Скрыть
Повини́сѧ гдⷭ҇еви и҆ ᲂу҆молѝ є҆го̀. Не ревнꙋ́й спѣ́ющемꙋ въ пꙋтѝ свое́мъ, человѣ́кꙋ творѧ́щемꙋ законопрестꙋпле́нїе.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Повинися Господеви и умоли его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление

Повинися Господеви, и умоли Его. Он покажет в будущем веке, что ты достоин света, а ты повинуйся здесь. Не ревнуй спеющему в пути своем. Не дивись, что человек беззаконный преуспевает, не бери себе в пример благоденствия, пpиoбpетaeмогo беззаконием, не ищи себе в этом поощрения делать подобное. Но если беззаконник и во всем имеет успех, не терзайся этим, и не изъявляй негодования, что лукавые остаются без наказания, даже живут счастливо, как будто некому наказать их.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Повинися Господеви и умоли его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление

«Повинися Господеви, и умоли Его». Поэтому, зная сие, повинуйся правящему тобою Богу, и не преставай просить у Него благ.

«Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление». Если и видишь, что иный избрал лукавое, и не остается безуспешным в намерении, но достигает цели; не огорчайся, не негодуй, предаваясь той мысли, будто бы никто не управляет тварию.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Повинися Господеви и умоли его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление

Повинися Господеви и умоли его, — означает: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом.

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Повинися Господеви и умоли его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление

Повинися Господеви и умоли Его

Человек, ты тогда повинуешься Господу, когда хранишь заповеди Его, или, когда не ропщешь, но переносишь с благодарностью бедствия, и приключающиеся тебе скорби. Умоляй, говорит, Господа—о милости и покровительстве Его для Тебя.

Тот же Кирилл говорит: Излагает здесь следующие две достославные и одно с другим соединенные добродетели, покорность Господу и молитву к Нему. В покорности Господу заключается исполнение всех заповедей, ибо любящий хотения Владыки, а не с удовольствием соглашающийся на принятие писания неверия, покоряет законам Его гибкую и смиренную выю свою. А в молитве к Нему заключается славословие, приношение стройных песней в соединении с молитвою, и как бы с некиим умственным благовонием—благовонным пред Богом сиянием дел. А по Оригену, повиновением здесь называет отступаете от зол. Ибо кто согрешает, тот не покорен Господу.

Не ревнуй спеющему в пути своем,—человеку, творящему законопреступление

Сии слова имеют сходство с словами: не будь ревнителем злых, и не завидуй творящим беззаконие, но сии выразительнее и яснее тех. Ибо здесь, сказав прежде: не подражай тому человеку, который благоуспешен в жизни своей, далее Давид определяет, о каком человеке он говорит это, то есть о преступающем закон, ибо праведному человеку, когда он благоуспешен в делах своих, всякий благочестивый должен подражать.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю

– „Не ревнуй спеющему в пути своем‟, похоже на первую, начинается и 2-я часть (ст. 7б–14) – человеку, творящему законопреступление. Но в этой части, хоть упоминается и о кротких, что они наследят землю (ср. 3 заповедь блаженства), и тоже – „о терпящих Господа‟, но все же главная речь здесь уже не о праведных, а – о грешных. С одной стороны здесь описывается злоба их (до скрежета зубовного) и готовность на всякое насилие: „напрягоша лук свой – низложит убогаго и нищего, заклать правых сердцем‟. Но с другой стороны – не только пожелание псалмопевца: „меч их да внидет в сердца их, и луки их да сокрушатся‟, но и пророчество о том, что „лукавнующие потребятся‟, даже и о том, что „еще мало‟ и не будет грешника, и „взыщешь место его – и не обрящешь‟...
Не будь сообщник злым, ревнуя им; не подражай неправедным делом тех, коих благополучию завидуешь... ибо терпят Господа те, которые терпеливо и спокойно ожидают обетований Его, потому что верен и силен Господь исполнить то, что обещал. И потому лукавые и злые люди, хотя на время по-видимому и процветают, однако не долго нацветут, но потребятся от земли, и в геенну на вечное несчастье испровержены будут. Уклоняющиеся же от лукавства и неправды и надеющиеся мзды своей от Господа „наследят землю‟, т. е., спокойно поживут на земле, аки на собственном своем наследии, которое никогда у них не отымется... А к концу своей жизни такие благочестивые, отходя или преселяяся к Богу, хотя и оставляют наследие земли сея, но вместо того приобретают небо, и новую землю со всем стяжанием ее, по реченному: „над всем имением Своим поставит их‟ (Мф. 24:47).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление

Повинися – значит: «помолчи, покорись»; не ревнуй спеющему – значит: «не завидуй успевающему». Здесь псалмопевец повторяет почти то же, что сказал в первом стихе, но только здесь мысль его выражена точнее и определеннее. Нередко приходится видеть, что человек успевает во всех делах и начинаниях своих, даже в делах законопреступных, – и это служит немалым искушением для праведных – увлечься примером законопреступника и вступить на его законопреступный путь. Пророк Давид, предостерегая праведника от сего искушения, говорит: повинися Господеви, т.е. будь покорен Богу, исполняй Его святую волю по Его заповедям и умоли Его, т.е. всегда обращайся к Нему с молитвою. Помолчи, не ропщи на Бога, когда не знаешь причин тех или иных действий и проявлений Божественного мироправления, в молчании покорись воле Божией и вместе с тем молись, проси Бога и с терпением ожидай просимого. Не смотри на успехи нечестивого и не думай подражать ему, не завидуй преуспевающему в делах своих человеку беззаконному, который, совершая злые дела, по-видимому благоденствует.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible