Прощение грешницы в доме Симона-фарисея

Прощение грешницы в доме Симона-фарисея
  • Дата создания: Вторая половина XIX века.
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк.7:37-50.

Сюжет

Во всех четырех Евангелиях говорится о помазании Христа. Евангелие от Луки так описывает данное событие: «… женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, Фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: … «Видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лк.7: 37–39; 44-47).

Описание

На представленной гравюре мы видим дом Симона, в который пришел Спаситель. В честь гостя хозяин приготовил угощение, поставив на стол поднос с фруктами, приказав служанке принести остальные яства. В левом углу мы видим хлопочущую по хозяйству прислугу, несущую тарелки с яствами. Сами же гости с нетерпением ожидают начала трапезы. Однако Христос вдруг обращает внимание на женщину, пришедшую в дом Симона к Учителю. Она же не замечает ни своей красоты, ни суеты, происходящей вокруг  Спасителя. Фигура грешницы находится в самом низу, в центре картины и она композиционно берет на себя очень много напряжения, сосредотачивая на себе векторы воображаемых диагональных линий, проходящих через руки Спасителя. Христос прощает грешницу, которая помазывая ноги Его миром прозревает в Нем Мессию — Создателя и Искупителя мира, предвидя Его крестную смерть и грядущее воскресение. Не понимающие происходящего гости изумлены не столько поступком грешницы, сколько отношением к ней Учителя, не только отпустившего ее прегрешения, но и показавшего ее в пример пирующим ученикам.

Художник на гравюре создает эмоциональное и композиционное противостояние в картине: в центре Иисус и грешница, помазывающая его ноги миром, на периферии —  остальные персонажи, ожидающие угощения.  Художник старался в полной мере не просто изобразить религиозный сюжет, но изобразить его эмоционально, призвать зрителя к участию, призвать к Слову Божьему, акцентируя внимание на покаянии грешницы и проповеди Спасителя, обращенной к пирующим гостям.

Рекомендуемая литература

Комментировать