Скрыть
Зае́млетъ грѣ́шный и не воз­врати́тъ: пра́ведный же ще́дритъ и дае́тъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Заемлет грешный, и не возвратит. Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога. Праведный же щедрит и дает. Воздает щедротами, подражая своему Владыке.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Таков был Саул, которому всегда благодетельствовал божественный Давид, и который не хотел воздать добром благодетелю, тогда как блаженный Давид, уподобляясь своему Владыке, сияющему «солнце Свое на злыя и благия» (Мф. 5:45), не переставал благодетельствовать. Таковы были Иудеи, о которых все возможныя попечения прилагали священные Апостолы, и которые оказывали к ним кровожадное расположение, между тем как божественные Апостолы щедро уделяли им Божественные дары.

Евфимий Зигабен (†1118)

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Заемлет грешный и не возвратит

Грешник, говорит, не только не дает милостыни из своих вещей, но и долга не платит за заем, который взял у другого; столько он немилосерд и беззаконен!

Праведный же щедрит и дает

Праведный, однако ж, говорит, делает совершенно противное тому; и не только дает, или возвращает чужой заем, но еще оказывает щедрость и милость из своей собственности нищим. Или можно понимать так: праведный, хотя и знает, что грешник есть неблагодарный должник, однако ж во время нужды, он дает и ему в займы.

Слова Феодорита: Таков, был Саул: он получал много благодеяний от божественнейшего Давида; но воздать благодетелю своему добром не хотел, а блаженный Давид подражал в благодеяниях Владыке, повелевающему солнцу своему восходить на злых и добрых.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Зае́млетъ грѣ́шный и не возврати́тъ: пра́ведный же ще́дритъ и дае́тъ

К псалму ХХХVI-му вполне приложимо то, что сказали мы о другом алфавитном псалме – ХХХIII-м, но в еще большей степени, ибо и содержание его еще обильнее, и повторных переходов от мыслей о праведных к мыслям о грешных еще больше (и нередко в таком месте, где собственная речь – о другом типе). Но все же псалом ХХХVI-й можно разделить, по преобладающему содержанию отделов, на 6 частей. 
3-я, наибольшая, часть (ст. 15–26), начинаясь уже приведенными словами: „лучше малое праведнику, нежели богатство грешных много‟, как бы объединяет речь об этих двух основных типах, с преобладанием типа первой части. О грешных тут говорится, что и мышца их сокрушится, сами они погибнут, как дым, исчезнут, потребятся. В характеристике грешников с укоризной оттеняется, что „заемлет грешный – и не возвратит‟, тогда как праведный, наоборот, „щедрит и дает‟, „весь день милует‟. Пополняется тут и последний стих 1-го псалма о праведных: „ведает Господь пути непорочных, и достояние их – в век будет‟, так что не постыдятся (они) и во время лютое. Когда падет такой человек, не разбиется, ибо Господь подкрепляет руку его. И голосом долгого опыта своего (как сам говорит – от юности и до старости) удостоверяет псалмопевец: „не видел я праведника оставленным, ни семени его – просящим хлеба‟. 


Ибо весьма часто случается, что грешник, даже самый богатейший, берет взаймы деньги, и не возвращает... праведник же, который знает, как употреблять богатство, хотя и мало имеет, однако и от малого оного уделяет нищим, и взаим дает убогим, притом – нередко не требуя даже и возвращения...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–22 Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся

В изречениях этих стихов заключается разъяснение и подтверждение того, что сказано выше, в стихах 16 и 17. Обладая часто и великим богатством, грешник не бывает доволен, а в постоянных стремлениях за приобретением еще большего старается захватить чужую собственность, иногда и не по праву, захватывает под видом займа, с тем чтобы потом не возвратить: заемлет грешный и не возвратит. К такой неправде побуждает его жадность, любостяжание, ненасытное стремление к большему обогащению и привычка к роскоши, по которой он ведет расходы свои с превышением доходов. Праведный же, наоборот, довольствуясь малым своим достатком, не расширяет и не увеличивает жизненных своих потребностей, а, удовлетворяя самые необходимые и существенные свои нужды, находит возможным уделять ближним и из малого и, являя свою щедрость, уподобляется тем Щедродателю всех Богу: праведный же щедрит и дает. За такую свою доброту и щедрость праведный сподобляется милости и благословения от Господа. По переводу с еврейского 22-й стих читается так: «ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся». Праведный, на котором почиет благословение Господне, наследует землю, т.е. получит в награду от Господа Царство Небесное, а грешники, которые беззаконной и неправедной жизнью раздражали Господа и тем низводили на себя проклятие Его, истребятся, погибнут.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible