Глава 28
«Го́ре венцу гордыни упоеннаго Ефрема» (Ис.28:1). Пророк изобличает роскошь и гордость Ефремлян, потому что они не в одном чем-либо роскошествовали, но, по написанному, как с покатой долины стремились к сластолюбию, и не тайно предавались нечистым делам, но явно и, как бы свившись в один венец, поощряли и побуждали друг друга к непотребным пиршествам и пьянству. И когда они при такой срамной жизни окончательно погрязли во грехах, внезапно, когда не ждали, пришли и подавили их Ассирияне.
«Цвет отпады́й, венец обезчещенный, сила славы его... на главе долины... тучныя» (Ис.28:4). Горе цветку отпадшему, сынам Ефремовым, которые обладали царством Самарийским и городом Самарией, были властителями тучных долин, в тщеславии и роскоши украшались венцами, свитыми из цветов и золота! Господь соделает, что пышный венец будет обесчещен, и знаки гордости их обратятся в знаки поругания.
"Се, сила Господня как сильный дождь» (Ис.28:2). Бог их всемогущ, но они не захотели взыскать Его, получить от Него спасение и пребывать в завете с Ним. «Обезчещенный венец Ефрема будет как ранний плод... прежде лета», то есть Ефремляне, отпадший цвет, для Ассириян будут то же, что ранний плод. Ибо когда у Ефремлян не достанет сил противостоять Ассириянам, враги, как только это увидят, восхотят поглотити их (Ис.28:4). А если бы и хватило у них сил, то не будет смысла сопротивляться, по причине упоения и пресыщения.
«В той день будет Господь Саваоф венец силы людем своим, – то есть царству Иудину, – и сплетение славы, – потому что Он будет ограждением для отражающих брань от врат», – то есть для Езекии и тех, которые отразили брань от врат, ибо Езекия и близкие к нему молитвами своими отразили врагов от Иерусалима (Ис.28:5–6).
«Сии... же пожерты быша вином» (Ис.28:7). Это означает, что в царстве Езекии предавались роскоши и гордости не только простолюдины, но и священники и пророки, без сомнения, ложные.
«Невоздержны в многоядении, потому что все трапезы наполнены изрыгающими и изрыгнутым, и нет там более места» (Ис.28:8). Как изрыгающему отвратительно изрыгнутое, так предающиеся невоздержанию Иудеи гнушаются словом Божиим. Поэтому пророк присовокупляет: «Кого хочет он учить ведению?.. иже отдое́нии (суть) от млека́, отто́рженнии от сосца?» (Ис.28:9), то есть в этом народе некого ему учить. Все или младенцы, которые не могут понимать, или и взрослые, но которые говорят, что не имеют нужды учиться.
«Невнятным словом и язы́ком ины́м возглаголю лю́дем сим» (Ис.28:11). Этим обозначается решительное наказание. И это оставалось тайной для народа, когда страх Божий был для него то же, что для извергающего пищу извергнутое им; но в действительности это исполнилось, когда Иудеи пригвоздили ко кресту Бога, и апостолы начали вещать народу дарованными им свыше языками.
«Сотворихом завет... со смертию, – то есть с царем Ассирийским, – со адом... сложе́ние, – то есть с Ассирией, – буря носи́ма аще мимои́дет, не прии́дет на нас». Иудеи рассуждали: «Этот бич, то есть нашествие Ассириян, будет поражать союзные с нами народы, а нас не коснется». «Зане положихом лжу надежду нашу, – мы надеемся на Ассириян» (Ис.28:15).
«Сего ради... се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоце́нен, избра́н, краеуго́лен», то есть царство краеугольное, многоценное под сенью алтаря, под херувимами. Или камень избранный есть Господь наш, Который положен в церкви Сионской во главу угла, чтобы в Нем те и другие, и горние и дольние, связуемы были миром. Он – верх стены, потому что Царь; и основание, потому что Своей правдой держит весь мир. «И ве́руяй в Онь не устрашится» (Ис.28:16). Кто так верует, тот, подобно Ему, не постыдится. И это есть тайна, запечатленная в Езекии, но в действительности исполнившаяся на Господе нашем, ибо Он, родившийся от Девы, есть Камень избранный.
«И положу суд мерен» (Ис.28:17), то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: "и суд весь даде... Сынови» (Ин.5:27). «И градом истребится убежище лжи, – то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины, – и убежище потопят... воды», то есть надежда их потонет в водах (Ис.28:17).
"Отымется от вас завет со смертью» (Ис.28:18), то есть с Ассириянами, которых пророк уподобляет смерти.
«В день, и в нощи́ будет смятение» (Ис.28:19), то есть между днем и ночью будут и ужас и спасение.
«Покрывало коротко и не может покрыть, постеля узка, и невозможно на ней лечь» (Ис.28:20). Этим пророк дает понять, что истребление Ассириян близко и не замедлит совершиться.
"Яко на горе Фарасин воста́нет Господь... якоже в де́бри Гавао́нстей» (Ис.28:21, 1Цар.14:11), то есть как поражены были цари в Гаваоне, так будут поражены и Ассирияне, но поражение будет неодинаково. «Сотворит дела Своя, дела же Его необычайны» (Ис.28:21), потому что различны наказания, насылаемые Им на нечестивых.
«Он сеет чернуху... или... пшеницу... и ячмень и просо" (Ис.28:25). Как земледелец не прежде возделывания земли сеет, так и суд совершается по порядку, и определения исполняются одно после другого.
"И научит его судом Божиим, и восхвалит» (Ис.28:26). И действительно, Бог научил Ассириян судом Своим, и все народы будут славословить Бога за падение Ассириян.
«Ибо не с же́стокостию очищается черну́ха». Как тмин и чернуха околачиваются палкой, потому что растения малы, так и вам, Иудеи, земные цари наносят легкие удары. «Ниже ко́ло колесничное обы́дет кими́на; но жезлом истрясается чернуха, и кими́н (тмин) – палкою» (Ис.28:27). Как колесо колесничное ходит по пшенице, так великое войско Ассириян обойдет Ангел, подобно колесничному колесу. И Ассирияне будут сокрушены ради нас.
«Ибо не для победы находим его». Не навек попустил ему Бог попирать города людей Своих и города других народов. «И множеством колес колесничных и копытами сотрут его" (Ис.28:28). Когда оружием Ассириян, как жезлом, Господь поразит города, представленные в образе кимина и чернухи, тогда сокрушит и самих Ассириян великим поражением, рукой Ангела, представленного в образе кола колесничного.
«И сия от Господа Саваофа изыдо́ша: чуден совет, велика премудрость» (Ис.28:29) в том, что, по Божию определению, после побед постигло Ассириян тяжкое падение.