Скрыть
Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Духовное помазание есть сам Святой Дух, Который преподается в таинстве незримого помазания. Автор послания утверждает, что все слушающие его уже помазаны Духом Святым и умеют различать злых и добрых людей; поэтому ему нет нужды учить их тому, чему их учит само помазание. И поскольку он говорит здесь о еретиках, то подчеркивает, что его слушатели имеют помазание от Святого, в противоположность еретикам и всем тем, кто от антихриста, которые лишены этого дара Святого Духа и не принадлежат Господу, Которого пророки называли Святым. Эти последние, скорее, слуги сатаны, ничего не имеющего от святости и владеющего местом погибели.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-25 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная

Чтобы после того, как апостол высказал предшествующее, кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими, он прилично прибавляет: и вы имеете помазание. Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли священное помазание, и чрез оное Святого Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи. Так как умножилась ложь, то и сказал я, что появилось много антихристов. Ибо если Христос есть истина (Иоан. 14:6), и вы, познавшие Его, имеете истину в себе; то, очевидно, лжец, противящийся истине, то есть Христу, есть антихрист. А кто лжец? Тот, кто говорит, что Иисус не Христос. Так прескверный Симон пустословил, что Иной - Иисус, и Иной - Христос; Иисус - родившийся от Девы Марии, а Христос - нисшедший с неба на Иордан. Итак, кто соглашается с этой ложью, тот антихрист. Лжец же и антихрист и тот, кто отвергает Отца и Сына. Ибо иные еретики (из которых выродился проклятый Валентин) говорили, что Иной - Отец безымянный, и Иной - называемый Отцом Христа. Сии же самые отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали; ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного. То же пустословили и единомышленники Симона. Таковы мнения еретиков. Но вы храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог; ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним. Ибо обетование Его таково: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17:21); и еще: да имеют жизнь вечную, сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Иоан. 17:3).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Миропомазании

 

Сектанты говорят: Для Духа Святого не нужны никакие действия, никакое масло, Он и Сам сходит (Ин.3:8).

Православный ответ: Господь Спаситель мог исцелить единым словом, однако, допускает, разные действия (Мк.7:32-35; Ин.9:6-7). И с получением даров Духа Святого случалось то же: Апостолы то возлагали руки на крещенных (Деян.8:17), то говорят о помазании (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20). Священнодействия эти даже Симону Волхву были понятны, и он хотел купить право на ннх, а сектанты не могут этого уразуметь.

Оружие правды


О Миропомазании
 

Сектанты говорят: Пашковцы и молокане говорят, что для получения даров Святого Духа не нужно ни миропомазание, ни возложение рук, а только вера: поверили во Христа Корнилий сотник и домашние его, на них и сошел Святой Дух без всякого миропомазания. Так, будто, и на сектантов Дух сходит, благодаря их вере.

Православный ответ: Корнилий сотник получил дар Святого Духа чудесно, чтобы этим открылось Апостолам, что и язычников можно принимать в Церковь, хотя они этого не допускали сначала. Однако, после получения Святого Духа, Ап. Петр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10:48). Но другого подобного чудесного получена Святого Духа не было. Да если бы не нужно было никакого священнодействия для этого, тогда Апостолов и в Самарию для этого не посылали бы (Деян.8:14-16). И в другом случае Апостолы не говорили бы о помазании от Бога (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20).

Оружие правды

Иустин (Попович), прп. (†1979)

и вы помазание имате от Святаго, и весте вся

Весте вся, и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы весте все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу. От кого знаете? От Святаго. Потому что только со Святым (т.е. со Христом) все становится понятным. Помазание имате от Святаго, и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью “Святого” и тогда приходит в правое истинное познание Святого Бога, и с Его помощью приобретает и все другое необходимое для человеческой сущности. Только жительствуя, только живя со “Святым” и “во Святом”, человек удостаивается (как мы выше говорили) истинного знания о всех необходимых составляющих его бытия.

Из всего этого можем заключить, что только святые суть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений; да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его (2Кор. 2:11), как нам открыл святой Апостол Павел. И святость соблюдает святых, которые, зная зло и все соблазны, не бывают ими побеждены. Они до последней капли и подробности знают тайну блага и тайну зла, таинство истины и таинство лжи.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1Ин. 2:18

Экумений (†VIв.)

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Ибо вы приняли через святое крещение священное помазание, а через него - и Божественный Дух, ведущий вас ко всякой истине, поскольку вы постигли, что пишу я это вам не как не знающим, но как знающим.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 20-21 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины

Так св. Иоанн, показывая причину, почему пишет не пространнее, а предлагает только краткие наставления, говорит, что пишет к знающим истину, которым не нужно подробно раскрывать ее. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Вы истинные христиане, помазанные Духом Святым, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), вы участвуете в дарах Св. Духа. Силою сего помазания вы знаете все, что нужно знать для получения спасения, для того, чтобы спасительные истины отличать от заблуждения и обмана; чтобы всегда вам хранить истинную веру и удаляться всякого лжеучения и пагубного греха.

В понятии помазания Апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое верующие приобрели уже и приобретают при помощи слова Божия и устных христианских наставлений (ст. 24), и, пребывая в Церкви, должны всегда хранить, вспомоществуемые благодатью Святого Духа.

Поэтому Апостол, предполагая в христианах помазание Духом Святым, по заслугам Христа Спасителя, говорит далее: я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Я написал вам не с тем, чтобы предложить вам подробное учение об истинах правой веры, как бы доныне вы не знали сего учения; нет, я написал это потому, что вы, имея помазание от Святого, знаете это учение истины, равно как знаете и то, что всякая ложь, или всякое ложное учение, какое стали распространять лжеучители, не происходит от истинной веры, из недр святой Церкви, которой Глава есть Иисус Христос; но я только напоминаю вам, как знающим истинное учение, остерегаться лжеучителей.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Впрочем: оговаривает апостол причину того, почему он не излагает такого важного предмета, как учение об антихристах и антихристе, подробно и обстоятельно, а преподает лишь краткие наставления. Причина та, что читатели послания, как и все христиане, имеют уже достодолжное понятие об истине христианского учения от того помазания, которого сподобились они от Святого и которым правильно могут отличать истину от лжи. — Вы имеете помазание: помазание было символическим в Ветхом Завете действием излияния на помазуемого особых даров Божиих для особенного служения Богу, или Церкви Божией, каково служение первосвященническое, пророческое и царское (см. прим. к Мф. 1:1). В первое время христианской Церкви христиане получали особенные дары Святого Духа чрез возложение рук, но вскоре же это действие заменено было действием помазания, как видно то, между прочим, и из рассматриваемого места, и из посланий апостола Павла (2Кор. 1:21-22; Еф. 4:30). В понятии помазания апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются и запечатлеваются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое приобрели и приобретают чрез сие верующие и которое само научает их вере и ее познанию (1Ин. 2:27), отличая истину от лжи. — От Святого: то есть Господа Иисуса Христа, как видно из подобного изречения в стихе 27-м; так как Господь послал от Отца Утешителя — Святого Духа, Который и разделяет дары Свои верующим, сообщая им помазание и запечатлевая их. Святым Господа Иисуса Христа, Сына Божия называет Иоанн и в Апокалипсисе (Откр. 3:7; Деян. 3:14; Мк. 1:24; Лк. 4:34). И знаете всё: изречение безусловное вместо относительного. Всё не в том смысле, чтобы христианин безусловно всё знал (что невозможно), а всё существенное, что необходимо для спасения и для того, чтобы отличить спасительные истины от заблуждения лжеучителей и лжи. Обольстители, или антихристы, и сами заблуждаясь и вводя верующих в заблуждение, обольщаются и обольщают так, что не только простым в вере, но и искусным, без особенного духовного озарения свыше, трудно отличить их и учение, и действия от истины, и вот потому-то, между прочим, христианам даровано помазание от Святого, которым они могут знать и знают все, что нужно им знать, для спасения, чтобы хранить правую веру и удаляться от лжеучения и лжеучителей.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины

Апостол не считает необходимым подробное раскрытие об антихристах или лжеучителях: как христиане читатели послания обладают ясным сознанием истины из непогрешительного источника - от Божественного дара помазания от Святого (crisma apo toϋ Agiou, т. е. Иисуса Христа, ср. ст. 27), преподающего всем верующим дары Святого Духа через особое видимое действие (2Кор. 1:21; Еф 4:30), дополняющее крещение (Деян 8:14-17; 10:47-48). Апостол пишет не для научения новому, а для напоминания и утверждения читателей в известном им с первых дней их христианского бытия. Помазание, благодать Святого Духа, дарованная христианину вслед за крещением, в миропомазании, дает христианину верный принцип для распознания христианской истины от ее искажения; конечно, христиане, в силу благодати помазания называемые «царями и священниками Богу» (Откр 1:6), знают «все» (panta) не в абсолютном, а в ограничительном смысле: знают истину благовестия Евангельского, истину дела спасения, совершенного Христом Спасителем, Сыном Божиим.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

     Как на высшее и последнее удостоверение истины христианства, Апостол ссылается на особенный благодатный дух, пользуясь озарением которого, христиане могут непогрешительно верно судить как об истинной христианской вере, так и о жизни, особенно сравнительно с лжеучением и непотребною жизнью еретиков.

     Этот дух или силу, – руководясь которой христиане могут ясно различать всякую истину от всякой лжи, – он называет «помазанием», так как она получалась через помазание святым елеем (2Кор.1:21), издревле бывшим символом излияния особенных даров (Исх.39:37,38); (1Цар.10:1); (Пс.44:8); (Ис.61:1). Таким образом, под помазанием можно разуметь не только дар разумения истины, но и самый источник даров – Духа Святаго, о Котором Иисус Христос говорит Апостолам: Утешитель же, Дух Святый, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26). Подобно Апостолу Иоанну говорит о действии Духа Божия в сердцах христиан и святой Василий Великий: «как в здоровом глазе находится сила или способность зрения, таково и действие Святого Духа в душе очищенной».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:6. Для духовного возрождения человека и прощения его грехов Господь установил, кроме таинства крещения, в котором дается благодать Св. Духа, еще и возложение рук, замененное затем таинством миропомазания, сообщающим дары Св. Духа. Что крещение одно таинство, а возложение рук – другое, видно из многих мест Свящ. Писания: Деян.8:12-18;19:6; 2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20-27 и др.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Необходимо различать в учении Христа воду, как внешнее средство возрождения: Ин.3:5,23, от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 (см. объясн. сего стиха). Что первая необходима, читай Мк.1:9-10; Деян.8:36-38, а вторая – вода духовная дается Церковью Христовой чрез таинство миропомазания: 2Кор.1:21; 1Ин.2:20,27; Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible