Скрыть
чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов

И о том молюсь и прошу, чтобы любовь ваша более и более преизобиловала и умножалась, - не без познания, но во всякой духовной мудрости, так чтобы этою мудрою любовью умели вы различать и определять наилучшее, и чтобы были вы, как и ныне, тверды и чисты и без преткновения в день суда Христова.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Василий Великий, свт. (†379)

чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов

Вопрос. Поелику Апостол говорит: чтобы «вы были чисты», и еще: «но яко от чистоты (искренно)» (2Кор. 2, 17); что значит: чистое (ειλικρινες)?

Ответ. Думаю, что чистое есть ни с чем не смешанное, но в крайней степени очищенное от всего противоположного, направленное же и устремленное к единому богочестию, а сверх этого и к тому, что во всякое время и во всяком деле строго требуется для цели богочестия, так что приставленный к чему-нибудь не развлекается даже и тем, что сродно с его занятиями. Объясняется же первое из самой связи речи; ибо к словам: «но яко от чистоты» (искренно), Апостол присовокупляет: «как от Бога, пред Богом, во Христе»: а второе из слов: «не думайте (о себе) более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3), а равно и из того, что присовокуплено к сим словам.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов

«И молюсь о том», – говорит, – «чтобы любовь ваша еще более и более возрастала». Хорошо сказано, потому что любовь – ненасытное благо. Смотри, как он, будучи любим, хочет еще более быть любимым. Кто так любит любимого, тот не хочет, чтобы любовь последнего имела когда-либо предел. Нет меры этому благу. Потому Павел хочет, чтобы этим благом они всегда были обязаны: «Не оставайтесь должными никому ничем», – говорит он, – «кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Мера любви есть бесконечность. «Чтобы любовь ваша», – говорит, – «еще более и более возрастала». Заметь сочетание слов. Сказано: «Еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве». Высоко ценит не просто дружбу, не просто любовь, но любовь происходящую от разума, то есть, не ко всем одинаковую любовь, потому что такая любовь будет не любовь, а равнодушие. Что такое – «в познании»? То есть, с рассуждением, с размышлением, с чувством. Есть ведь и такие, которые любят безрассудно, зря, как случится, отчего и дружба их не бывает крепка. «В познании», – говорит, – «и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее», то есть, полезное. Я это говорю не для себя, но для вас, говорит (апостол), потому что опасно, как бы кто, любя еретиков, не заразился от них. На все это намекает он, когда говорит таким образом. И заметь, как он располагает слова: не для себя это говорю я, но «вы были чисты», то есть, чтобы вы под личиной любви не приняли ложного учения. Как же он в другом месте говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18)? Выражение: «Будьте в мире», не значит: любите так, чтобы от дружбы терпеть вам вред: «Если же», – сказано, – «правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Μф. 5:29), – но: «Чтобы вы были чисты», т. е. пред Богом, «и непреткновенны», т. е. пред людьми. Дружба часто многим вредит; если тебе самому и не вредит нисколько, зато другой соблазняется. «В день Христов», то есть, чтобы вам тогда явиться чистыми, никого не соблазнившими.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

чтобы, познавая лучшее

То есть полезное. Если вы любите благоразумно и с рассуждением, то вы можете избирать полезное и распознавать, кто достоин любви, то есть верных, и кто не достоин, то есть неверных. Но как же говорит он в другом месте: будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12:18). Во-первых, он не безусловно сказал, но с ограничением: если возможно, будьте в мире со всеми людьми. Затем, иное - быть в мире, и иное любить; первое значит не враждовать, а для любви требуется душевное расположение и как бы слияние и тождество в нравах, чего не следует оказывать по отношению к еретикам. Ибо если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его (Мф. 5:29).

вы были чисты и непреткновенны в день Христов

Я говорю это не ради своей пользы, но для того, чтобы вы под предлогом любви не приняли какого-либо ложного учения. Сказал: чисты - это пред Богом, непреткновенны - это пред людьми; потому что хотя дружба с еретиком и не приносит вреда тебе, но соблазняет другого; а если ты соблазняешь своих братьев, то как же явишься чистым в день Христов?

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

во еже искушати вам лучшая, да будете чисти и непреткновенни в день Христов

Проявление в деятельной жизни сказанных совершенств одно, — что ими христианин всегда верно может определять лучшее, совершать его наилучшим образом и вкусить плод от того. Все это заключается в: искушати лучшая. Искушати — значит ведением указать лучшее, любовию исполнить его и чувством вкусить плод того. Пусть вся жизнь пройдет по этой норме, какой из того итог? Она будет чиста, непреткновенна (и еще исполнена плодов правды).

Чиста: да будете чисти, — искренни, все делая по чистой совести, без всякого лукавства и криводушия. Как сознается что должным и Богоугодным, так то и делать: ибо жизнь таких течет пред лицем Бога; но тут и совесть — блюстительница воли Божией, которая не допустит никакой фальши. Чистота тут всесторонняя, — и по предмету, и по побуждениям, и по обстоятельствам.

Непреткновенна: да будете непреткновенни, — бессоблазненны, чтоб и самим не соблазняться, и других никого не соблазнять. Сами не соблазнятся такие; ибо хорошо понимают все пути жизни и точно знают, что откуда исходит; других не соблазнят, ибо чувствия обучена сообщают имеющим их особый такт, по которому все дела их и слова всегда бывают в свое время и в своем месте и, всех назидая, никого не возмущают, напротив, от всех заслуживают одобрение. Даже обличаемые и укоряемые ими в сладость их послушают.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов

Благодаря этим свойствам любви, филиппийцы и на суде Христовом явятся чистыми (сердцем) и непреткновенными, т. е. со стороны своего поведения ни для кого не соблазнительными (άπρόσκοποι).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 1:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,

10. чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,

11. исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию

Говоря о возрастании в любви чрез познание, Апостол научает возрастать в любви опытно, чрез упражнение в оной, так как полнейшая чистота, потребная в судный день Христов, достигается путем тяжелой жизненной борьбы и непрерывных подвигов. По мысли св. Иоанна Златоуста, «любовь имеет нужду в свете ведения, чтобы она была с рассуждением и размышлением». Любовь слепая может принести человеку даже зло. Вот почему в другом месте Апостол похваляет обученность в рассуждении добра и зла (Евр.5:14). «Распознание того, что должно делать и что не делать – есть истинная мудрость», говорит св. Василий Великий. А преосв. Феофан пишет: «любовь есть движущая сила; знание – освещение пути; чувствие – уменье, как где ступить». «Искушати – значит ведением указать лучшее, любовию исполнить его и чувством вкусить плод его. Пусть вся жизнь пройдет по этой норме, и она будет чиста, непреткновенна и исполнена плодов правды». «В ком есть означенные совершенства, в том не бывает неправых дел, ни слов, ни мыслей. Стоя сознанием пред Богом, всякий шаг они делают так, чтобы он был угоден Богу... У них все идет от Бога, и все к Богу (к славе Его) возвращается. Их живот сокровен есть со Христом. Сами же они исчезают. Сознание Бога всевидящего не позволяет им что-либо из дел восхотеть себе, а не в славу Божию обращать. Нескрытная же проба всех дел есть день Христов (объявляющий «тайная тьмы»). Тут последняя цель и частных деяний и всей жизни. К сему и относит Апостол увещание, и свое молитвенное благожелание оканчивает: только бы в день Христов явиться чистыми и непреткновенными, исполненными плодов правды» (сравн. Ин.15:81Кор.6:20).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1.9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,

1.10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,

1.11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

1:9–11. Теперь ту же любовь свою к филиппийцам святой Павел доказывает молитвенным благожеланием им успеха в христианском совершенстве, определяя его и в его составных частях, и в его проявлении в деятельной жизни, и в его завершении и венце. В 9-м стихе так изображается христианское совершенство. Святой Павел молит Бога, чтобы любовь – деятельная сила жизни христианской, принятая филиппийцами от Духа Святого, еще более возрастала в делании добрых дел, и вместе возрастала в познании всего дела спасения в христианстве, чтобы они безошибочно верно свершали свой жизненный путь под руководством светоносного разума. Далее, чтобы возрастала любовь и во всяком чувстве – в опытности духовной, приобретаемой от упражнения чувств в духовной жизни. При помощи указанных совершенств христианин всегда верно может определить лучшее, исполнить его наилучшим образом и испытать его результат – познать лучшее. Живя по этой норме, христиане по жизни будут чисты– искренни, все делая по чистой совести, как перед лицом Божьим, непреткновенны – без соблазна, то есть и сами не соблазнятся ничем, и других не введут в соблазн, так как руководятся и светоносным разумом, и своим духовным опытом. Такими они окажутся и на суде Христовом. Проводя так свою жизнь, они, конечно, принесут обильные плоды праведности не своими собственными силами, а Иисусом Христом, без помощи Которого никто не может творить ничего доброго (см. Ин. 15:4;5). Все доброе совершает благодать Божья. Мысль об этом так глубоко проникает в coзнание христиан, живущих только что описанным образом, что они все в своей жизни добро совершают во славу и в похвалу Бога.

Устрояет же это благодать Божья, живущая и действующая в них. Она часто поставляет их в такое состояние, что они чувствуют себя полными всего дурного, для того, чтобы не дать им признать в себе что-либо доброе и ценное пред очами Божиими, чтобы не возгордились этим. Мысль их святой Павел сосредоточивает на суде Христовом, там каждый получит по делам своим.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible