Скрыть
Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22 Ибо возстанет Господь как на горе разделений, разгневается как на долине Гаваонской, чтобы сотворить дело Свое, чуждое дело Его, чтобы совершить дело Свое, далеко это дело от Него. И теперь не насмехайтесь,—чтобы как нибудь не стянулись крепче узы ваши. Ибо истребление и сокращение я услышал от Господа Бога воинств на всю землю

Господь обещал, что Он положит в основаниях Сиона камень драгоценный, чтобы град уничтожил ложь и надежду нечестивых и чтобы сильная буря разрушила союз с смертию и договор с преисподнею. Так как князья посмевающиеся не захотели принять этот камень, то подобно тому как некогда против иноплеменников, в царствование Давида, на горе разделений, которая по-еврейски называлась pharasim (פרצים), Господь разделил противников его, от чего и место получило название,— и как в долине Гаваонской, под предводительством Иисуса, когда с уверенностию в живущем в нем Боге он сказал: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо добри Елон (Нав. 10:12) и солнце остановилось на протяжении одного дня и многие из иноплеменликов погибли: так и протек нечестивых и посмевающихся разгневается Господь, чтобы сотворить дело Свое. Но губить тех, кого создал, не есть дело Господа, а это значит делать дело чуждое, свойственное более жестокости, чем милосердию. И снова другими словами повторяет тоже самое: чтобы совершить дело Свое. Наказывать грешников не есть дело Его, но наказывать Ему, Спасителю, есть дело далекое и чуждое Ему. Итак, поелику Господь воcстанет от долготерпения Своего и не пощадит, как не пощадил на горе Фаразим и на долине Гаваонской: то увещеваю вас, мужи посмевающиеся, не смейтесь над пророками Моими и не думайте, что не придет предвозвещаемое ими, чтобы, если вы будете продолжать посмеяние, не затянулись крепче узы грехов ваших (ибо пленицами своих грехов кийждо затязается; Притч. 5:22) или не пришло к вам время плена. Ибо то, что Господь отлагал на время,— узы, плен и наказания, или последний день суда — все это Он вот, вот исполнит на деле и истребит и совершит в короткое время. Итак я, пророк, возвещаю вам это, что я уведал от Господа Бога всемогущего, как имеющее совершиться над всею землею, — возвещаю, чтобы вы покаянием предварили грядущий гнев. По LXX говорится, что Сам Господь возстанет, как гора нечестивых, и будет в долине Гаваонской, чтобы сотворить дела Свои, кои все суть одно дело горечи, что не должно казаться богохульным. Ибо не говорит, что Господь будет горою нечестивых, но как бы горою, которая для нечестивых и терпящих мучения кажется самою тяжелою, подобно тому как небрежный сын и иной больной считают отца и врача жестокими, если они возвращают их к здоровью ударами или врачебным прижиганием. Господь восстанет и будет на долине Гаваонской ради тех, кои, находясь вследствие греховности в низком месте, по надменности духа возносятся в гордыню, — ибо Гаваон значит холм, — чтобы сотворить дела Свои, кои суть дела горечи,— когда вынуждается изменить Свою милость и вместо сладкого делается горьким. Итак вы, имеющие некогда потерпеть это, не радуйтесь теперь тою радостию, какою радовался и богатый на пиршестве, облеченный в порфиру и презиравший бедняка Лазаря, — не радуйтесь, чтобы как нибудь ваши узы не стали крепче. Ибо то, что сделает Господь и делами исполнит свое определение, — это я и слышал и все возвестил вам. В словах: над всею землею в смысле историческом разумей пределы Иудеи, а в смысле иносказательном — всей земли.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И вы не радуйтеся, ниже да возмогут ваши узы: зане скончаны и сокращены вещи слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею

Опять вводится лице блаженного пророка, настойчиво требующего от вождей Иудейских и говорящего, что им никак не следует ни радоваться, то есть величаться дерзостями против Христа, но, наоборот, скорбеть и проливать слезы о своем собственном нечестии, – ни усиливать уз закона над подвластным им народом, а напротив дозволить верующим во Христа быть свободными от древней заповеди и, оставив сыновнее и образное, принять поклонение в духе и истине. Ибо Бог есть Дух и ему подобает кланяться духом и истиною (Ин. 4:23-24). Что закон никого не оправдывая – (ибо ничего не совершил), напротив, привлекая слабых и виновных в преступлениях, по обличении их, к наказанию, был как бы некоторыми узами, в этом никто не усомнится. Поэтому думаю, что блаженный пророк Давид весьма справедливо увещевает Израильтян усиленно стремиться к благодати чрез веру, говоря: расторгнем узы их и отвержем от нас иго их (Пс. 2:3). Поистине обременяли, нечестиво обременяли вожди Иудейские подчиненных своих, возлагали на них неудобоносимое иго заповедей закона и как бы связывали их некоторыми не расторжимыми цепями. Ниже да возмогут ваши узы: зане скончаны и сокращены вещи слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею. Какие же это скончаны и сокращены вещи? Проповедь евангельская, благодать чрез веру, оправдание во Христе, освящение Духом. Закон не был ни скончан, ни сокращен, потому что, как я сказал, он не совершил ничего; его предписания заключались как бы в кругах и длинных обходах письмени. Напротив спасительная проповедь имеет совершеннейший и сокращенный путь; ибо чрез веру приводит (прямо) к оправданию и освящению. Притом закон дан был одним Израильтянам, при содействии Моисея, благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1:17), и не одним только Израильтянам, но и находящимся на всей поднебесной. Божественный Моисей обращался к Израильтянам, говоря так: слыши, Израиль: Господь же наш Иисус Христос чрез лиру псалмопевца говорит: услышите сия вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней (Пс. 48:2).

Толкование на пророка Исаию

Исидор Севильский, свт. (†636)

Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли

Они не понимают, что Бог с великой избирательностью дарует каждому времени то, что ему подобает: в законе Он повелевает вступать в брак, а в Евангелии призывает к девству, в законе велит отнимать око за око, а в Евангелии - подставлять ударяющему другую щеку. То был Завет народу слабому, а это - народу, поистине совершенному. Каждому времени Бог предоставляет свое - то, что ему соответствует. И все же из-за этого изменения не следует полагать, что Бог подвержен изменениям. Напротив, Его следует считать удивительным, ибо, оставаясь неизменным, Он (как мы сказали) с великой избирательностью дарует каждому времени то, что ему подобает. В Ветхом Завете грехи меньше вменялись в вину, ибо в нем содержалась не сама истина, а тень истины. Ведь Новый Завет призывает нас воздерживаться от деяний, разрешенных древними постановлениями, которые у того народа являли собой тень истины. Тогда даже разврат и отмщение за несправедливость позволялись и не карались. Согласно же Новому Завету, если кто совершит эти грехи, то будет подвергнут великому наказанию. Для того, чтобы войти в Царство Небесное, чадам Церкви достаточно вместо любого закона усвоить Символ Веры и молитву Господню. Ведь в молитве Господней и в кратком Символе содержится все Писание.

Сентенции

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли

Израиль сам очутится скоро в таком положении, в каком были некогда враги его. Пророк припоминает, во-первых, поражение, какое нанес Давид филистимлянам при Ваал-Перациме (2Цар. 5:20; 1Пар. 14:11), а во-вторых - о граде, каким Господь поразил врагов Израиля во дни Иисуса Навина при Гаваоне (Нав. 10:10-11).

Чудным, необычайным называет пророк наказание евреев потому, что, в самом деле, евреи никак не ожидали, чтобы Господь поступил с ними так же, как некогда поступил с их врагами!

Узы ваши - т. е. то тяжкое положение, в которое вы поставили свое государство своими политическими интригами.

Истребление определено… см. Ис 10:23.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

   Пророк убеждает иудеев не радоваться своему мнимому благополучию, в виду помощи от союзных язычников, предупреждая, что иначе на них еще более окрепнут и несносно тяжелы будут узы плена, непременно наступающего. А что этот тяжкий плен наступит, об этом пророк говорит, как он слышал о том от Господа: плен иудеев, это дело окончательно решенное промыслом Божиим и назначенное к исполнению в короткий срок по всей земли.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible