Скрыть
я́ко преогорчи́ша словеса́ Бо́жiя, и совѣ́тъ Вы́шняго раздражи́ша.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша

Яко преогорчиша словеса Божия, нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша. Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu (1Тим. 2:4)?

См. также Толкование на Пс. 106:10

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 10-12 седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй

Пророк еще другим способом представляет взору бедствия нашего естества и изображает Божие человеколюбие, по которому естество наше уготовляется к лучшему. А смысл сказуемого Пророком таков: человечество удалилось от света и склонилось ко греху, и не в прямом уже оно положении, но отчуждено от жизни истинной. Ибо сказано: «седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом». Удерживаемое тяжкими оковами стало человечество недвижимо из области зла; оковами же служит обнищание в добре, подобно какому-то железу, обложившее собою сердца. И началом всему этому было непослушание Божию закону, и отвержение совета Всевышнего. Сие означает Пророк, говоря: «яко преогорчиша словеса Божии и совет Вышняго раздражиша». За сим жизнь таковых людей, как и естественно, постигли труд и смирение. Труд, как лишившихся пищи, смирение, как невосхотевших пребывать в единении с Всевышним; ибо Пророк говорит: «смирися в трудех сердце их», а оставление силы не иное что есть, как изнеможение; потому, что найдется ли какая помощь без силы, почему и сказано: «изнемогоша, и не бе помогаяй».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй

Причиной всех этих бедствий и для иудеев и для всех людей служит грех. И те в отмщение за грехи преданы были в рабство вавилонянам, и все люди подпали тяжести труда после преступления заповеди, по­тому что тогда услышал Адам эти слова: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17–19). Среди таких несчастий, они не нашли никакого разрешения от окружавших их зол, но Пре­давший их в эти бедствия Сам даровал им и освобождение.

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-12 Яко преогорчиша словеса Божия, и завет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй

Всех же сих горестей, и для Иудеев, а также и для всех человеков, причиною грех. И Иудеи в наказание преданы рабству вавилонскому; и все люди, по преступлении заповеди, подверглись тяжким трудам. Ибо после сего сказано Адаму: «проклята земля в делех твоих. Терния и волчцы возрастит тебе: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3:17–19). Остененные столькими бедствиями не находили себе никакой ослабы от облежащих зол, но Тот, Кто осудил их на сии бедствия, Сам даровал и избавление от них.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 10-11 Седящия во тме, и сени смертней, окованныя нищетою и железом. Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша

Пусть, говорит, христиане из народов рассказывают о милостях Божиих; потому что Бог исполнил благами и просветил сидевших во тьме заблуждения, которое есть подобие смерти; так как оно удаляет душу от истинной жизни, подобно тому, как и смерть отлучает ее от временной сей жизни. Сверх сего пусть рассказывают о милостях Божиих, потому что они были окованы нищетою в добродетелях, и железом, т. е. крепкими и тяжкими узами грехов. Так говорит и приточник: каждый стягивается узами своих грехов (Прит. 5:22). Но от сих уз они освобождены Спасителем Христом. Пусть сказывают еще христиане о милостях Божиих потому, что они прежде огорчали слова Божии, т. е. самого Бога, говорившего и поучавшего их о спасении их. Ибо Бог учил всех людей добру и добродетели посредством естественного разума и совести и посредством писаного закона, данного иудеям, и чрез пророков, и благодеяния, и угрозы, и язвы и все проч., чрез что изучались одному—уничтожению зла: изучались тому, как говорит Григорий Богослов, чем истребляется зло. И они раздражили Бога, желавшего им спасения. Ибо, как под словами Божиими надобно, разуметь говорящего Бога, так и под советом Всевышнего, что составляет выражение околичное, самого Всевышнего Советника.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша

Во-вторых, сравнивает плен с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти. Словеса, как конкретное выражение Божественной воли.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–14 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ: седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза

Изречениями 8-го стиха выражены те же мысли и чувства, какие выражены и в 1-м стихе, с тою только разницей, что в том и другом случае употреблены разные обороты речи, другие грамматические формы. И в 1-м, и в 8-м стихе псалмопевец обращается к людям (к сыновом человеческим) с призывом воспевать и прославлять благость и милость Божию, и в последнем случае (ст. 8), как бы не довольствуясь одним призывом, возлагает обязанность на сынов человеческих, пользующихся милостию и чудными делами Божественного промышления и попечения (а кто ими не пользуется?), исповедят милость и чудеса Божии, не только пред Самим Богом, но и пред всеми людьми. Далее, в стихе 9 и след., милость и благость Божию он представляет под образом насыщения душ алчущих и жаждущих, которых благость Божия исполняет потребными благами. Напрасно, как бы так говорит здесь псалмопевец, люди приписывают счастию, или какой-то слепой судьбе, те благоприятные и неблагоприятные обстоятельства в жизни своей или других людей, когда они, блуждая, например, по пустыням или находясь в тесных обстоятельствах, изнемогали от голода и жажды, или когда, попав в плен или в руки злонамеренных людей и разбойников, были заключаемы в оковы, повержены во тьму и ожидали себе смерти, чувствовали себя в положении людей, окованных нищетою и железом, и все это за то, что не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Они должны сознавать и помнить, что все это они претерпевают как наказание от Бога, Который смиряет сердца их таковыми условиями и затруднительными обстоятельствами (смирися в трудех сердце их), под тяжестью коих они доходят до изнеможения и ниоткуда не получают помощи (изнемогоша, и не бе помогаяй). Но вот и для них наступают такие минуты в жизни, когда они приходят в себя, обращаются к Отцу Небесному и приносят Ему глубокое и искреннее раскаяние в своих заблуждениях (внегда скорбети им, воззваша ко Господу), и «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их» (пер. с евр.). И все это св. отцы Церкви опять относят к временам христианской Церкви, когда обращенные из народов к вере Христовой (новые исповедники Христа) рассказывают о милостях Божиих: как Бог исполнил благ и просветил сидевших во тьме заблуждения, каковое состояние подобно смерти, так как оно удаляет душу от истинной жизни во свете евангельского учения, подобно тому, как и смерть телесная отлучает ее от временной сей жизни. Новые исповедники рассказывают о чудесах и милостях Божиих и то, как они, быв окованы нищетою в добродетели и железом, т.е. крепкими и тяжкими узами грехов, по слову приточника: каждый связывается узами своих грехов (Притч. 5:22); но и от этих уз они освобождены Христом Спасителем. Они рассказывают и то, как они не покорялись (преогорчиша словеса Божия) и небрегли о воле Всевышнего, говорившего и научавшего их о спасении их, и за то смирены и наказаны были от Бога, и в состоянии беспомощности и изнеможения доведены были до раскаяния и обращения к той же благости и милости Вышнего Бога, Который и спас их, извел из тьмы языческого заблуждения, избавил от вечной смерти и растерзал узы греха и ада. «Смотри, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает всем возвещать о том, что было; для чего и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали к той же ревности» [7, с. 852].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible