Скрыть
Положи́лъ е́сть рѣ́ки въ пусты́ню и исхо́диша водна́я въ жа́жду,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

Положил есть реки в пустыню. Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 32-33 да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его. Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

Пророк снова повелевает людям и Церкви песнословить благодать, изображая словом едва не на песнословить благодать, изображая словом едва не настоящее состояние Церквей, а именно, что на седалище начальствующих проповедуются сии чудеса Божии, которыми утверждается вера в слушающих. Ибо сказано: «да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его». Пророк присовокупляет и причины благодарений, а именно, что от Бога реки и появляются, и исчезают: уничтожаются потоки порока, исходища же добродетелей орошают места, дотоле сухие. Ибо говорит: «положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду». «Реками» называет притоки страстей, и «исходищами водными» – непрерывные ряды худых дел; потому что люди, присовокупляя всегда лукавое к лукавому, подобно какому-то потоку, удлиняют цепь пороков.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней

Как можно видеть, это постоянно бывает у уверовавших народов. В самом деле, во всех церквах по все­ленной всенародно, под предводительством священного собора, во­спевают Благодетеля, превознося чудеса божественного человеколюбия. Прославляют же Его достигшие спасения под впечатлением виденного ими необычайного переворота. Действительно, напаяемые прежде обиль­ными пророческими реками и приносившие зрелый плод Богу, теперь не получают даже ничтожной влаги, но за свою развращенность со­вершенно лишены прежнего орошения.

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 33-34 Положил еси реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы, живущих на ней

Песнословят же Его улучившие спасение, примечая необычайное пременение. Ибо те, которые древле орошаемы были многими пророческими реками, и приносили благовременный плод Богу, ныне не пользуются и малою влагою, но за лукавство свое совершенно лишены прежняго орошения.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 33-35 Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Землю плодоносную—в сланость, (соленую) от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную— во исходища водная

Бог, говорит, сделал пустыню, чуждую мудрости, из тех мудрых эллинов, которые прежде по своему доброречию текли на подобие рек, но уста которых заградили рыболовы и безкнижные апостолы Его; и словесные наводнения эллинов Бог, по словам Исихия, превратил в сушу и землю, т. е. сонмище иудейское, производившее плоды— пророков, Бог изменил в бесплодие, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Исихия; так как соленая земля бесплодна. А причина такого бесплодия была, говорит, порочность живших на ней иудеев, по которой земля их уже не производит таковых духовных и святых мужей: нет более у них ни священника, ни пророка, ни другого плода прежней их жизни. Далее, прежде бывшую пустыню по скудости плодов благочестия и добродетели—церковь из язычников, Бог преложил в христианскую—в озера вод, т. е. купели святого крещения, чтобы всегда наполнять и наводнять их таковыми духовными водами. Подобным образом ту же церковь, прежде бывшую без воды божественного слова, Бог сделал христианскою, источающею животочные воды божественных учений, по словам тех же отцов и Дидима.

Слова Нисского: Из рек некоторые производятся Богом, а другие истребляются, струи зла уничтожаются, а истоки добродетелей наводняют прежде бывшие знойными места. Ибо превратил, говорит, реки в пустыни и проч., где реками называет влияния страстей, а исходами вод продолжения зол, когда люди присоединяя зло ко злу, всегда продолжают течение зла, как некий поток. Сверх того и землю, говорит, плодоносную превратил в соленую. Ибо душа, изобиловавшая злом, по изменении своем, быв исправлена солью божественного учения, сделалась жаждущею, так что она не произращает более зла свойственного живущим, и питаемого течениями злых вод, но та (душа), которая была соленою и жаждущею, восприяв блаженный плач, сделалась озером, в котором, как в море, кружатся воды и в котором живут алчущие правды. Другой говорит, что проще и общее пророк желает того, чтобы Бог был прославляем за то, что Он все по своей воле изменяет, и то пустыню наводняет реками, то исходища вод—иссушает, так что бывает жажда там, где прежде было изобильное питие; более частно же мы должны принимать сие в отношении к иудеям и происходящим из язычников. Ибо пророк, кажется, удивляется, как синагога, бывшая прежде доброплодною, превратилась в соленую горечь, а церковь из язычников, бывшая прежде безводною, наводняется хорошими потоками, притом и Исаия сказал: превращу пустыню в озеро вод и жаждущую в водопроводы (Ис. 41:18); и Соломон в Песни песней: Глаза твои, как озеро в Есевоне во вратах дщерей многих (Песн. 7:4), где по словам Исихия, под дщерью многих разумеет церковь, потому что она была дщерью не только апостолов, но и пророков.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

33. Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,
34. землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;
36. и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37. засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, 


Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Певец приводит здесь и далее до конца причины, почему должно особенно благодарить и славословить Господа: – потому, что наступила необычайная, самая благодетельная перемена во всем. Тот, «Кто (с Евр.) превращает реки в пустыню и источники вод в сушу; ст. 34: Кто плодородную землю обращает в солончатую (т.е. бесплодную степь) за нечестие живущих в ней; ст. 35: Тот (Самый) превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую в источники вод; ст. 36: населяет там алчущих, и они создают город для обитания; ст. 37: засевают поля, насаждают виноградники и получают обильные плоды; ст. 38: Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет; ст. 39: но эти самые уменьшились, упали от угнетения бедствия и скорби». Все это в буквальном смысле можно относить к Евреям, по возвращении их из Вавилонского плена, к перемене их состояния из худшего на лучшее. Но Отцы объясняют в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие Иудеи; пустыни и изсохшия земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. «благое и небесное жительство», они засеяли поля, т.е. сердца словом Божиим, посадили винограды, т.е. основали церкви; скоты – это неразумные в Церкви, умалившиеся и подпавшие разного рода бедствиям – это неверные Иудеи, рассеянные по вселенной (Св. Афан. и бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-34 Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней

Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа

Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–37 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню и исходиша водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

В четвертый, и последний, раз пророк обращается с призывом к верным о том, чтобы исповедали милости Господни и рассказывали о всех чудесах Его пред всеми людьми. Таким исповеданием и такими рассказами должны превозносить Бога в церкви людстей, т.е. в общенародной христианской Церкви (далее по переводу с еврейского), «и да хвалят Его в соборе старейшин». В последних словах нужно разуметь управление Церкви Христовой, под руководством епископов и пресвитеров (на седалищи старец). По словам блж. Феодорита, это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех, по всей вселенной, церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодателя, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия [6, с. 523]. Далее пророк перечисляет различные перемены, которые, по действию Промысла Божия, на пользу человека, происходят в мире физическом и, главным образом, на земле, которую населяют люди; иногда такие перемены происходят в наказание людям, за нечестие живущих на земле, от злобы живущих на ней. Положил есть Бог: «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод. И поселяет там алчущих, и они строят города для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые им приносят обильные плоды» (пер. с евр.). Люди неверующие или невнимательные к путям Промысла Божия могут приписывать все эти перемены слепому случаю или естественному изменению действия сил природы. Но так рассуждать было бы безумно и недостойно звания человека, существа разумного, созданного по образу Божию. Человек же, способный к здравому суждению о вещах, легко может уяснить себе вопрос: отчего происходит, что одна страна делается бесплодна, а другая, наоборот, получает необыкновенную тучность и плодородность? Для него ясно, что Единый Творец и Вседержитель мира, во гневе Своем, от одной страны отнимает благословение Свое за нечестие живущих на ней, а другую благословляет плодородием и изобилием благ, для пропитания алчущих. Св. отцы Церкви, как Афанасий Александрийский и блж. Феодорит, объясняют это в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие иудеи; пустыни и иссохшие земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. благое и небесное жительство, они засеяли поля, т.е. сердца, Словом Божиим, – насадили виноградники, т.е. основали церкви по разным местам [3, с. 343–344; 6, с. 523].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible