Скрыть
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Кто говорит языком, себя только самого назидает тем, что узнает, что он удостоен даров Духа, - а кто пророчествует, тот всю Церковь Божию назидает.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Обстоятельно показав (коринфянам) все достоинство любви, (апостол) наконец убеждает их ревностно стремиться к ней; потому и говорит: «достигайте». Гонящийся за чем-нибудь видит только то, чего старается достигнуть, устремляет к тому все внимание и не отстает, пока не достигнет. Когда он не может достигнуть сам собой, то старается остановить бегущего при помощи находящихся впереди его, с великим усердием убеждая находящихся вблизи задержать бегущего и задержав не выпускать, пока он сам не достигнет до него. Так же будем поступать и мы: если не достигаем до любви, то будем просить находящихся близко к ней задержать ее, пока мы не приблизимся к ней; а когда достигнем, то постараемся не опускать ее, чтобы она опять не убежала от нас. Она часто удаляется от нас, потому что мы обращаемся с ней не надлежащим образом и предпочитаем ей все другое. Потому надобно употреблять все меры, чтобы крепко держать ее. Если будет так, то мы без большого или, лучше, без всякого труда, а напротив с радостью и торжеством, будем идти по узкому пути добродетели. Потому (апостол) и говорит: держитесь ея. Далее, чтобы не подумали, будто он вел речь о любви для того, чтобы унизить дарования, присовокупляет: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:1–3). Здесь он сравнивает дарования, и поставляет ниже других дар языков, доказывая, что он и не совсем бесполезен, и не очень полезен сам по себе. Коринфяне много превозносились им и считали его великим дарованием, – считали великим потому, что апостолы получили его прежде всего и с такой торжественностью. Но это не делало его превосходнее других. Почему апостолы получили его прежде всего? Потому что должны были ходить повсюду. Как во время столпотворения один язык разделился на многие, так тогда многие языки часто принадлежали одному человеку, и один и тот же говорил на персидском, на римском, на индийском и на многих других языках, по внушению Духа. Такое дарование называлось даром языков, потому что (владевший им) мог говорить вместе на многих языках. Смотри же, как (апостол) и уничижает его и возвышает; словами: «ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его», уничижает, показывая, что это дарование не очень полезно; а далее словами: «он тайны говорит духом», опять возвышает, чтобы оно не показалось излишним, бесполезным и напрасно данным. «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение». Видишь ли, с какой стороны он доказывает превосходство этого дарования? Со стороны его общеполезности. И везде он предпочитает то, что приносит пользу многим. А те, скажи мне, разве не людям говорили? Но не с таким назиданием, увещанием и утешением.

Иметь вдохновение от Духа одинаково свойственно обоим, и пророчествующему и говорящему языками; но первый, т. е. пророчествующий, имеет преимущество пред последним в том, что он еще полезен слушателям. Говорящих языками не слышали не имевшие этого дарования. Что же? Неужели они не назидали никого? Да, говорит, только самих себя. Потому (апостол) и присовокупляет: «кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1Кор.14:4). Каким же образом, если он не знает, что говорит? Но здесь (апостол) беседует о тех, которые знали, что говорили, знали сами, но не могли передать другим. «А кто пророчествует, тот назидает церковь». Какое различие между одним и церковью, такое же различие между первым и последним. Видишь ли мудрость (апостола), как он не обращает этого дара в ничто, а показывает, что он, хотя приносит пользу, но малую, и достаточен только для обладающего им?

Гомилия 35 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Многие, говорящие языками, не могли объяснить того, что сами говорили. Посему они были полезны только сами себе. А пророчествующий полезен для всех слушателей. Посему какое расстояние между пользой одному и пользой Церкви, такое же расстояние между языками и пророчеством.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Глаголяй бо языки, себе зиждет, а пророчествуяй, церковь зиждет

Говорящий языками только сам себя понимает; потому себя только и назидает, а пророчествующего все находящиеся в Церкви понимают, все и назидаются. А в этом и цель даров. Они даются на потребу Церкви, или на умножение членов ее чрез обращение их к вере, к чему служит и дар языков, или на созидание уверовавших, к чему служит преимущественно дар пророческий, проповеднический. Некоторые полагают, что говорившие на языках и сами себя не понимали; но как бы они назидали себя, если б не понимали себя? «Апостол беседует о тех, которые знали, что говорили,– знали сами, но другим передать не могли» (святой Златоуст). Пророчествующий как назидал других? И вообще раскрытием таинств веры и жизни, или иногда и частнее «чрез откровение помыслов и обнаружение тайно совершающегося» (Феодорит). Этого рода речи должны были всех содержать в строгом к себе внимании, из опасения пристыждения при всех. Пусть не всегда, а изредка это бывало; да хоть и однажды только, и это не могло не держать всех в бодренности. Отсюда исходило назидание, не на один момент, а на всю жизнь. Сличив пользы от того и другого дара, увидим, что «какое различие между одним и Церковию, такое же различие и между сими дарами. Видишь ли, как Апостол не обращает этого дара в ничто, а показывает, что он хотя приносит пользу, но малую, ограничивающуюся только тем, кто обладает им» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Через то, что только сам и знает, что говорит, сам себя назидает: а ведь кто пророчествует, тот весь народ назидает, ибо понимают все, что говорится. Пророками называет Павел истолкователей Писания. Ибо как пророк предсказывает будущее, которого не знают; так и тот, кто смысл Писаний, который для многих скрыт, открывает, пророком называется.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. (1Кор.14:1-6)


Здесь ап. Павел показывает преимущество, какое имеется на стороне дара пророчества в сравнении с даром языков. Оно состоит в том, что, кто говорит на незнакомых для собрания языках, тот не служит назиданию собравшихся, а кто пророчествует, т. е., изъясняет предметы веры, тот назидает церковь. Эти мысли апостола (равно как и мысль 1Кор.14:19) штундисты стараются обратить в упрек против не всем понятного славянского языка, употребляемого у нас в богослужении. Но ап. Павел не порицает дара языков, и о нем выражается с уважением («кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу», «тайны говорит духом», 1Кор.14:2, «назидает себя», 1Кор.14:4), благодарит Бога за то, что больше всех владеет этим даром (1Кор.14:18), если же и говорит о бесполезности его для слушателей, то при том только условии, когда речь на незнакомом языке не сопровождается изъяснением (1Кор.14:6, 19, 39). Между тем, непонятные славянские речения в наших церковных молитвах изъясняются и в школе, и с церковной кафедры. Кроме того, церковно-славянский язык не может назваться незнакомым для русских христиан, так как большею частью слова его общи и употребительному русскому языку, и лишь весьма малая часть их исключительно принадлежит только церковно-славянскому. Да и можно ли найти такое наречие или говор, изобрести такое изложение, чтобы все слова и выражения были, при многочисленном собрании людей, для всех одинаково ясны?

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Почему наиболее желательным для христиан должен быть дар пророчества? Потому что он полезнее, чем другие дары, и прежде всего полезнее дара языков, к получению которого коринфяне так стремились. Что такое говорящий языками? Это человек, обращающийся прямо к Богу с своею речью, которая для остальных, присутствующих при богослужении, остается непонятною. - Никто не понимает. Это выражение никто - очень важное доказательство против того предположения, что речь говорившего языками была речью на иностранном языке. Если бы Ап. разумел такую речь, он бы не мог сказать, что ее никто не понимает, так как в Коринфе было не мало пришельцев из разных стран света. - Тайны. Здесь слово тайна имеет значение вообще скрытого, непонятного для слушателей. Один говорит, а для прочих речь его остается непонятной, таинственной. - Духом т. е. находясь в состоянии особенного восторга (духом - πνεύματι = особое вдохновенное настроение самого говорящего). - Назидание - это укрепление и расширение веры новыми познаниями, какие сообщает пророк; увещание - это особое возбуждение воли к достижению целей христианского призвания; утешение - это ободрение человека, подвергшегося несчастиям, укрепление в нем надежды.

См. также Толкование на 1Кор. 14:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя: а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание

Показавши в 13-й главе (1Кор.13) общее значение чрезвычайных даров, бывших в Коринфской церкви, ап. Павел теперь определяет сравнительное значение дара пророчества и дара языков и, указывая преимущества первого, научает, как должно пользоваться им, а также и даром языков. Вероятно, некоторые злоупотребляли даром языков, так высоко ценившимся у Еллинов.
В качестве основного руководства в употреблении даров. Апостол указывает на любовь, которая подскажет, что для членов церкви благопотребнее. Ревность христианская должна направлять все к тому, чтобы все духовное имело преимущество пред внешним. Из сего понятно, что дар языков, как чисто внешний дар, должен уступить первенствующее значение дару пророчества. Под пророчеством же Апостол разумеет не один только дар предсказывать будущее, но вообще дар говорить назидательно, «с откровением помыслов людских и обнаружением тайно совершающегося» (по Феодориту). Поэтому, с пророками могли сравниваться и имеющие дар языков, но только в том случае, когда они могли разъяснять сказанное на незнакомом языке (по Феодориту). Из сего видно, что иногда имевшие дар говорить на незнакомом языке и сами не вполне понимали то, что говорили. Однако, Апостол из-за этого не отвергает божественности сего дара, ибо и ослица некогда проглаголала человеческим языком. Тем более ценен дар Божий в устах человека, как глас чудной хвалы Богу; но со стороны общецерковной пользы несравненно важнее пророчество, всецело служащее к возбуждению веры, утешению, укреплению. «Видишь ли, говорит святой Иоанн Златоуст, с которой стороны Апостол доказывает превосходство этого дарования? Со стороны его общеполезности и везде он предпочитает то, что приносит пользу многим. А те, скажи мне, разве на людям говорили? Людям; но не в назидание, не в увещание, не в утешение. Иметь вдохновение одинаково свойственно обоим, и пророчествующему и говорящему языками; но первый, т. е. пророчествующий, имеет преимущество пред последним в том, что он еще полезен слушателям. Говорящих же языками не слышали и не понимали не имевшие сего дара».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Таким образом, говорящий языками только сам себя назидает, потому что только сам себя понимает, а пророчествующего понимают все находящиеся в Церкви, все и назидаются. А в этом и цель даров. Но Апостол не унижает и дара языков.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible