Скрыть
с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

Противников исправлять он должен не презрением и высокомерием к ним, но кротостью. Не следует отдалять и отвращать их от нас, да не даст ли когда Бог им покаяние по Своему долготерпению, дабы они, познав истину, раскаялись, одумались и исторгли себя из сетей сатаны, кои суть учения сатаны, у коего они держатся в плену, то есть окружены ими по воле сатаны.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

Вопрос: Как настоятель должен делать выговоры? Ответ: Но и выговоры настоятель пусть делает согрешившим без страсти, потому что обличать брата с раздражением и гневом значит не его освобождать от греха, но самого себя ввергать в погрешности. Потому сказано: с кротостью наставлять противников. Не должно ни быть строгим, видя презрение к себе самому, ни показывать снисходительность к согрешившему, когда видит, что презрен другой; но в этом-то особенно случае надо изъявить негодование на худой поступок.

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

Стадо идет вслед своего пастыря, куда он поведет его; если же какие овцы уклонятся от прямого пути и, удалившись от хорошей пажити, будут блуждать по неплодным и утесистым местам, то ему следует только закричать сильнее, чтобы опять собрать отделившихся и присоединить к стаду. А если человек совратится с пути правой веры, то пастырю предстоит много трудов, усилий, терпения. Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал. Посему нужна душа мужественная, чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся, чтобы непрестанно и мыслить, и говорить: С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола.

О священстве

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

При самом обличении или обуздывании чужих грехов следует остерегаться, чтобы тот, кто вразумляет другого, не превозносился; и надо поразмыслить о словах апостола: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор 10:12). Пусть укоры звучат внешне ужасающе, кроткая же любовь пусть сохраняется внутри. …Итак, не соглашайтесь с творящими зло, им потакая; не оставляйте в небрежении, их не уличая; не будьте горды, уличая с насмешкой.

Проповеди на Книгу Бытия


Само покаяние, совершаемое по обычаю церкви, в большинстве случаев по слабости опускается, потому что стыд есть страх не угодить людям - когда мнение людей нравится больше, чем правда, перед которой каждый смиряет себя во время покаяния. Поэтому не только когда совершается покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необходимо милосердие Божие. Иначе апостол не говорил бы о некоторых: не даст ли им Бог покаяния.

Энхиридион


Прощение кающимся дается по милосердию Божию и по благодати Божией, а не по их заслугам, поскольку даже само покаяние апостол называет даром Божиим, когда говорит о некоторых: не даст ли им Бог покаяния.

Энхиридион

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 22-26 Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволъския сети, живи уловлени от него, в свою его волю

Под юношескими похотями разумеется не один только блуд, но и всякое неразумное пожелание, напр. если кто страстно желает господства или денег: все это бессмысленные фантазии, свидетельствующие об уме еще незрелом. Видишь ли, как и старик может сделаться юношей. - Держися же правды. Под правдою Апостол разумеет здесь чистосердечное и постоянное расположение к возлюбленным чадам… - Любве, мира со всеми призывающими Господа. Доверяй только тем, которые не притворно, не лукаво призывают Господа, миролюбивым, не спорливым, – с такими входи в общение, по отношению к ним держись всего того, о чем здесь сказано. - От чистаго сердца, так как можно призывать Господа и с притворным благочестием. - Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся. Но бывают и разумные изыскания, напр. относительно Священнаго Писания. Почему же Апостол сказал: отрицайся, а не сказал лучше: побуждай их и изобличай? Потому что все это дело не будет иметь добрых последствий: отсюда раждаются ссоры. - Рабу же Господню не подобает сваритися. Рабам Христовым нужно быть миролюбивыми. - Но тиху быти ко всем. Если нужно быть тихим и кротким, то почему же Апостол в другом месте сказал: обличай их нещадно (Тит. 1-13) и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим. 4:12)? потому что и с кротостию можно обличить строже, чем с суровостью. – Учителъну – по отношению к тем, которые желают учиться, а еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3:10). – Незлобиву, с кротостию наказующу противныя. – Суровость еще сильнее ожесточает, а кротость легко убеждает. Кто может быть убежден человеком дерзким, которому увещеваемый часто даже противодействует? Но почему же в другом месте Апостол говорит, чтобы после перваго и второго вразумления отвращаться от еретиков? Ведь и здесь под противными (ἀντιδιατιθεμένους) он разумеет тех же еретиков? На это ответим: от явных еретиков и неизлечимо больных нужно отвращаться, а те люди, о которых здесь идет речь, были только сомневающиеся, – что видно и из последующих слов: Еда како даст им Бог покаяние; так обыкновенно выражаются только о тех, относительно которых еще ничего положительного неизвестно. - С кротостию наказующу. Это весьма необходимо. Часто такого человека, которому уже десять раз давали совет, и который этих советов не слушал, – другой убеждает одним своим советом. Это происходит от того, что и предыдущие десять советов незаметно производили на него свое влияниe. - Еда како даст им Бог покаяние в разум истины. Если так и случится, говорит Апостол, то это дело Божие, а не твоей кротости; приписывая случившееся Богу, он смиряет гордость учителей. - И возникнут от диаволъския сети. Что значит разум т.е. познание истины? То, чтобы освободиться от диавола и незаконных учений к правой вере. Смотри, как Апостол сказал: возникнут (ἀνανήψαι – протрезвятся) от сети диавола, как-будто от опьянения или умопомешательства. Подобно тому, как воробей, хотя он только кончиком ножки зацепился за сеть, уже пойман ею, – так и мы, хотя изменяем даже малейшую частичку в учении, уже действуем в сети диавола. - Живи уловлени от него, в свою его волю. Не даст ли Бог…, чтобы освободились от сети диавола живи уловлени, т.е. увлеченные заблуждением и подчиненные воле диавола. Всех, уловленных лукавым учением, он держит уже в своей воле.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

С кротостью наставлять противников

Со строгостью и бранью душа не может усвоить ничего полезного. Ибо тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю. Но как можно быть расположенным к человеку, который сердится и бранится? Почему же апостол говорит: еретика после первого и второго вразумления отвращайся? Там он говорит о неисправимом человеке, о котором известно, что он болен неизлечимо; а здесь речь не о тех, которые уже неизлечимы, что и видно из последующего.

Не даст ли им Бог покаяния к познанию истины

Может быть, говорит, и будет какое-либо исправление. Слово не даст ли употребляется о предметах неизвестных или сомнительных. Следовательно, нужно отступить только от людей, совершенно неизлечимых, сомнительных нужно стараться исправить. Заметь, как он, поучая смиренномудрию, не сказал: не можешь ли ты, но: не даст ли им Господь придти в себя. Если, говорит, и произойдет что-нибудь, то принадлежит Господу; ты не гордись. Поэтому, если и мы убедим кого-нибудь, не будем думать, что мы сами убедили.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление

Не хорошо, духовник, не обличать никого, но и обличать всех тоже нехорошо. Ибо мудрые и наученные от обличения получают пользу: «Аще же обличаеши мужа разумна, уразумеет чувство». Но и те, кто исповедуются дерзостно и с жестоким сердцем, нуждаются в обличении, по написанному: «Обличай их строго» (Тит. 1, 13). Ненаученные же не принимают обличений: «Не возлюбит, - говорит, - ненаказанный обличающих его» (Притчи 15, 12). Нельзя обличать и боязливых, чтобы они из-за страха не впали в отчаяние; тех, кто исповедуется с умилением, ибо они нуждаются не в обличении, а скорее в утешении; людей, занимающих высокие посты, по написанному: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5, 1). Но иногда и высокие чины нуждаются в обличении, смешанном с некоторыми похвалами, как и Бог в Откровении поступает с епископами семи асийских Церквей (Откр. 2, 3).

Но обличать, духовник, ты должен помалу, как обличает и Сам Бог, как написано: «Заблуждающих помалу обличаеши» (Прем. Сол. 12, 2). И просто сказать, твои обличения всегда должны быть смешаны со сладостью и кротостью, как заповедует Павел: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния» (2Тим. 2, 25). Подходящим для обличения временем является время после исповеди грешника, когда он немного выйдет из тьмы и дурмана греха.

Руководство к исповеди

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, — с кротостию наказующу противныя

Здесь предмет настоящего отделения. Спорить не спорь, а учить учи и противников, но тихо и кротко. «Ибо без споров должен предлагать Божественные наставления тот, кому вверено проповедание оных» (блаженный Феодорит). «Не должно ссориться и при состязании; рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?» (святой Златоуст).

Но тиху быти ко всем Тиху, но не вялу. Вялое слово никакого действия не произведет. Надо и сильно говорить и нессорливо. Иначе почему бы он писал в другом месте: обличай со всяким повелением (Тит. 2, 15) — и еще: обличай их нещадно (Тит. 1, 13)? И это повелевает он делать в духе кротости. Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостию, оно возьмет за сердце и победит (см.: святой Златоуст).

Учительну,— «то есть для всех, желающих учиться» (святой Златоуст). Кто с спорливостию завязывает беседу, от того отрицайся; а кто ищет вразумления и наставления, того не отказывайся научить. Пастырь должен и сам отыскивать особящихся в учении, чтобы вразумить их речью кроткою, но сильною; и уже, когда кто из них упорно останется с своим иномыслием, в противность истине Божией, тогда отрицаться от него, как заповедует святой Павел в другом месте: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (ср.: Тит. 3, 10).

Незлобиву — не серчать и не раздражаться при безуспешности вразумляющего слова. «Хорошо прибавил это Апостол; учителю особенно нужно иметь незлобие; иначе все будет тщетно. Если рыболов, целый день бросая сети и ничего не поймав, не приходит в отчаяние, то тем более (не должно отчаяваться) нам. Ибо часто случается, что плуг слова, действуя непрестанным внушением, входит в глубину души и истребляет овладевшую ею страсть. Кто слушал тысячу раз, тот должен что-нибудь почувствовать; ибо невозможно, чтобы человек, слушая непрестанно, нисколько не почувствовал. Таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться, потеряет все от нашего нетерпения; и произойдет то же, как если бы кто-нибудь, неискусный в земледелии, насадив виноград и окопав его в первый год, и во второй, и в третий, в надежде получить плоды, но, не получив их и потеряв надежду, по прошествии трех лет в четвертый год оставил бы его (без попечения, бросил), именно тогда, когда Должен был получить воздаяние за труды свои» (святой Златоуст).

С кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины?

«Сказав: незлобиву,— Апостол не довольствуется этим, но присовокупляет: с кротостию наказующу противныя. Здесь особенно нужно учителю поступать с кротостию; душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-нибудь полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, — и хотя готова слушать, но, будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот прежде всего должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего и полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. С кротостию— говорит. Видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними прежде их убеждения» (святой Златоуст). «Апостол и учит святого Тимофея пребывать в учении и не отчаяваться в рассуждении тех, которые не легко принимают слово проповеди. Кто с отеческою кротостию преподает учение неверующим и великодушно выслушивает их возражения, тот нередко убеждать может и крайне упорных еретиков» (блаженный Феодорит).

Еда како даст им Бог покаяние в разум истины

Еда како даст — не даст ли как-нибудь, нет уверенности, но и не отчаявается: может быть, образумятся. Указывает трудность исправления падшего в ложь: только Бог силен исправить его; внушает терпеливо продолжать вразумление его в надежде исправления, хотя слабой, и, следовательно, законополагает не отрицаться и не отсекать заблуждших, пока не удостоверишься, что они неисправимы и вредны для христиан верных, но простых в вере. Святой Златоуст говорит: «смысл этих слов следующий: может быть, и будет какое-либо исправление. Слово: еда како — употребляется о предметах, неизвестных в точности; следовательно, нужно отступать только от тех людей, о которых можем точно сказать и о которых убеждены, что они неисправимы, какие бы меры ни были употреблены. И то внушает сие слово, что при вразумлении надо иметь великое долготерпение. Заметь также, как он научает смиренномудрию. Не сказал: может быть, ты будешь в состоянии, но: еда како даст им Бог возникнуть; если и произойдет что-нибудь, все принадлежит Господу; ты насаждаешь, ты поливаешь, а Он возращает и устрояет плодоношение».

Говорит: не даст ли Бог? Но Бог всегда готов дать и ведение истины, и силу на добро. Но Он Дает не по одной власти вседержительства, а всегда по склонению произволения человеческого. Склонится произволение к желанию блага от Бога и взыщет его,— и Бог готов подать его и подает. Сомнение: еда како? — возбуждает не Божеская благоподатливость, а упорство человеческой воли. От нее нельзя наверное ожидать, что, быв вразумлена, восхощет и взыщет. Как же сокрушается упорная непокоривость истине? Покаянием. Оно умягчает сердце и нудит гордый ум склонить гордую голову свою под иго истины Божией. Бог представляет сознанию и свободе все вразумительные моменты. Когда понуждаемое ими сознание наляжет с своей стороны на свободу и последняя, поколебавшись, возжелает выйти из мрака, в коем держит ее упорство, тогда приходит Божие содействие и доводит сие покаянное начало до конца, то есть до решения бросить ложь и покорно восприять истину, как она есть, без пытливости, без примеси своих мудрований и без всяких колебаний. Вследствие сего, как в отверстые очи льется свет, так начинает литься свет истины в душу, покаянием разверстую, и она исполняется ведением ее. Все сие выражает Апостол, сказав: еда како даст им Бог покаяние в разум (в познание) истины?

Толкование на второе послание к Тимофею

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 25-26 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

Богопросвещенному взору апостола люди представляются заживо захваченными в сеть диавольскую. [Если] эта сеть есть мысленная, духовная, то выражение апостола значит то, что люди опутаны духовно [и телесно] и так удалены от духовного Света и Источника жизни – Бога, что они не видят ни Его, ни себя в том виде, в каком они есть; не имеют в себе жизни (живота не имате в себе (Ин. 6,53)) и заживо умерли душою: мысли погибельные, желания и намерения, клонящиеся к погибели, слова и дела – все у них направляется диаволом к их погибели, и он водит их, как слепцов, опутав их и зрение, и руки, и ноги их. В сеть диавольскую, как мы видим, уловлены им и пастыри и пасомые – и первым наложил он печать молчания на уста или старается всячески достигнуть этого, так что они не глаголют народу именем Господним, не просвещают его сердечных очей, ослепленных диаволом, или сами живут беспечно, порочно, не радея о своем спасении; а других связал он печалью века сего, или попечениями о житейском: лестью богатства, жгучею любовию к приобретениям или расслаблением душевных и телесных сил, не занятых трудами, страстями многоразличными: страстию к выездам, развлечениям, болтливости или страстями ненависти, мщения, зависти, скупости, неблаговидными привычками и наклонностями и всяким видом греха. Жалко и больно видеть человечество в этой диавольской сети, которой оно и не замечает, что еще горче (у него опутано все: и сердце, и ум, и вся душевная деятельность, и оно не замечает этих пут), и которую оно, кажется, охотно держит на себе и добровольно влечется в погибель. Нужна усиленная, горячая, от любящего сердца молитва пастырей и мирян благочестивых и боголюбезных, чтобы Бог призрел – хотя и недостойны того люди, совершенно Его оставившие, – чтобы Он призрел на них с высоты Своея и послал им пастырей по сердцу Своему, которые зажгли бы их разумом и учением, чтобы движениями Своего праведного гнева вразумил неразумных и обратил их к Себе.

Дневник. Том III. 1859–1860

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю

В пример христианам Тимофей должен с своей стороны являть кротость и незлобие в обсуждении разных вопросов среди членов Церкви. Даже с противниками Церкви - иудеями и язычниками - он не должен входить в ссоры, а кротко наставлять их, ожидая, что Бог даст им силы поверить проповеди Тимофея и таким образом вырваться из диавольских сетей, в каких они запутались (ср. Еф. II:2).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.23-26  От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

Меры благоразумного отношения к противникам веры состоят прежде всего в сдержанности, которая особенно необходима при суждениях о самых нелепых толках, когда преимущественно легко впасть в негодование, а потом при состязаниях и в ссору, между тем как здесь-то и необходима особенная осторожность, которой всего легче достигнуть чрез уклонение от суждения о том, что и не стоит никакого суждения. По отношению же ко всем Апостол заповедует служителю Божию быть приветливым, назидательным, незлобивым и даже с кротостию вразумлять противников, возлагая надежду на Бога, Который, имиже весть судьбами, может возбуждать в них чувство раскаяния и желание освободиться от уловившего в свои козни диавола, как главного виновника всех восстаний, направляющихся против Господа.

«Состязания и самых кротких увлекают в ссору, – говорит св. И. Златоуст. Неверующие и еретики, крайне нелепым своим противоречием истине, выводят из себя, и они, рассердившись, высказывают иногда, чего не хотели бы сказать... Рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?... Самое обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостию, оно возьмет за сердце и победит. Учителю особенно нужно иметь незлобие, иначе все будет тщетно. Никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. Видишь, как должно приступать к желающим научиться! И не нужно оставлять собеседования с ними прежде их убеждения. Нужно только отступать от тех людей, о которых можно точно сказать, что они неисправимы, какие бы меры ни были употребляемы. Надо иметь великое долготерпение. Заметь также, как он научает смиренномудрию. Не сказал: может быть ты будешь в состоянии, но: еда како даст им Бог возникнути; если и произойдет что-нибудь, все принадлежит Господу; ты насаждаешь, ты поливаешь, а Он возращает и устрояет плодоношение». Да и нельзя от сильных сетей диавольских освободиться без помощи Божией. А лжеучение, это – сети диавольские, говорит Апостол. И Сам Иисус Христос сказал, что диавол есть лжец и отец лжи. И когда он говорит ложь, то говорит свое. Люди же часто говорят по влиянию его, как это и было с Иудеями, о которых было сказано, что их отец диавол (Ин. 8:44). «Какое мрачное состояние, попавших в ложь!» говорит наш опытный толковник. «Сетями диавола бывают опутаны они, а думают, что они-то и обладают свободою ума. Враг предлагает уму призрак истины. Ум, полагая, что это – им самим постигнутое высшее ведение истины, увлекается сим призраком и пленяется им. Враг берет добычу живьем и потом заставляет плененных уловлять других и делать зло, прикрывая его видимостию добра» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

23. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24. рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25. с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26. чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю


Святой Павел дает наставление пастырю Тимофею, как ему благоразумно обращаться с лжеучителями, если необходимость заставит вести речь с ними.
«Святой Павел знал, что совершенно бесполезно вступать в такие состязания, какие тогда бывали, и что они оканчиваются не иным чем, как ссорою, враждою, оскорблением и злословием» (Златоуст). Почему? Потому, что эти состязания детски глупы, невежественны, и по предметам, и по способу ведения их. От таких, говорит, сварливых состязаний уклоняйся, и вот почему.
«При состязаниях, если они даже и необходимы будут по обстоятельствам, рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то как может ссориться раб Бога мира?» (Златоуст). Что же? Пастырю следует молчать или уступать противнику? Нет. Святой Павел в Послании Титу – пастырю, пишет – обличай со всякою властью (Тит. 2:15), обличай их нещадно (Тит. 1:13). И здесь святой Павел заповедует делать то же, но прибавляет – быть приветливым ко всем, не шумливым, или крикливым и задорливым, но кротким. «Сильное обличение, когда оно делается с кротостью, особенно может трогать. Сильное слово без кротости, может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостью, оно возьмет за сердце и победит» (Златоуст). Для тех, кто ищет вразумления и наставления, пастырь должен быть учителен – учителем добрым и кротким, при этом, не сердиться и не раздражаться, если его учение не приносит тотчас видимой пользы. Слово вразумления, на некоторые души, действует медленно, и только при многократном повторении, вразумляет их. Таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться в истине, потеряет все от нашего нетерпения» (Златоуст).
Особенно же, при вразумлении необходима кротость. «Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-либо полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, и хотя готова слушать, но будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. С кротостью, говорит, видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними, прежде их убеждения» (Златоуст). Особенно, ввиду того, что цель такого убеждения, есть спасение души. Может быть, путем кроткого и терпеливого вразумления, можно будет довести душу заблуждающуюся до раскаяния, и тогда Бог доведет покаяние ее до конца, до решения бросить заблуждения, и покорно принять истину как она есть, без всяких сомнений и колебаний. Только тогда они (противники) в состоянии будут освободиться от козней диавола, который оплел ум их ложью – призраком истины, как бы какою сетью, так что они, творя волю его, воображают, что живут и действуют по своей воле.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible