профессор Михаил Эммануилович Поснов
Дохристианская история
История Древней Церкви
Священное Писание Ветхого Завета
Слова и рецензии
профессор Михаил Эммануилович Поснов
Дохристианская история
История Древней Церкви
Священное Писание Ветхого Завета
Слова и рецензии
Профессор Киевской духовной академии, богослов, библеист, церковный историк, писатель.
Родился в Рязанской губернии. Обучался в Киевской духовной академии, по окончании преподавал в ней библейскую историю. В 1908 году стал приват-доцентом Киевского университета по кафедре истории Церкви. С 1910 года преподавал в Киевской духовной академии Священное Писание Нового Завета. В 1913 году стал профессором кафедры истории древней Церкви Киевской академии. После Октябрьской революции эмигрировал, с 1919 года и до смерти был профессором догматики и церковной истории в Софийской духовной академии, а также профессор церковной истории Софийского университета.
Скончался в 1931 году в Софии.
Итогом изучения Посновым жизни еврейского народа в послепленный период стала серия публикаций в «Трудах Киевской духовной академии», а также монография «Иудейство: (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время)» (1906), в которой рассматриваются вопросы иудейского мессианства, формирования течений и сект внутри иудейства, вопросы о мужах Великой синагоги (собрание еврейских старейшин под предводительством Ездры), возникновения апокалиптической литературы. В докторской работе «Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним» (1917) Поснов, исследуя сущность гностицизма и его влияния на древнюю христианскую Церковь, пришёл к выводу, что развитие гностических идей было тесно связано с самарянскими религиозными воззрениями; гностицизм можно рассматривать как естественное приготовление языческого мира к христианству, в то же время он представлял собой религиозное мировоззрение, стремившееся встать на место христианства. Значение гностицизма в том, что он ускорил оформление организации Церкви в конце II века.
Актуальным проблемам своего времени посвящены работы Поснова: «К вопросу об учреждении богословских факультетов» (1906), «О римском католицизме» (1908), «Человеческий труд с библейской и культурной точки зрения» (1908), «Христианская Церковь и современная жизнь» (1909). В работах «Первая христианская община и коммунизм» (1909), «О личности Основателя Христианской Церкви» (1910) Поснов критически рассмотрел рационалистические и натуралистические воззрения Г.Э. Г. Паулюса (1761-1851), Д.Ф. Штрауса, Ж.Э. Ренана и других представителей отрицательной библейской критики. Несколько статей по библейской истории Поснов написал для «Православной богословской энциклопедии». Неоконченной осталась его работа «История Христианской Церкви (до разделения церквей - 1054 год)».