Скрыть
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

Не будьте дети мыслями вашими, чтобы гоняться за такими (мыслями), которые возмущают простецов и совершенно бесполезны для совершенных.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

После многих объяснений и доказательств (апостол) справедливо употребляет теперь речь более сильную, соединенную с великим обличением, и приводит пример, сообразный с предметом. Дети недоумевают и изумляются при виде малых вещей, а при весьма великих не приходят в такое удивление. Подобным образом и имевшие дар языков, который был последним из всех, думали, что они имеют все; потому он и говорит: «не дети бывайте», т. е. не будьте неразумными там, где следует быть разумными, но будьте простыми детьми там, где неправда, где тщеславие, где гордость. Кто младенец на злое, тому должно быть и мудрым; как мудрость со злобой не была бы мудростью, так и простота с неразумием не была бы простотой; в простоте надобно избегать неразумия, и в мудрости – злобы. Как лекарства более надлежащего горькие или сладкие не приносят пользы, так и простота и мудрость сами по себе. Потому и Христос, повелевая соединять то и другое, сказал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Что же значит – младенствоватъ злобою? Даже и не знать, что такое зло; такими быть он желал им, когда говорил: «есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние» (1Кор.5:1). Не сказал: допускается, но: слышится. Вы верно, говорит, знаете это, потому что слышали о том некогда. Он хотел, чтобы они были и мужами и детьми, детьми на злое, а мужами по мудрости, и муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем; а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным.

Гомилия 36 на 1-е послание к Коринфянам

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

О том, что значит: не дети бывайте умы.

И в том, что сказано тобою, нахожу подтверждение написанного тебе прежде. Не дети бывайте умы, - потому что всепремудрый Павел предписал злобою младенчествовать, умы же пребывать совершенными. Ибо невозможно, совершенно невозможно, не очистившись от греха и не дойдя до младенческой чистоты, или усовершиться умом, или придти в мужа совершенна (Еф. 4:13), делателя непостыдна (2Тим. 2:15).

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

Показав, какое место занимает дар языков, употребляет наконец грозную речь и порицает их за то, что они мудрствуют, как дети. Ибо поистине детям свойственно удивляться предметам малым, потому что они могут поражать, каковы и языки, и пренебрегать предметами великими, потому что они не обнаруживают ничего нового, каковы и пророчества. Итак, здесь убеждает не превозноситься, даже просто не знать, что такое злоба, как и дети не знают, а умом быть совершенными, то есть рассуждать, какие дарования выше и полезнее. И иначе: на злое младенец тот, кто никому не делает зла, но незлобив, как дитя, а совершен умом тот, кто, не делая никому зла, приносит еще пользу, и не только зла избегает, но и добродетели достигает, и сохраняет сам себя невредимым от вещей временных. Это наставление подобно следующему: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16).

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте

«После многих объяснений и доказательств Апостол справедливо употребляет теперь речь более сильную, соединенную с великим обличением, и приводит пример, сообразный с предметом. Дети удивляются и изумляются при виде малых вещей, а при весьма великих не приходят в такое удивление. Подобным образом и имевшие дар языков, который был меньшим из всех, думали, что они имели все, посему он и говорит: не дети бывайте, то есть не будьте неразумными там, где следует быть разумными, но будьте простыми детьми там, где неправда, где тщеславие, где гордость. Кто младенец на злое, тому должно быть и мудрым; как мудрость с злобою не была бы мудростию, так и простота с неразумием не была бы простотою; в простоте надо избегать неразумия и в мудрости злобы. Как лекарства, более надлежащего горькие или сладкие, не приносят пользы, так и простота и мудрость сами по себе. Посему и Христос, повелевая соединять то и другое, сказал: будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голубие (Мф. 10, 16). Что значит: младенчествовать злобою? – Даже и не знать, что такое зло. Он хотел, чтобы они были и мужами, и детьми: детьми на злое, а мужами по мудрости. И муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем; а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным» (святой Златоуст).

Высказав такую мысль, Апостол не разъясняет ее и не делает из нее никакого приложения к предмету своему. Ибо это было само собою очевидно. Он им хотел сказать, как и у нас часто говорится: действовать так, как вы, значит ребячиться. «Не извращайте порядка и соревнуйте не маломыслию, но незлобию детей; а у совершенных возрастом заимствуйте не лукавство, но благоразумие» (Феодорит).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви

 

Сектанты говорят: Нам не нужно многого, потому что нам Господь как детям открыл истину: Мф.11:25.

Православный ответ: Сектанты говорят, «не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:7). Вот объяснение слов Господа: 1Кор.14:20; Мф.23:34.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

Апостол Павел желает коринфянам быть совершеннолетними, дабы знали, что необходимо для устроения Церкви; и чтобы отступились от зла и заблуждений и устремились к тому, что во благо братии. Ибо тот есть совершеннолетний умом, кто поступает на благо другому, и более всего брату.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

Заключая свое разъяснение, Ап. иронически говорит коринфянам, которые, как дети, интересовались только тем, что блестит: «уж если вам хочется быть детьми, то будьте ими в отношении ко всему злому (т. е. не знайте зла). А когда дело касается разума, то вам следует быть взрослыми».

См. также Толкование на 1Кор. 14:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорит народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь (Ис. 28:11, 12). Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих: пророчество же не для неверующих, а для верующих. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие: то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий: то он всеми обличается, всеми судится; и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу, и скажет: истинно с вами Бог

Хотя неуместность беседы в церкви на непонятных языках была с достаточною ясностию обличена, однако Апостол, не надеясь вдруг отклонить Коринфян от их заблуждения, довольно резко обличает его, представляя, что они в данном случае являются как бы детьми, которые очень часто малое и ничтожное предпочитают великому и важному. Посоветовавши им быть детьми в том, что касается совершения зла (ср. Рим. 16:19), Апостол приглашает их быть более глубокими и мудрыми в том, что касается высшей духовной жизни, требующей непрерывного и полного усовершения, так как, по учению древних пророков, в даре языков преимущественно нуждаются те, кто не верует в Бога, или отклонились от Него, а не те, которые веруют, что может быть наглядно очевидным даже для самого простого человека и даже постороннего, при входе его в такое собрание христиан, в коем все бы говорили. Понятно, что такой непорядок (бывающий до ныне в синагогах Еврейских) не может быть терпим ни сам по себе, ни по своей непригодности.

Что касается до произнесения назидательных речей (пророчеств), то они, хотя бы произносились и всеми, как явление вполне естественное и понятное, не могут произвести ничего, кроме благоприятного воздействия, особенно когда речи эти будут многоразлично действовать на душу вошедшего в церковь: обличая его, вразумляя, утешая и спасая. Богодухновенное, разумное слово на всякого непредубежденного воздействует конечно так, что он обратится к Богу, даже из язычества, как сие и было со многим, напр. с послами святого Владимира в храме святой Софии. Но попятно, для сего необходимо, чтобы и пророчества произносились в стройном порядке, которому и научает Апостол далее.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О царстве Божием.

Лк.18:17. Царство Божие есть общество верующих во Христа или церковь Его: Мф.16:18;28:20, в которое принимаются с таким же чистым и непорочным расположением духа, как чистое дитя. Перед Евангельским учением мы должны быть детьми не по уму, а на злое: 1Кор.14:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

Апостол увещевает коринфян не уподобляться неразумным детям, увлекающимся тем, что бросается в глаза не увлекаться предпочтительно перед всеми дарами даром языков. При этом советует быть детьми, на злое незлобивыми, не ведущими зла, по уму же – совершеннолетними, рассудительными. «Он хотел, чтобы они были и мужами и детьми, детьми на злое, а мужами по мудрости. И муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем, а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible