Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Иоанна 2:25
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
Святые отцы
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Иоанн словно бы отвечает вопрошающим: вот, я услышал благую весть от начала и с тех пор стою на страже и повинуюсь, подвергаясь опасностям в борьбе с искушениями; так какая меня за это ждет награда? Иоанн говорит: обетование, которое нам обещано, есть жизнь вечная.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 20-25 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Чтобы после того, как апостол высказал предшествующее, кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими, он прилично прибавляет: и вы имеете помазание. Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли священное помазание, и чрез оное Святого Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи. Так как умножилась ложь, то и сказал я, что появилось много антихристов. Ибо если Христос есть истина (Иоан. 14:6), и вы, познавшие Его, имеете истину в себе; то, очевидно, лжец, противящийся истине, то есть Христу, есть антихрист. А кто лжец? Тот, кто говорит, что Иисус не Христос. Так прескверный Симон пустословил, что Иной - Иисус, и Иной - Христос; Иисус - родившийся от Девы Марии, а Христос - нисшедший с неба на Иордан. Итак, кто соглашается с этой ложью, тот антихрист. Лжец же и антихрист и тот, кто отвергает Отца и Сына. Ибо иные еретики (из которых выродился проклятый Валентин) говорили, что Иной - Отец безымянный, и Иной - называемый Отцом Христа. Сии же самые отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали; ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного. То же пустословили и единомышленники Симона. Таковы мнения еретиков. Но вы храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог; ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним. Ибо обетование Его таково: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17:21); и еще: да имеют жизнь вечную, сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Иоан. 17:3).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Посланник Самой воплощенной Истины свидетельствует, что эта Истина, Бог Слово обещал нам жизнь вечную после смерти на небесах. Какое утешение для всякого добродетельного человека: после трудов и подвигов настанет вечное утешение, вечный покой!
Иустин (Попович), прп. (†1979)
обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни. И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный. (Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.)
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
См. также Толкование на 1Ин. 2:18
Иларий Арелатский, еп. (†449)
обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Это и есть обетование: [верный] получит стократ в настоящем и вечную жизнь обретет.
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Единородный Сын Божий для того, по всеблагой воле Отца небесного, и сходил на землю, восприняв наше человеческое естество, учил и совершал великие чудеса, пострадал и умер, – чтобы всем верующим в Него даровать жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Для того и Апостолы проповедали евангельское учение, созидали Церкви и оставили писания, чтобы верующие, пребывая в Церкви и сохраняя живую веру во Христа, наследовали жизнь вечную, как говорит Богослов в своем Евангелии: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31).
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Обетование это есть жизнь вечная: то есть вечную жизнь обетовал Спаситель тем, кто пребудет во Отце и Сыне. Господь говорил апостолам и в лице их всем верующим: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3 и прим.). «Храните у себя то, что вы слышали от начала, именно — что Христос есть Бог, ибо это значат слова — в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним» (Феофилакт). Это общение и познание Бога, о котором говорил Господь (ср. 1Ин. 2:3-4), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верою, общение и познание живое и действенное, объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию, и потому такое познание и общение есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни Богом Отцом и Христом, Которые и пребывают в имеющем такое познание (Ин. 3:15; Ин. 14:23; Ин. 17:21 и прим.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 24-25 итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная
Антихристианскому лжеучению Апостол противопоставляет евангельское благочестие, слышанное каждым верующим в начале христианской жизни. Апостол убеждает христиан неизменно, без всяких изменений и прибавлений, хранить принятую христианскую истину, говоря, что под условием пребывания ее в них, осуществится пребывание 1-е их в Сыне и вечная их жизнь, - по обетованию Спасителя (см. Ин 17:21, 23). «Храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог, ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, т. е. будете в общении с Ним» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Высказавши главное христианское учение о Божестве Иисуса Христа, Апостол потом раскрывает другой важный догмат, а именно – о жизни вечной, относительно которого, вероятно, также распространялись ложные толки, для устранения коих и решительного убеждения христиан Апостол опять ссылается на высшее свидетельство христианского духа и всего того, что было предано им прежде, т. е. посредством многоразличного устного первоначального просвещения, по силе коего они сделались близкими Сыну Божию и через Него Богу Отцу, а вместе Духу Божию, Который и наставляет христиан на всякую истину (Ин.3:8; Ин.16:13).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими