Женщина, взятая в прелюбодеянии

Женщина, взятая в прелюбодеянии
  • Дата создания: Вторая половина XIX века.
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Ин. 8:3-11.

Сюжет

Евангелист Иоанн описывает случай, когда фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии и потребовали, чтобы Он произвел над ней суд. Фарисеи хотели поставить Спасителя в безвыходное положение. Судя по закону Моисееву, Иисус оттолкнул бы от Себя народ строгостью, а простив грешницу, Он нарушал закон и, по их мнению, не мог считаться Учителем и Мессией. В очередной раз Христос в искушении показал высшую мудрость, уловив фарисеев во лжи. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Ин. 8:3-11).

Описание

На представленной гравюре художник показывает сцену прощения грешницы Всемилостивым Спасителем, противопоставившему подлинную любовь напускному благочестию законников, желающих уличить Христа в неправде. В центре композиции художник помещает толпу фарисеев и книжников, которые привели к Христу женщину, уличенную в грехе прелюбодейства. Здесь же в правом углу он помещает величественную фигуру Спасителя, указующего на коленопреклонённую женщину, испытывающую ужас пред своими судьями и трепет перед Спасителем, в котором видит свою единственную защиту и опору. Страх предстоящей смерти сковывает ее трепещущее сердце, руки сложены на груди в молитвенном жесте, глаза опущены долу. Ее жизнь и судьба в руках Христа, в словах, которые скажет Иисус в ее защиту.

На заднем плане за спинами фарисеев мы видим любопытствующую толпу, которая с интересом смотрит на Учителя, ожидая Его решения. Действие происходит у стен храма, во дворе. Особый акцент художник делает также на фигуре главного обвинителя — седовласым старца с длинной бородой в одежде, сшитой из дорогой. Весь облик фарисея говорит о его высоком положении  судьи и учителя иудеев. Он с презрением смотрит на несчастную грешницу, к которой не испытывает ни малейшего сожаления. Он стоит, скрестив на груди руки, ожидая ответа на заданный им вопрос, желая уличить Христа. Спаситель с негодованием смотрит на своего соперника, защищая несчастную женщину от жесткого приговора. Сказанные Им слова изумляют умудренных старцев, и они вынуждены отступить.  За спиной Спасителя мы видим учеников, которые исполнившись жалости к несчастной женщине, рады ее нежданному оправданию. Их взоры исполнены светлой радости и надежды.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать