Скрыть
Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-5 кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем

И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа, то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время Тайной Вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть; а иже аще соблюдает слово Его, поистине в сем любы Божия совершенна есть.

Видение Христа

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам» (Ин. 14:21).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть

И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и “лжец есть”. Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково – как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают творцы слова, а не точию (только) слышатели, прельщающе себе самех (Иак. 1:22).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Тот, кто познал, и дела совершает, которые относятся к обязанности добродетели. Кто же совершает дела, в силу этого еще не познал: ведь может быть тем, кто знает о правильных делах, однако не об умопостигаемых таинствах. Зная, далее, что некоторые люди совершают добрые дела из страха наказания, а некоторые ради вознаграждения, апостол учит, что познавший Бога в совершенстве творит добрые дела из любви.

Заметки на Кафолические послания

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 3-4 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Как не знали Бога погибшие, так и Бог не знал их, как Сам говорит, что Я никогда не знал вас.

Трактат на семь Кафолических посланий

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Несоблюдение заповедей Божиих – ясный признак того, что человек не имеет истинного познания о Боге, хотя бы сам он и говорил о себе, что знает Бога. Он лжец, и нет в нем истины. Он говорит неправду, будто познал Бога; он не усвоил себе истины или разумения Божественного учения. Если бы он усвоил себе Божественное учение, то не мог бы не питать в себе любви к Богу и не мог бы не соблюдать заповедей Божиих. Как солнечному свету естественно согревать и питать растительную жизнь; так истинному познанию Бога естественно питать любовь к Богу и ревность к соблюдению заповедей Божиих. А если кто не исполняет заповедей Божиих, тот, явно, не имеет истинного познания о величии Божием, о свойствах Его, о делах и благодеяниях Его; явно, его познание неистинное, холодное, бесплодное и мертвое. Такое знание не питает любви к Богу, и потому оно не располагает и не побуждает к соблюдению заповедей Божьих. Нелюбящий Меня, – говорит Господь, – не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24). Такое знание надмевает, по слову апостола Павла (1Кор. 8:1), а не спасает; такое знание имеют и падшие духи, как написано: и беси веруют, и трепещут (Иак. 2:19).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины

Кто говорит и проч.: несоблюдение заповедей Христовых есть несомненный признак того, что человек не имеет истинного познания о Христе, хотя бы он сам не только говорил, но и уверен был, что он имеет познание о Христе; таковой или заблуждается, или говорит сознательно неправду и во всяком случае лжец, и нет в нем истины; он или говорит неправду сознательно, или ошибается, не усвоив себе истинного разумения учения Христова. Солнечному свету естественно согревать и питать растительную жизнь, — так истинному познанию Христа свойственно питать любовь к Нему и ревность к соблюдению Его заповедей; противное будет свидетельствовать о том, что познание холодно, бесплодно, мертво. Такое познание только надмевает человека и приводит его к осуждению, а не спасает.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

Высказав основной догмат Христовой христианской веры о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, - именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4-6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека.

Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3-5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет. 2:21; Ин. 8:29; 17:4).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-6 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал

     
Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любвиКто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос (Ин.14:21). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. (Ин.13:34).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О любви к Богу и ближнему.
 

Лк.10:27. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27; 2:14-17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible