Скрыть
Госпо́дь же посмѣе́т­ся ему́, зане́ прозира́етъ, я́ко прiи́детъ де́нь его́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Господь же посмеется ему. Посмевается злоумышлениям грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который воздаст одному вечную жизнь, а другому — вечное мучение.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 Назирает грешный праведнаго, и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Пророк и сим подает утешение обидимым. Ибо дает видеть, как беззаконник приходит в неистовство и ярость на возлюбивших спокойную жизнь, Праведный же Судия посмевается его предприятию; потому что провидит скорый конец беззаконных.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Господь, говорит, уничижит грешника, или самого диавола, как бессильного, и не более как злого, поелику Он, как предведущий все, предвидит, что придет день падения и погибели его, то есть, состоящего в смерти и вечном наказании.

Некто говорит: Грешник, говорит писание, не терпит добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, посему он наблюдает, как бы низложить его. Хотя праведник и не знает сего, но всевидящий Бог наконец посмевается суетным умышлениям его. Поелику же он до смерти строит навет избравшему ради Бога бедность (т.е. праведнику), то тогда обращает сей навет на самого строителя его (в изд. Своде).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Госпо́дь же посмѣе́тся ему́, зане́ прозира́етъ, я́ко прiи́детъ де́нь его́.

Сей псалом содержит спасительное врачевство, служащее к исцелению для малодушных людей, которые, видя в мире сем нечестивых благоденствующих, соблазняются и оттуда берут повод сомневаться о Божием Промысле и даже подражать беззаконным делам нечестивых. Впрочем, хотя во псалме сем нет упорядоченно-связной речи, но одно только собрание кратких мыслей, аки некоторых афоризмов (отделений): однако он весьма красив, и потому, дабы лучше мог углублен быть в памяти, в еврейском тексте и был расположен по алфавиту.Эпикурейцы учили, что в жизни нужно искать наибольшей суммы наслаждений, не признавая обязательными для себя правила нравственности.
– „Не ревнуй спеющему в пути своем‟, похоже на первую, начинается и 2-я часть (ст. 7б–14) – человеку, творящему законопреступление. Но в этой части, хоть упоминается и о кротких, что они наследят землю (ср. 3 заповедь блаженства), и тоже – „о терпящих Господа‟, но все же главная речь здесь уже не о праведных, а – о грешных. С одной стороны здесь описывается злоба их (до скрежета зубовного) и готовность на всякое насилие: „напрягоша лук свой – низложит убогаго и нищего, заклать правых сердцем‟. Но с другой стороны – не только пожелание псалмопевца: „меч их да внидет в сердца их, и луки их да сокрушатся‟, но и пророчество о том, что „лукавнующие потребятся‟, даже и о том, что „еще мало‟ и не будет грешника, и „взыщешь место его – и не обрящешь‟...

 „Господь же посмеется ему‟… так как видит, что уже предстоит время погибели его, и что он восхищен будет прежде, нежели возможет вред нанести праведному. Ибо хотя и попускает Бог грешнику убивать праведного: однако, прежде нежели грешник убиет тело праведного, сам убивает душу свою... Сего ради грешник всегда восхищается прежде, нежели успеет вред причинить праведному, и потому справедливо достоин смеха, потому что, промышляя погибель другому, своей близкой погибели не видит.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его

Назирает – значит: «наблюдает, усматривает», прозирает – «видит, предвидит, предусматривает». Здесь, желая утвердить праведника на избранном пути веры и благочестия, пророк увещевает его быть твердым и постоянным в уповании на Бога, в кротости и других добродетелях и не опасаться тайных злоумышлений и наблюдений со стороны грешника, как бы так говоря: хотя грешник, не терпя добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, наблюдает скрытно за праведником, как бы уловить его, и даже, подобно свирепому зверю, скрежещет зубами своими, как бы желая растерзать его, и хотя праведник и не знает о таких злоумышлениях против него со стороны беззаконника, но он не должен забывать, что есть Всевидящий Бог, Который посмеется суетным умышлениям грешника, потому что как Всевидящий, Он видит день падения и погибели его. И хотя Бог и попускает иногда нечестивому убивать праведника или причинить ему какой-либо вред, однако прежде чем успеет он умертвить тело (а не душу) праведника, сам убивает душу свою, уготовляет душу свою «на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5) и подвергает себя вечной погибели. И потому не достоин ли посмеяния, а вместе и горького сожаления тот, кто, устрояя погибель другому, сам своей близкой погибели не видит?!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible