Скрыть
ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

Да исповедятся Господеви милости Его. В другой раз повторил тоже о благодеяниях Его. Яко сокруши врата медная, имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся (Ис. 49:9).

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

ст. 13-17 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася

Пророк опять одним словом бедствия сия пременил в веселие; ибо говорит: «воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я». И уничтожает тьму, сокрушает смерть, расторгает узы. «Изведе я, сказано, из тмы, и сени смертныя, и узы их растерза». А посему, – продолжает Пророк, – да проповедуется с благохвалением милость, что сокрушена неизбежная стража смерти, огражденная, как говорит Пророк, вратами медными и вереями железными. Ибо таковою почитаема была сила смерти, пока явлением жизни истинной не уничтожена держава смерти, потому что все, находившееся внутри оной, оставалось не имеющим возможности бежать, задерживаемое как бы какими-то железными вереями и несокрушимыми вратами. Но «сокруши, – сказано, – врата медная и вереи железныя сломи». А сие значит, что путь беззакония их уничтожен, и жизнь приуготована к благочестию; и уничтожением оных врат означается возвращение жизни к праведности, ибо сказано: «восприят я от пути беззакония их».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить дер­жаву и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благо­деяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, по­чему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и по­тому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: «отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» (Иов. 38:17–18) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых.

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим»: «Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

«Вратами медными» и «вереями железными» Пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, для кого выход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать; так невозможно было и Иудеям избежать рабства вавилонскаго, и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 12-16 И смирися в трудех сердце их, изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я. И изведе я из тмы, и сени смертныя, и узы их растерза. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

Душа, говорит, уверовавших из язычников изнурилась от трудов греха. Они изнемогли душою, и не было избавителя от насилия диавола. Посему в скорби своей они воззвали к Богу и Бог их избавил от нужды их. Тоже самое сказал Давид и выше, притом он говорит сие в этом псалме четыре раза, чтобы доказать этим великое благодеяние Божие. Он избавил их также и от тьмы заблуждения, которое, как мы сказали выше, есть тень смерти. Посему пусть рассказывают все язычники милости, какие оказал им Бог, как сказано и сие выше. Лучше же сказать: Давид в настоящем псалме повторяет это четырежды для умножения благодарности Богу. Почему же должны сказывать о милостях Божиих, т. е. Христовых? Потому что Христос, говорит, сокрушил сильные и несокрушимые врата ада; один Христос, сошедши в ад, сломил их, и извел оттуда души, которые, по словам Афанасия, там содержались, а равно сокрушил и железные вереи адских врат, где под вратами ада и вереями надобно разуметь, по Феодориту, неизбежность и невозможность освобождения от ада; поскольку никто не мог освободиться от ада.

Златословесного: Не видишь ли из самого врачевства, что Он открывает тебе какого свойства болезнь? Ибо, сказав: смирилось от трудов, он открыл, что это было пренебрежение, происходившее от гордости.

Афанасия: Выражение: расторгнул их, показывает скорое очищение греха. Златоуста: Видишь ли, как скоро подано освобождение? Не разрешил узы, а расторгнул, т. е. с великою властью избавил их от врагов и узы расторгнул, так что другие уже не могут быть возложены на них. И как не сказал: разрешил, а расторгнул; так и двери не отворил, а сокрушил, и вереи не снял, а сломил.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

16. ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

Яко сокруши врата медная, и вереи железные сломи. (Вереи μοχλους – λος – запор, засов и т. п.; также один из столбов, на коем утверждается воротная перекладина. Словарь Церк. Славянского и Русского языка; изд. Академии Наук. См. слово: верея.)«Вратами медными и вереями железными, – говорит блаж. Феод., – пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому вход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и Иудеям избежать рабства Вавилонского и всем людям владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей». «Пророк имеет в виду, – говорит св. Афан., – сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы (Ис.49:9). Врата же смертная суть грехи, ведущие к смерти» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–20 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: посла слово Свое, и изцели я, и избави я от растлений их

Вот и еще псалмопевец призывает, чтобы все верные исповедали, рассказывали другим о милостях и чудесах Божиих, совершенных при разных затруднительных обстоятельствах жизни. При сем нужно заметить, что к слову: да исповедятся, – в издании славянской Библии 1890 г., в подстрочном примечании, приписано: «да исповедят», т.е. что слово: да исповедятся, – нужно читать: «да исповедят». Пусть всем рассказывают (да исповедят), прибавляет к прежде сказанному псалмопевец, что Господь Бог силен избавить от всяких бед: Он сокрушил врата медная и сломил вереи (воротные столбы) железныя. «В сих словах, – говорит св. Афанасий Александрийский, – пророк имеет в виду сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы; о чем говорит и пророк Исайя (Ис.45:2)» [3, с. 343]. Блж. Феодорит говорит о сем так: «Вратами медными и вереями железными пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому ход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и иудеям избежать рабства вавилонского и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довольно к тому, чтобы разрушить державу и вавилонян, и смерти, и даровать освобождение от горестей» [6, с. 520]. Восприят я от пути беззакония, т.е. Господь Бог отстранил их от пути беззакония их тем, что предал их страданиям и болезням, «безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» (по переводу с еврейского), и теми страданиями они смирились, доведены были до сознания своего бедственного положения. По болезненному состоянию, всякой пищи отвращалась душа их, они приближались ко вратам смерти. «Врата же смертная, – по словам св. Афанасия Александрийского, – суть грехи, ведущие к смерти» [3, с. 343]. Блж. Феодорит же о сем так говорит: «Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили, однако и тех, и других Господь сподобил спасения» [6, с. 520]. Доведенные грехами до врат смертных, воззваша ко Господу во время скорби своей; Господь услышал их скорби, раскаяние и молитвы и спас их от бедствий их. В раскаянии своем, они сознали, что «не о хлебе едином, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» (Втор. 8:3). И Господь, спасающий их, послал им Слово Свое, не то только слово, которое писано в Законе их (Ин. 15:25), но Слово ипостасное, Отчее, Единородного Сына Своего, «исцеляющего всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). И Он «исцелил их и избавил от могил их» (по переводу с еврейского), т.е. от вечной смерти, главною причиною которой являются грехи людей. По словам блж. Феодорита, и Бог Отец послал Сына Своего, Бога Слово, Которое, вочеловечившись, исцелило и спасло грешников от погибели [6, с. 521].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible