, был в высшей степени сильным, и грозным, как бы сам ад; и союз с фараоном, как бы договор с самим сатаной, по их мнению, мог избавить их от всякого зла. Таким образом, жизнь и смерть своего отечества они ставили исключительно в зависимость только от Египта, забыв Господа, который некогда так страшно поразил Египтян, поверг фараона в море и спас свой народ от его действительно страшной адской власти, как бы из рук самого сатаны.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible