Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 36:14
Ме́чь извлеко́ша грѣ́шницы, напряго́ша лу́къ сво́й, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя се́рдцемъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 14-15 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся
Лукавые демоны, говорит, потерпели то самое, что замышляли сделать святым.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 14-15 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся
И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела» (Пс.7:16).
Евфимий Зигабен (†1118)
Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правым сердцем
Злые, говорит, грешники, совершенно не терпя и видеть праведных и незлобивых людей, исторгнули меч, чтоб поразить их, натянули лук, чтоб пронзить их; потому что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочности. Псалмопевец различными оружиями загадочно изображает различные наветы со стороны грешников; а нищим и бедным безразлично назвал одного и того же для большего выражения жалости и сострадательности к нему.
По словам мудрого Оригена: Как есть некое всеоружие Бoжиe, так есть некое всеоружие у диавола, которое воин его берет на себя—есть и шлем погибели, и щит неверия, меч злого духа, извлекаемый грешником, которого ноги текут на обиду. Безыменный говорит: извлекают грешники меч и напрягают лук, чтобы стрелами поразить нищего и бедного, а мечем заклать правых сердцем: они не уязвляют богатеющих злом друзей своих и не закалают кривых по сердцу, по дружбе с ними (в изд. Своде).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Сей псалом содержит спасительное врачевство, служащее к исцелению для малодушных людей, которые, видя в мире сем нечестивых благоденствующих, соблазняются и оттуда берут повод сомневаться о Божием Промысле и даже подражать беззаконным делам нечестивых. Впрочем, хотя во псалме сем нет упорядоченно-связной речи, но одно только собрание кратких мыслей, аки некоторых афоризмов (отделений): однако он весьма красив, и потому, дабы лучше мог углублен быть в памяти, в еврейском тексте и был расположен по алфавиту.Эпикурейцы учили, что в жизни нужно искать наибольшей суммы наслаждений, не признавая обязательными для себя правила нравственности.
– „Не ревнуй спеющему в пути своем‟, похоже на первую, начинается и 2-я часть (ст. 7б–14) – человеку, творящему законопреступление. Но в этой части, хоть упоминается и о кротких, что они наследят землю (ср. 3 заповедь блаженства), и тоже – „о терпящих Господа‟, но все же главная речь здесь уже не о праведных, а – о грешных. С одной стороны здесь описывается злоба их (до скрежета зубовного) и готовность на всякое насилие: „напрягоша лук свой – низложит убогаго и нищего, заклать правых сердцем‟. Но с другой стороны – не только пожелание псалмопевца: „меч их да внидет в сердца их, и луки их да сокрушатся‟, но и пророчество о том, что „лукавнующие потребятся‟, даже и о том, что „еще мало‟ и не будет грешника, и „взыщешь место его – и не обрящешь‟...
Аки бы сказал: стоят грешники, вооруженные обнаженными мечами и натянутыми луками, наблюдая время убить праведника и повергнуть его мертва, как бедного и беспомощного, или мечем, или стрелою, пущенною из лука: но Бог, Который вся зрит свыше, делает то, что меч обращается в сердца их, лук их сокрушается и вредит им самим, и так Господь смеется им... Далее: праведный нарицается в сем месте „правый сердцем‟, – потому, что все праведные имеют сердце сообразное закону Божию, который есть самый праведнейший, и что тот же закон есть и путь правый... В 3-х, наконец, оные слова: „меч их да внидет в сердце их‟, суть пророчество паче, нежели зложелание: ибо так сбывается всегда, что человек, убивающий ближнего мечем, сам от меча погибает. – Впрочем, меч грешника, обнаженный против праведного, тогда обращается в сердце самого грешника, когда сей, намереваясь нанести вред праведнику, более сам себе вредит, нежели оному. Ибо, совлекая с праведника одежду, или отъемля у него самую жизнь, или клеветами своими, заключая в темницу, сам он обрекает себя на худшее, ибо низвергается в геенну.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 14–15 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся
Слова мечь и лук объяснены выше, первое в Пс. 34:3, а второе в Пс.10:2. То и другое означает смертоносные орудия, употреблявшиеся у древних народов для причинения смерти или увечья врагу. В изречениях сих стихов пророк яснее и точнее выразил то же самое, что сказал выше в стихе old:ps:036:13|13. В ненависти своей на праведного, как бы так сказал он, грешники стоят вооруженными: извлекли меч из ножен и натянули – напрягоша лук свой, – для того чтобы поразить, низложити нища и убога, чтобы умертвить, заклати правыя сердцем. Ненавистью к праведным сердца нечестивых проникнуты потому, что правду и добродетель праведных они почитают обличением своей порочной жизни. Меч и лук грешников толковники понимают и в буквальном смысле, как орудия, сделанные из дерева и железа, или стали, и в переносном, как орудия злого языка, ложными свидетельствами и клеветами могущие причинить духовное убийство праведным или нравственные раны с глубокими скорбями сердца. Под именем нища и убога разумеют вообще праведника смиренного, не выставляющего на вид своей праведности, того нищего духом, которого Господь Иисус Христос ублажает в Евангелии и которому в награду присваивает «Царствие Небесное» (Мф. 5:3). Таковы, можно сказать, все праведники, потому что они хотя и изобилуют вещественным богатством, но не считают его своим собственным, а Божиим достоянием, в употреблении которого они должны будут дать отчет Богу. Правыя сердцем – то же, что праведники, ходящий правым путем заповедей Божиих. Изречение: мечь их да внидет в сердца их – выражает не зложелание, а пророчество, или утверждение того положения, что делающий зло другому прежде всего сам пострадает от него, или, как изрек Христос Спаситель: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). В переносном смысле последнее изречение псалмопевца и будет означать то, что наветы и клеветы грешников, направленные на кротких и смиренных праведников, обратятся на них на самих, и они сами падут в тот ров, который изрыли для других. И сам псалмопевец в том же смысле употребляет иногда подобные изречения, как, например: «Зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс.56:5).