Скрыть
И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

И положу суд мерен, то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: и суд весь даде Сынови (Ин. 5:27). И градом истребится убежище лжи, то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины. И убежище потопят воды, то есть надежда их потонет в водах.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но в том только случае, если найдет, что ты по совершении греха стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл сделанное тайно, просил братьев потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любовью судит тебя. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие средства, употребляет, наконец, в дело острые орудия. Поэтому любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит и Исаия о Боге: Поставлю суд мерилом и правду весами, - потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого меря мерою, числом и весом.

Гомилии на Псалмы

Григорий Богослов, свт. (†389)

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии, и милость на весах. Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалось такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс. 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис. 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом, и от малой скорби приемлют и во чреве обращение и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.

На молчание отца

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Этот краеугольный камень соединяет обе стены и восстанавливает воедино два народа, о чем Бог сказал через Исаию: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Его воля была в том, чтобы строить и дальше на этом краеугольном камне и других краеугольных камнях, так что и апостол Павел мог дерзновенно сказать: Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20).

Комментарии на малых ​пророков

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Сего ради тако глаголет Господь: се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй вонь не постыдится: и положу суд в надежду, милость же Моя на мерилех

Это надобно поставить в связь с предшествующими словами, поставленными в средине: сего ради, говорит, услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сих во Иерусалиме. Что же повелел выслушать? Се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен во основание ему, и веруяй вонь не постыдится. Камнем избранным, многоценным и честным называет Господа нашего Иисуса Христа, блистающего славою и всемогуществом Божества. А что Он стал утверждением и опорой и непоколебимым основанием для духовного Сиона, то есть, церкви, на это указывает, говоря, что Он положен в основание Отцом (Мф. 21:42; 1Кор. 3:11; Еф. 2:20). Краеугольным же называет Его потому, что он посредством единой веры приводит к духовному единству два народа, разумею народ израильский и язычников, подобно тому как в углах зданий всегда сходятся две стены, которые, слагаясь стройно одна с другою, соединяются во едино. Но веруяй вонь, говорит, не постыдится. Смотри, как он заключенных отпускает как бы на волю и угнетенным подает свободу евангельской жизни: о угнетенные! говорит, се Аз полагаю избранный камень во основание Сиону. Какая же отсюда польза? Веруяй вонь не постыдится. Этим Он убеждает освободить выю из под ига закона и удалиться от непонятной и бездейственной сени, напротив устремиться к благодати, получаемой чрез веру, и восхитить оправдание во Христе, не соединенное ни с каким трудом (даруемое туне). Положу, говорит, суд в надежду, милость же Моя в мерилах; как и сам Спаситель говорит: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови: ди вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:22-23). Разумея это, блаженный Павел пишет и говорит, что всем нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла (2Кор. 5:10). Итак, уповаем, что будет суд и оказана будет милость так, как подобает каждому и, очевидно, сообразно его делам. На это, думаю, указывает выражение: милость у судящего нас бывает в мерилех, то есть, по закону правды и соразмерно добрым делам.

Толкование на пророка Исаию

Максим Исповедник, прп. (†662)

И поставлю суд мерилом и правду весами

Если милость Божия измеряется, то, значит, она и ограничивается. Скорее должно предположить [следующее]: мы обладаем способностью видеть, слышать и обонять, но не можем воспринять весь воздух, весь свет и все звуки — иначе, пожалуй, нисколько не осталось другому — но каждому уделяется в соответствии с его способностью. Так же и милость Божия — одаривает прощением и благодатью судя по качеству расположения каждого [человека]: если кто-то полностью раскаялся, то прощается полностью, а если отчасти раскаялся, то отчасти и прощается. То же относится и к любящему.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны

В противовес таким ложным надеждам и показывая все их ничтожество, пророк говорит, что единая надежда Израиля - это положенный Самим Господом на Сионе краеугольный, крепко утвержденный, камень. Ложное же убежище иудейской политики будет смыто водой и вверившие себя ему - погибнут. Таким образом это место заключает в себе прежде всего угрозу, а потом уже обетование.

Что подразумевал пророк под краеугольным камнем? Это должен быть камень, в котором находится опора всякой истины и права, - следовательно, это не Сион, как полагают некоторые толкователи, не дом Давида, не Езекия, не храм, не закон. Вполне правильно будет видеть в этом камне Мессию, Сына Божия, единого посредника между Богом и людьми, Который должен был родиться из рода Давидова (ср. Ис. 8:8). Новый Завет вполне подтверждает такую мысль, называя Христа краеугольным камнем, на котором созидается общество спасаемых или Церковь (Еф. 2:20; Деян. 4:11 и 1Пет. 2:6-7).

Камень назван испытанным, т. е. совершенно надежным. Так как речь идет о Мессии, то здесь можно видеть указание на те испытания, каким подвергался во время земной Своей жизни Христос Спаситель.

Краеугольный камень - это такой, который не только поддерживает здание, но и связывает его стены в двух сходящихся углах. Для этого берутся камни особенно прочные, квадратной формы.

Верующий в него. Твердый краеугольный камень обнаруживает свое спасительное действие не внешним магическим образом, но соответственно внутренней восприимчивости или вере к нему прибегающих.

Суд мерилом… т. е. созидание нового святого храма будет совершаться так, что вместо измерительной бечевки, какую употребляют строители зданий, будет служить сама правда, а вместо плотничного отвеса (в русском неправильно: весами) - сама справедливость, прямота. Тут, значит, уже не произойдет никакой ошибки! (ср. Ис. 1:27).

Убежище лжи, место укрывательства - образные выражения для обозначения политических замыслов иудейских правителей.

Град и воды - сила Божия, посылающая разрушение на замыслы человеческие.

Будете попраны - конечно, войсками ассирийского царя.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 17-20 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
   
Ст. 17-20 И положу суд в надежду, милость же моя на мерилех, и уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря: и не отъимет от вас завета смертнаго, и надежда ваша, яже ко аду, не пребудет. Буря идущая аще найдет, будете ей в попрание: егда мимоидет, возмет вас: яко по всяко утро преходити будет в день, и в нощи будет надежда зла. Научитеся слышати, утесняемии: не можем ратовати, сами же изнемогаем, еже собратися нам.

   По определению правосудия Божия, погибнут все, надеющиеся на ложь и говорящие, будто они заключили союз со смертью (Ис. 28:15): они то и будут верными жертвами смерти. Их постоянно будет истреблять та буря, которой они так боялись и от которой желали избегнуть при помощи ложного средства – союза с языческим царем. Эта буря есть стремительное нападение сильных врагов, сопровождающееся попранием, разрушением и опустошением всех и всего. При этом иудеи должны будут понять, что они не могут воевать и настолько окажутся малосильны, что даже не соберут войска.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible