Скрыть
и насѣ́яша се́ла, и насади́ша виногра́ды, и сотвори́ша пло́дъ жи́тенъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

И насея села, и насади винограды. Что разуметь под селами, учить Сказавший: изыде сеяй сеяти семене своего (Лк. 8:5). А винограды суть Церкви, по сказанному: винограды созреша, даша воню (Песн. 2:13).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

Небесное семя, от апостолов всегда передаваемое по преемству, посевается в душах, приготовленных покаянною жизнью, о чем говорит Спаситель: «вышел сеятель сеять семя свое: иное упало при дороге, иное упало на камень, а иное упало между тернием, а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5–8). Насаждаются и виноградники, т.е., существующие повсюду на земле церкви, – согласно с словами: «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя» (Иер. 2:21); и: «у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы…. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (Ис. 5:1, 7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).

Беседы на псалмы. На псалом 106

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 35-38 Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен. И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

Душа, от нерадения запустевшая и соделавшаяся бесплодною, а теперь прекрасно изменяющаяся, может стать кроткою, добротолюбивою, благолепною, преобразившеюся в лучший вид. Ибо написано: «положил есть пустыню во езера и во исходища водная. И насели тамо алчущия, и составиша грады обительны и наспяша села, и насадиша винограды, и благослови я» (Пс. 106:35-38). А то, что сказано сие не о поле неодушевленном, а о разумной душе, говорится в конце псалма: «кто премудр, и сохранит сия, и уразумеют милости Господни» (Пс. 106:43)? Посему не отчаивайся в себе, запустевшем для всякой правды, если только захочешь изменить свой нрав. Ибо Моисей и тем, что скинию Божью устроил в пустыне, образно указывает на то, что и запустевшая душа может соделаться приемлемою для скинии Господней. Ибо сказано: «во век возрадуются» верные, «и вселится в них» Господь, «и похвалятся о Тебе любящи имя Твое», Христе (Пс. 5:12).

Письма на разные темы. Филумению

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

Все это Пророк изрек в смысле переносном. И Господь употреблял подобныя притчи; иногда Апостолов называл жателями; иногда Себя именовал Сеятелем и Земледелателем, а благопокорно приемлющих семена слова – землею доброю. И Апостол говорит: «аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти» (1Кор. 3:6); и еще: «Божие тяжание» (γεώργιον), «Божие здание есте» (1Кор. 3:9). Посему и Апостолы посеяли спасительную проповедь, насадили Богу словесные сады, принесли Ему зрелый плод; и все, кому после них вверяется учение, продолжают делать тоже самое.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 36-38 И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны (населенные). И насеяша села (поля), и насадиша винограды, и сотвориша плод житен (рождения). И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали

Бог, говорит, поселил в церкви своей тех язычников, которые прежде были голодны и нуждались в пище духовной; но после насытились в ней словом божественного учения; почему они и составили или построили города населения духовного, т. е. поместные церкви. Так ясны пророчества божественного Давида. Апостолы засеяли души человеческие семенем божественного проповедания, те души, которые прежде были одичалые и бессеменные, а равно насадили винограды, т. е. те христианские души, которые приносят плоды добродетелей и произвели плоды рождения духовного, которое произведено для Владыки Христа и веселит Его, благословившего апостолов, как говорит божественный Лука: подняв руки свои, благословил их (Лк. 24:50). А известно, что чрез апостолов благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостолов; почему и умножились они; ибо от двенадцати и семидесяти апостолов возросли христиане во множестве до бесчисленных тысяч. Он и скоты апостолов не уменьшил, каковые скоты, по словам Исихия и Феодорита, суть ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву, ученики апостолов умножились и стали многочисленны, как говорит святой Лука в Деяниях: Господь же ежедневно присоединял спасаемых к церкви (Деян. 2:47).

Слова Исихия: Не город, а города; ибо у народа из язычников не один род правления, в котором населения добродетелей покрывают внутреннего нашего человека.

Афанасий: Можешь узнать сии поля из слов сказавшего: вышел сеятель сеять семя свое. А под виноградами можешь разуметь церкви, как сказано: винограды наши цветут (Песн. 2:13), или, по словам Исихия, поле любомудрия, ведущее к царству небесному. Так сказал Господь: царство небесное подобно сокровищу, сокрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил; то же царствие назвал и виноградником в притче о нанятых делателях; а плодом рождения тот плод, который упражнявшиеся в любомудрии Христовом и насадившие в нем добродетели возделывают в тридцать, в шестьдесят и во сто.

Слова Нисского: Или скотами называет покорную службу душевных движений, из которых каждое способствует нам в добродетели. Хороший скот есть ярость, когда она служит разуму, другой подобный же скот есть похоть, когда она некоторым образом носит на хребте своем душу и возводит на высоту, направляясь к горнему браздами разума. И все прочие скоты умножаются по благословению сему, когда услуга со стороны их бывает к чему либо высокому. Или, по словам Афанасия, скотами называет не образованнейших в церкви, но пасомых апостолами.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

33. Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,
34. землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;
36. и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37. засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, 


Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Певец приводит здесь и далее до конца причины, почему должно особенно благодарить и славословить Господа: – потому, что наступила необычайная, самая благодетельная перемена во всем. Тот, «Кто (с Евр.) превращает реки в пустыню и источники вод в сушу; ст. 34: Кто плодородную землю обращает в солончатую (т.е. бесплодную степь) за нечестие живущих в ней; ст. 35: Тот (Самый) превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую в источники вод; ст. 36: населяет там алчущих, и они создают город для обитания; ст. 37: засевают поля, насаждают виноградники и получают обильные плоды; ст. 38: Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет; ст. 39: но эти самые уменьшились, упали от угнетения бедствия и скорби». Все это в буквальном смысле можно относить к Евреям, по возвращении их из Вавилонского плена, к перемене их состояния из худшего на лучшее. Но Отцы объясняют в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие Иудеи; пустыни и изсохшия земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. «благое и небесное жительство», они засеяли поля, т.е. сердца словом Божиим, посадили винограды, т.е. основали церкви; скоты – это неразумные в Церкви, умалившиеся и подпавшие разного рода бедствиям – это неверные Иудеи, рассеянные по вселенной (Св. Афан. и бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-38 землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен. И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–37 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню и исходиша водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

В четвертый, и последний, раз пророк обращается с призывом к верным о том, чтобы исповедали милости Господни и рассказывали о всех чудесах Его пред всеми людьми. Таким исповеданием и такими рассказами должны превозносить Бога в церкви людстей, т.е. в общенародной христианской Церкви (далее по переводу с еврейского), «и да хвалят Его в соборе старейшин». В последних словах нужно разуметь управление Церкви Христовой, под руководством епископов и пресвитеров (на седалищи старец). По словам блж. Феодорита, это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех, по всей вселенной, церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодателя, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия [6, с. 523]. Далее пророк перечисляет различные перемены, которые, по действию Промысла Божия, на пользу человека, происходят в мире физическом и, главным образом, на земле, которую населяют люди; иногда такие перемены происходят в наказание людям, за нечестие живущих на земле, от злобы живущих на ней. Положил есть Бог: «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод. И поселяет там алчущих, и они строят города для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые им приносят обильные плоды» (пер. с евр.). Люди неверующие или невнимательные к путям Промысла Божия могут приписывать все эти перемены слепому случаю или естественному изменению действия сил природы. Но так рассуждать было бы безумно и недостойно звания человека, существа разумного, созданного по образу Божию. Человек же, способный к здравому суждению о вещах, легко может уяснить себе вопрос: отчего происходит, что одна страна делается бесплодна, а другая, наоборот, получает необыкновенную тучность и плодородность? Для него ясно, что Единый Творец и Вседержитель мира, во гневе Своем, от одной страны отнимает благословение Свое за нечестие живущих на ней, а другую благословляет плодородием и изобилием благ, для пропитания алчущих. Св. отцы Церкви, как Афанасий Александрийский и блж. Феодорит, объясняют это в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие иудеи; пустыни и иссохшие земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. благое и небесное жительство, они засеяли поля, т.е. сердца, Словом Божиим, – насадили виноградники, т.е. основали церкви по разным местам [3, с. 343–344; 6, с. 523].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible