Скрыть
Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Верно слово, то есть справедливо то слово, что, если соумерли (вместе с Ним), и сооживем (с Ним).

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Будучи сонасажденными в подобии Его смерти, мы непременно будем совоскресены во Христе (ведь насаждение это именно и значит). Ныне же мы уподобляем Ему внутреннего человека - в меру вочеловечения [Его] в обновлении жизни и вплоть до послушания до смерти, с полной уверенностью в истинности Его слов, так чтобы стать достойными сказать по истине: Не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Что же касается будущего, то апостол решительно утверждает, говоря: Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем.

О крещении

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Апостол говорит, что мы будем соцарствовать Христу в царстве Христовом: Если же верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем. Но мы - через усыновление, Он - через власть; мы - по благодати, Он - по природе.

О Святом Духе. Книга 3

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Когда же мы умерли вместе с Христом? Апостол говорит о смерти как посредством купели крещения, так и посредством страданий.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Ты в купели крещения делаешься царем, и священником, и пророком: царем - повергнув долу все злые дела и умертвив греховные пожелания; священником - через посвящение себя Богу, через принесение тела своего в жертву Ему и через духовное заклание самого себя, по словам апостола, который говорит: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; наконец, делаешься и пророком - так как познаешь будущее, делаешься богодухновенным и запечатленным [Духом].

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Никита Ремесианский, свт. (†414)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Надлежит верить и в Его страдание по плоти, и в Его свободу от страдания по Божеству… Исповедуем [наше] единство [со Христом], дабы не отделиться от Него; по слову апостола, Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем.

Обоснование веры

Августин Аврелий, блж. (†430)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Если мы с чувством искреннейшего благочестия должны оставаться смиренными сердцем во все время странствия сего, когда мы живем среди искушений, насколько больше должны мы быть таковыми в те дни, когда мы не просто проводим время нашего смирения, проживая его, но также и обозначаем его, совершая службы? Быть смиренными нас научило смирение Христово, потому что, умирая, Он уступил нечестивым. Возвышенными нас делает высота Христова, потому что Он предшествовал благочестивым в воскресении. …Одно мы с должным благоговением отмечаем сейчас, так как приближается время Его страданий, а другое - после Пасхи, так как происходит Его воскресение.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может. Сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом, не словопретися, ни на куюже потребу, на разоpeниe слышащих. Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины

Верно слово, что избранные получат славное и вечное спасение; но так как некоторые сомневались относительно воскресения, то и нужно было употребить такое решительное утверждение. А что это слово действительно верно, это подтверждается и такими соображениями. Аще бо с Ним (со Христомъ) умрохом… Апостол разумеет здесь смерть духовную – чрез крещение, и телесную – чрез страдания… С Ним и воцаримся. Никто не лишает участия в благах того, кто участвовал с ним и в скорбях, а тем более Христос, – источник благости и человеколюбия. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Затем Апостол заимствует доказательства и устрашает неверующих в воскресение и худыми последствиями их неверия. Подумай, что будет терпеть отверженный Христом. Аще не веруем, Он верен пребывает. Если мы не веруем, что Иисус Христос воскрес, или что Он Бог, то Он однако пребывает верным, т.е. истинным. Сказавши, что Он воскреснет и что Он Бог (а об этом Он часто говорил). Он пребывает верным Себе, потому что Он воскрес и есть истинный Бог. Отречься же от Себя Иисус Христос не может, т.е. что Он не Бог, или что не воскрес. Апостол как бы так говорит: чрез наше отречение Иисус Христос нисколько не изменяется, но остается верным и истинным во всем, что к Нему относится. Он не может отречься от Себя, т.е. сказать о Себе неправду, что Он не воскрес, или что Он не Бог. Возвестивши о Себе это, Он не может сделаться обманщиком и не исполнить того, что обещал. Мы не делаем Его Богом своею верою в Него и неверием своим не лишаем Его божественной природы, но веруем ли мы в Него или не веруем, Он всегда пребывает Богом. Значит, мы сами получаем пользу от того, что веруем в Него. Не может, т.е. невозможно, чтобы Он отрекся. Он верен пребывает. Для нашего же спасения Он требует от нас, чтобы мы признавали Его, так как Сам Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него. - Сия воспоминай. Чтобы кто-либо не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол Павел сказал: сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом. Говорить же, приводя во свидетели Бога, – страшно. - Не словопретися. Так как дело это имеет какую-то приятность и душа человеческая всегда почему-то склонна к состязанию и словопрению, то ты, говорит апостол Павел Тимофею, приказывай не вступать в словопрение, призвавши во свидетели Самого Бога, чтобы слушатели знали, что если они будут пренебрегать этим твоим внушением, то Бог им судья. - Ни на куюже потребу. Постоянно заниматься изысканиями, рассуждениями и спорами не только не приносит никакой пользы, но служит и ко вреду более слабым из слушателей. - Потщися себе искусна, т.е. безукоризненным, поставити пред Богом, делателя непостыдна. Об этом стыде много было сказано. Вероятно, некоторые погибшие люди стыдились евангельской проповеди или потому, что апостолы терпели разные несчастия, и предметом проповеди служил распятый Христос, или потому, что самые проповедники были люди простые, так напр. Павел – делал палатки, Петр и другие были рыбаки. Слова эти можно и так понимать: не посрамись, сделавши что-нибудь худое. - Право правяща (ὀρθοτομοῦντα – право отсекающа) слово истины. Как ножом отсекай излишние и подложные учения, которые погибшие люди примешали к проповеди, и Духом Святым веди народ ко всему правому.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Верно слово

Так как многие сомневаются относительно будущей жизни и славы, говоря: когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду? и тому подобное: поэтому апостол, подтверждая свое слово, говорит: верно слово. Какое слово? то, что избранные достигнут славного и вечного спасения.

если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Подтверждает то же самое и человеческими соображениями. Уже и выше апостол представил доказательство этого сказав: помни Господа Иисуса, воскресшего из мертвых; он показал, что Христос воскрес после смерти. Каким же образом подтверждает? Если в скорбях мы участвуем со Христом, то в благах ужели нет? И человек не сделал бы так, не тем ли более Бог, источник правды и благости? апостол говорит здесь и о смерти духовной в крещении, и о смерти телесной чрез страдание и мучение.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем

Хотя от улучения спасения неотъемлем венец славы, Апостол, однако ж, нашел нужным и доказательно подтвердить это. Верно, говорит, слово, – «то есть истинно, несомненно, чуждо лжи» (блаженный Феодорит). «Какое слово? То, что избранные улучат спасение со славою вечною» (блаженный Феофилакт). И тотчас представляет доказательства. Достаточно было бы этого одного удостоверительного слова из уст посланника Божия. Но поелику, «когда здесь предстояли смерть, мучения, узы, а Павел говорил своим слушателям, что они пойдут в жизнь вечную, – иной мог не поверить тому, говоря: что ты проповедуешь? Как так, – когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду?! – то, дабы никто не подумал этого, Апостол представляет несомненное тому доказательство» (святой Златоуст).

Доказательство это, как и всюду у святого Павла, берется из воскресения Господня. Поелику Господь, умерши плотию, воскрес и пребывает во славе, то и все делающиеся едино с Ним верою, жизнию по вере и благодатным освящением чрез таинства хотя и умрут, но потом в свое время оживут (см.: Ин. 11, 25) и внидут в Царствие вечно славное. Внимание Апостола сосредоточено на воскресшем Господе. Он уже заповедал выше памятовать о Нем святому Тимофею, в воодушевление в трудах пастырства (стих 8). Теперь другой момент указывает в сем же воскресении и к возбуждению веры, и к воодушевлению на проповедь о вере, – именно что верующие воскреснут о Христе к вечной славе, – и что если верующих это ожидает, то тем вернее упование того для благовестников о вере.

Аще с Ним умрохом, συναπεθανομεν, – если со-умерли Ему. В час решимости прилепиться к Господу верою и последовать заповедям Его, еще глубже ее, в основе ее полагается готовность во всякий час умереть за сию веру и сии заповеди, если то потребуется, но не отступать от них и чрез то от Господа. Всякий посему истинно уверовавший в Господа есть уже умерший с Ним произволением. Если потом и действительно придется кому пострадать и умереть, то это не новое что, а только сретение предвиденного и возжеланного прежде. Хотя и не придется кому сретить ничего подобного, но то первое, внутреннее определение себя на смерть тем не менее в очах Божиих и в совести есть смерть, – и всякий, в сих расположениях прилепившийся ко Господу, может со всею искренностию, вместе с другими, действительно умершими ради Господа, исповедать: с Ним умрохом.

То с Ним оживем, συζησομεν, – то и сожительствовать будем Ему, или жить будем с Ним, – и, поелику Он во славе, будем жить с Ним вечно-славною жизнию, как Сам Он и обетовал: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Святой Златоуст говорит: «в самом деле, если мы участвуем со Христом в скорбях и страданиях, то ужели не будем участвовать с Ним в благах? Этого не сделал бы и человек, – чтобы, достигнув покоя, не принять в общение с собою того, кто решился вместе с ним страдать и умереть». «И человек не сделал бы так, не тем ли паче Бог, источник правды и благости», – дополняет святого Златоуста блаженный Феофилакт.

Но какая здесь разумеется смерть? Верующие в Господа умирают и духовно, произволением, когда в крещении умирают греху с готовностию и телесно умереть за Господа, за веру Его и заповеди, – умирают и телесно, когда во время гонений терпят за веру муки и лишаются жизни. Как же здесь разуметь умрохом? Хотя по обстоятельствам, в каких находились святой Павел и святой Тимофей, ближе будет к течению речи разуметь здесь телесные скорби и смерть; но как не все верующие страдают и умирают за веру, обетование же выражается общее, то нельзя отрицать здесь мысли и о смерти духовной. К тому же святой Павел с святым Тимофеем еще не умерли телесно, духовно же, то есть греху, с готовностию и на телесную смерть, умерли и постоянно пребывали в сей смерти, как и свидетельствовал о себе святой Павел: по вся дни умираю (1Кор. 15, 31). Почему неошибочно будет думать, что «Апостол говорит здесь и о смерти (духовной) в крещении, и о смерти (телесной) чрез страдание и замучение» (блаженный Феофилакт). Так и блаженный Феодорит: «Сие: с Ним умрохом – Апостол сказал не об умерщвляемых только, но и о крещаемых; ибо и они, искренно веруя и показывая жизнь, сообразную вере, приобщаются жизни Владычней». Святой Златоуст хотя допускает у Апостола мысль и о смерти духовной, но преимущественно дает мысли о смерти телесной. «Когда же мы умерли со Христом? Апостол говорит о смерти, как посредством купели крещения, так и посредством страданий. Так он говорит: спогребохомся Ему крещением (Рим. 6, 4) и еще: ветхий наш человек с Ним распятся (Рим. 6, 6), – это – смерть духовная. А мертвость Господа в теле носяще (ср.: 2Кор. 4, 10) и еще: снасаждени быхом подобию смерти Его (Рим. 6, 5), – это смерть телесная. Здесь же он говорит и о смерти посредством искушений, и преимущественно об ней; ибо он находился в искушениях, когда писал это. Смысл слов его следующий: если ради Него мы умерли, то ужели не оживем ради Него? В этом нет сомнения».

Толкование на второе послание к Тимофею

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

В Адаме мы все согрешили, и потому все и умираем; в Господе, напротив, умерши, оживаем; терпя с Ним бедствия, с Ним и воцаримся, и это по тесной связи Адама, родоначальника нашего, с нами, потомками, равно как и Господа Иисуса – нового Родоначальника нашего. Если мы не веруем в Господа, в Его искупительные заслуги, наше неверие веры Божией не упразднит: Бог, искупивший нас, верен пребывает, ибо Себя отречься не может. Страшись же неверия, как самого опасного врага.

Дневник. Том II. 1857–1858

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Будем почитающими Дух Христов, И тогда получим благодать мы от Него. Станем чужими для мира, Как и Христос, Который не был от мира. Будем смиренными и кроткими, Дабы дал Он землю жизни нам в наследие. Неотступно будем служить Ему, И Он поставит нас служителями в скинии святых. Вознесем молитву нашу в чистоте, И взойдет она ко Господу величия. Приобщимся к Его мучениям, Чтоб и нам ожить Его воскресением. Понесем на плоти нашей Его знамение, Да избавимся от гнева грядущего.

Тахвиты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть.

Умерли – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю.

Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем

Спасительные надежды, о которых Апостол говорит здесь и далее (в 12 и 13 ст.), имеют то же возбуждающее и подкрепляющее значение. Эти надежды, главным образом, основываются на Иисусе Христе, так как проповедь апостольская есть проповедь о имени Его и спасении чрез Него, а потому, насколько несомненна Его слава, настолько же прославятся и проповедующие о Нем, а также и все истинно верующие во спасение силою Его.
«В самом деле, говорить св. Иоанн Златоуст, если мы участвуем со Христом в скорбях и страданиях, то неужели не будем участвовать с Ним в благах? Этого не сделал бы и человек, чтобы, достигнув покоя, не принять в общение с собою того, кто решился вместе с ним страдать и умереть. Когда же мы умерли со Христом? Здесь Апостол говорит о смерти от искушений, ибо он находился в искушениях, когда писал это. Смысл его слов следующий: если ради Него мы умерли, то неужели не оживем ради Него? В этом нет сомнения».
«Внимание Апостола сосредоточено здесь на воскресшем Господе», – пишет преосв. Феофан. «Он уже заповедал выше памятовать о Нем (ст. 8). Теперь другой момент указывает в сем же воскресении, именно, что верующие воскреснуть о Христе к вечной славе, и что если верующих это ожидает, то тем вернее упование того же для благовестников о вере. Улучающий спасение внемлет Евангелию, кается, полагает твердое намерение жить свято, приемлет таинства и живет руководимый апостольскими преемниками. Даром учреждено домостроительство спасения, даром призываются ко спасению; далее же самые первые шаги по пути спасения требуют уже и собственных усилий. И все соделание спасения идет взаимодействием благодати и своих усилий. Всякий идет по нему вспомоществуемый благодатию до конца жизни, после коего улучившего спасение осеняет слава вечная, по мере понесенного труда над собою. Слава вечная не со вне приходит, а внутри раскрывается. Внутри же она начинается и зреет с момента вступления на путь спасения».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12. если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас

 

Несомненно, истинно – верно слово, что искренно уверовавшие в Господа Иисуса, в самом крещении принимают решение умереть для греха (см. Рим. 6:4), распять плоть свою со страстями и похотями. Это необходимая для всякого истинного христианина, духовная смерть, для наследия жизни вечной. Но если для сохранения веры, будет необходимо перенести телесные страдания и самую смерть, то и это должно сделать – пострадать и умереть и телесно за Христа (ср. 2Кор. 4:10; Рим. 6:5). Если, говорит, с Господом Иисусом мы умерли, то с Ним и жить будем, если с Ним терпим, с Ним и воцаримся. Поэтому, хотя скорбям и самой смерти подвержены все, но не все после смерти будут жить и воцарятся с Господом, а только те, которые терпят и умирают с Господом, то есть неизменно, без всякого колебания, остаются в общении с Господом верою и любовью. Только общение с Господом верою и любовью, делает терпение страданий средством к воцарению с Господом. Если же, говорит, мы во время скорби отречемся от общения со Христом, то и Он отречется от нас.
Какой же конец этого? Тот, что отрекшийся от Христа, и Им отверженный, душу и тело погубит в геенне (ср. Мф. 10:28-33). Все это, несомненно, истинно, как истинен Сам Бог, давший такое обетование.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible