Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 36:40
и҆ помо́жетъ и҆̀мъ гдⷭ҇ь и҆ и҆зба́витъ и҆̀хъ, и҆ и҆́зметъ и҆̀хъ ѿ грѣ̑шникъ и҆ сп҃се́тъ и҆̀хъ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆пова́ша на него̀.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 39-40 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби: И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него
Делатели же правды воспользуются Божественным вспоможением, улучат спасение, восторжествуют над покушающимися делать обиды, как приобретшие единственную для себя надежду.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 39-40 Спасение же праведных от Господа! и защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на него
Смотри, читатель, как Божественный Давид изображает здесь многоразличными словами многоразличное заступление и помощь подаваемую Богом праведникам; ибо различны способы такой помощи Божией, и различным образом подается от Него праведным по великой и многоразличной мудрости и попечительности Его. Слова сии ясны и не заключают в себе никакой не удобопонятной мысли.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Давая заключительный призыв: „храни незлобие – и усматривай правоту‟, Давид еще раз ссылается для этого – на то, что „есть останок человеку мирну‟, т. е. – не пропадет он весь, тогда как нечестивые потребятся, т. е. исчезнут до конца, праведных же Господь защитит во время скорби. „И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешников, и спасет их, – ибо уповали они на Него‟... Таким образом, великая библейская мудрость проводится в этом многосодержательном псалме, и действительно – заслуживает он того, чтобы знали его наизусть, от старого до малого.
Утверждая верных, дабы уповали на Бога не только тогда, когда обстоятельства их текут, как желают они, но и тогда, когда угнетают их бедствия, псалмопевец научает притом, что довольно и того, если Бог подает рабам Своим силу, дабы находясь в тесноте, или воздыхая под тяжкими бедствиями, не падали. Сюда относится и то, что в последнем стихе полагает почти сряду четыре глагола, одно и то же значащие: „поможет, избавит, измет и спасет‟: дабы сыны Божии приобыкли терпеливо сносить искушения, хотя бы Господь восхотел продолжить оные на несколько лет, и чаще припоминали себе, что Он, по испытании терпения их, наконец непременно от всех зол избавит.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 39–40 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби: и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на Него
Какая бы ни приключилась скорбь праведным, они не должны забывать, что у них есть сильный Защитник и Помощник Господь, спасение Которого не подлежит сомнению. В самых затруднительных обстоятельствах Он поможет им. Если отяготеют над ними и продолжатся тяжелые бедствия и искушения, и тогда не должны падать духом и отчаиваться, помня, что есть Кому избавить их от искушений и бед. Козни и нападения со стороны грешник и беззаконников также не должны устрашать праведных, потому что Господь есть Бог вечный и всемогущий Правитель всего мира, Который силен изъяти праведных из руки грешных. «Надеющиися на Господа, – по словам Премудрого, – уразумеют истину, и вернии (праведные) в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его» (Прем. 3:9), и Он спасет их, ибо они надеялись на Него.