Скрыть
Да реку́тъ изба́влен­нiи Го́сподемъ, и́хже изба́ви изъ руки́ врага́,

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-3 Да рекут, избавленной Господем, ихже избави из руки врага и от стран собра их, от восток и запад, и севера, и моря

Слово благовествует сие о всецелом возвращении к добру человеческого рода; ибо в семь изречении словом: «избавление» означает воззвание из пленения. Бог же в искупление за одержимых смертью Себя Самого дал имеющему державу смерти. И поелику все были под стражею смерти; то, как очевидно, всех искупает сею ценою, так что, по совершении искупления целого рода, никто не оставлен под владычеством смерти; потому что и невозможно кому-нибудь пребывать в смерти, когда нет уже смерти.

Посему слово, целую вселенную разделив по положению на четыре части, ни единой из них не оставило не участвующею в Божьем избавлении, и говорит: «от восток и запад, и севера, и моря», морем означая юг.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага

По­казав в предшествующем псалме, где было сказано: «разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим» (Пс. 105:40), отвержение народа иудейского, здесь пророк го­ворит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истек­шую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не слу­чилось, призвание же язычников совершилось на деле.

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Да рекут избавленнии Господем, их же избави из руки врага

Должно было песнословить Иудеям, освободившимся от рабства вавилонскаго; надлежит всегда делать это и нам, избавившимся от мучительства диавольскаго.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 1-3 Исповедайтеся Господеви, яко благ; яко в век милость Его. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, И от стран собра их, от восток, и запад, и севера и моря

То же самое начало имеет и предыдущий псалом, где и смотри изъяснение сего. Пусть, говорит, скажут избавленные Господом, что? То, что Господь благ. От чего же они избавлены? От рук диавола; а это разумеется о христианах, которые, по словам Афанасия и Евсевия, уверовали во Христа и которые собрались в церковь Христову из всех народов; хотя Иудеи напротив говорят, что сей псалом должно разуметь о тех евреях, которые освободились из плена вавилонского. Некоторые списки имеют: от руки врагов, т. е. демонов. Господь, говорит, собрал христиан в одну церковь из различных стран и народов, т. е. из четырех стран миpa; где под морем разумеет юг или полдень; потому что с южной стороны окружает Палестину море; а упоминает о четырех странах миpa потому, что по всей земле разнесся голос Апостолов, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18:5).

Слова Евсевия: Должно исповедоваться Господу с исповеданием своих грехов, как врачу, и с благодарением за то, что оказал нам благодеяния, в которых мы имеем залог человеколюбия Его; и что Он не только благ, но и продолжает милость свою во все настоящие веки.

Златословесного: Не сказал просто: спасенные, но искупленные, показывая сим, что Он положил цену за них; ибо Он пролил за нас кровь; а о них послушай, что говорит пророк: и дам людей за Тебя и начальствующих за главу Твою (Ис. 43:1); тех же делателей, т. е. иудеев, делавших зло, Бог отдал или предал наказанию. Афанасия: От четырех стран вселенной собрались народы, бывшие некогда пустынею в отношении к богопознанию и не участвовавшие в божественной влаге, но находившиеся в великой жажде.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

2.Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,

Да рекут избавленнии Господем, т.е. Евреи, освободившиеся от рабства Вавилонского, и христиане, избавившиеся от мучительства диавольского (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага

Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю, призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Аллилуиа

Псалом сей так же, как и два предшествующих ему, вместо надписания, имеет одно и то же краткое славословие Богу: Аллилуиа («хвалите Бога»). И начинается он теми же словами, как и предыдущий, 105-й, псалом. Кроме того, и по содержанию своему, т.е. и по мыслям и выражениям, он имеет большое сходство с псалмом 105, а равно и с 104. На основании такого сходства, многие ученые исследователи и толкователи псалмов выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю, и что они составлены не раньше, как в последнее время плена вавилонского, и не позже, как в первое время после возвращения из сего плена. Кроме сходства с предыдущими двумя псалмами, 104 и 105, по содержанию своему, псалом сей представляет некоторую значительную разницу с ними и свою особенность: так, в 104-м псалме описываются чудеса Божии, совершенные для народа израильского, во время пребывания его в Египте и при выходе из сей страны, а в псалме 105 перечисляются разные заблуждения и грехи израильского народа, во все время двадцатилетнего странствования его по пустыне Аравийской и при вступлении его в землю обетованную, и затем вместе указываются и различные наказания, последовавшие от Бога, как возмездие за те грехи. В настоящем же, 106-м, псалме пророк псалмопевец призывает народ к исповеданию и благодарению Бога за Его милости и благодеяния, указывает примеры сих благодеяний в различных периодах исторической жизни народа: и в путешествии израильтян, под предводительством Моисея, по Аравийским пустыням (ст. 4–18), и в сказании о морских бурях, которые Господь воздвигает и утишает, и проч. Кроме сего, в одном только этом, 106-м, псалме введено повторение, до четырех раз, стиха: Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим (ст.8, 15, 21 и 31), – и другого стиха: Я воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я (ст. 6, 13, 19 и 28).

Ст. 1–3 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря

И в начале, и во всем продолжении псалма пророк призывает к прославлению Господа, за Его благость и милость к человекам: «Славьте Господа, ибо Он благ, и милость Его пребывает во век». Особенно же так должны прославлять Его те, которые избавлены Господом, которых Он избавил из руки врага. Особенно должны благодарить и славить Господа Бога те, которые были содержимы во власти язычников, в плену вавилонском, за то, что Он избавил их от ужасного рабства, что Он собрал их опять в свое возлюбленное отечество, из разных стран, по которым они, как пленники, были рассеяны, из разных земель, по которым они были рассеяны, как изгнанники из своего отечества, от стран востока и запада, от севера и моря, граничащего с южной стороны, а также с морских островов, так как Иисусу Христу надлежало умереть «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52). Объяснение священной книги псалмов.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible