Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к филиппийцам 1:29
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Марий Викторин (†IVв.)
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 29-30 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне
Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это, как дар, предоставлено вам, именно не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян. 16 гл.), и какой ныне издалека услышали о мне.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Здесь, все приписывая Богу, и страдание за Христа называя благодатию, дарованием и даром, он поучает их не думать о себе высоко. Итак, не стыдитесь дарования; оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса, потому что в последнем случае должник я, а в первом должником имею Христа. Потому вы, как имеющие дарование, не только не должны стыдиться, а, напротив, должны радоваться. Добродетели (апостол) называет дарованиями; впрочем не в таком смысле, как другие (дары): последние всецело от Бога, а первые и от нас. Но так как и здесь более действует Бог, то (апостол) говорит, что все – Его, не отвергая этим свободной воли, а располагая к смиренномудрию и благодарности.
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати
Апостол заявляет, что не только начало нашего обращения, но и терпение в вере нашей и страданиях даруются нам Господом.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Великие преуспеяния обыкновенно совершаются с великими трудами, а самые большие - с наивеличайшими. Посему не думай, что, делая что-либо маловажное и ни к чему не годное, достигнешь самых великих наград, и не надейся, избрав безопасную и изнеженную жизнь, отличиться в первых рядах дружины. Победителем провозглашается тот, кто был в опасностях и воздвиг победные знамения. Если кто и жизнь кончит на брани, то память о нем пребудет нескончаемой и приимет он награды более, нежели человеческие. Мужественный же вождь Христова воинства и страдания за Христа признает венцами, говоря: вам дарова Бог не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, то есть, даже если не упоминать о будущих благах, самые страдания, посредством которых входим в общение с Владыкою, - это самые великие награды и прекраснейшие венцы.
Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)
Кто из любви к душе своей единожды предал себя добродетели и возжелал совершить делание ее, тот не печется после сего о телесном, есть ли это у него или нет. В рассуждении этого Бог нередко попускает, чтобы добродетельные искушаемы были чем-либо таковым, дозволяет, чтобы отвсюду восставали против них искушения, поражает их в теле их, как Иова, ввергает их в нищету, делает, что отступается от них человечество, поражает их в том, что приобретено ими; только к душам их не приближается вред. Ибо невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало в болезнях и трудах и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели. Если же человек проводит жизнь по воле своей, или предаваясь зависти, или губя душу свою, или делая что-либо иное вредное для него, то подлежит он осуждению. А когда пойдет он путем правды, и совершает уже шествие свое к Богу, и приобретает многих подобных себе, и встречается с ним что-либо подобное, - тогда неприлично ему уклоняться от стези своей, но должен он с радостию, без пытливости принимать это и благодарить Бога, что послал ему благодать сию и сподобился он ради Бога впасть в искушение и соделаться сообщником в страданиях с пророками, апостолами и прочими святыми, ради пути сего претерпевшими скорби. От людей ли, от демонов ли, от тела ли придут на него искушения (невозможно же, чтобы пришли и были попущены без Божия мановения), да будет сие для него поводом к правде. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину; как и человеку соделаться достойным того, чтобы сподобиться сего величия, то есть за божественные сии труды войти в искушение и возрадоваться - невозможно без благодати Христовой. О сем свидетельствует святой Павел. Ибо столько велико дело сие, что Апостол явно называет дарованием, когда человек уготовляется пострадать ради надежды на Бога. Павел говорит: от Бога даровася нам сие, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати. Так и святой Петр написал в послании своем: когда страждете правды ради, блажени есте (1Пет.3:14), потому что соделались общниками страстей Христовых (см.: Фил. 3:10).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И не страшитесь ни в чем противников
Не говорю, пишет, просто: не колеблитесь, но и не страшитесь, то есть не смущайтесь ничем, хотя бы вам угрожали опасностью, или пугали смертью; ибо они ничего не могут сделать, только угрожать, - до того они слабы.
Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения
Когда они увидят, что все их бесчисленные ухищрения не в состоянии устрашить вас, то не будут ли считать это явным доказательством того, что дела их погибнут, а ваши останутся твердыми и нерушимыми, и в то же время спасительными.
И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него
Называя страдание за Христа даром, Павел делает филиппийцам два следующие наставления: во-первых, чтобы они не стыдились и не падали духом во время страданий; во-вторых, чтобы не гордились, потому что все это, говорит, от Бога. Он и добродетель называет даром. Говорит так не потому, чтобы он не признавал свободной воли, но с тем, чтобы научить их думать о себе скромно; потому что без Бога мы ничего не можем делать. Быть может, этот дар больше дара воскрешения мертвых, потому что там я должник, здесь же имею должником Христа. О, чудо! мне дарует и чрез это самое остается мне должен.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати
Второй источник воодушевления – стоять мужественно против врагов — указывает Апостол в том, что страдания от них за веру есть особый дар Божий. И вера – дар, но вера с страданием за нее есть высший дар. – Спасение наше совершено крестною смертию Господа нашего Иисуса Христа. Каждому в частности присвояется сие спасение чрез спострадание Христу. Это спострадание у всех истинных христиан устрояется и произвольно, когда они плоть свою распинают со страстьми и похотьми. Но когда кто по особому Божию мановению вводится в сие спострадание, тогда это выше того произвольного, и потому, что бывает против воли, и потому, что оно чувствительнее, не части требуя в жертву, а всего. Каковы – лишение имений, изгнание, мучение. Святые мученики всё призвание к венцу мученическому считали особым даром Божиим. Без указания свыше не решались на него; но, получая указания, с радостию вступали в сей подвиг. – В этом смысле и филиппийцам говорит Апостол, – что им даровал Бог не веровать только в Господа, но и пострадать за веру. Он как бы внушает им: «итак, не стыдитесь сего дарования; оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса. Не только не должны вы сего стыдиться, а напротив, радоваться» (святой Златоуст).
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
Марий Викторин (†IVв.)
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Велик сей дар, если за одну лишь веру в Него мы стяжали такую милость. Однако мы должны верить так, чтобы и пострадать за Него.
Амвросиаст (†IVв.)
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Хотя Павел во многих случаях возвеличивает милость Божию, здесь он говорит об особой похвале им: Бог дал им страдать за Христа; а такое Бог дает только любящим Христа. Он говорит, что им дано страдать за Христа; и это значит, что Бог Отец дает такой дар тем, кто любит Христа, дабы страдания за Христа обращались им в заслуги. И в этом они могут следовать примеру своего наставника.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
Чтобы внедрить в читателей большее мужество, Апостол говорит, что они должны считать делом особой милости Божией то обстоятельство, что призываются не только содержать веру во Христа, но и страдать за Него.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Фил. 1:27
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
28. и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога,
29. потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него,
30. таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Апостол воодушевляет Филиппийцев на твердость стояния в вере спасительностию страданий, преимуществом веры с страданием пред простою верою, своим примером. По слову св. Иоанна Златоуста, «хорошо сказано: «не колеблющеся» – не страшась; ибо действия врагов таковы, что они только устрашают. Говорит: «ни о единем же», – что бы ни случилось, опасности ли, козни ли. Ибо таково общество людей мужественных. Враги ничего не могут сделать им». О страданиях же он как бы внушает им: «не стыдитесь сего дарования: оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса. Не только вы не должны сего стыдиться, а напротив радоваться». Св. мученики все призвание к венцу мученичества считали особым даром Божиим. Без указания свыше не решались на него; но, получая указания, с радостию вступали на сей подвиг.Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
1:29. Спасение наше совершено крестною смертью Господа Иисуса Христа. Поэтому усвояется оно каждому, в частности, через участие своими страданиями в страданиях Христа, которое совершается истинными христианами произвольно, через умерщвление своей плоти со страстями и похотями. Но Господь призывает некоторых избранных из христиан и к невольным страданиям, которые требуют большого терпения и мужества, и потому выше ценятся в очах Божьих. Таковы лишение имений, изгнание, мучения Святые мученики свое призвание к венцу мученическому считали особым даром Божьим. Без указания свыше они не решались на него, а получив указание с радостью вступали на этот подвиг. В этом смысле и филиппийцам говорит Апостол, что им даровал Бог не веровать только в Господа, но и пострадать за веру. «Итак, не стыдитесь сего дарования, оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса» (Златоуст).
Наконец, святой Павел воодушевляет к мужеству филиппийцев своим примером.