Скрыть
за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до нынешняго времени, поелику вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-5 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

«Благодарю Бога моего при всяком», – говорит, – «воспоминании о вас». В другом послании говорил: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр. 13:17). Если же неисправность учеников производит (в учителе) воздыхание, то успех их – радость. Потому слова (апостола) имеют такой смысл: когда только вспоминаю о вас, (всегда) хвалю Бога. А это делает потому, что знал в них многие добродетели. И хвалю, говорит, и молюсь, потому что вы успели в добродетели; я не перестаю молиться, но постоянно молюсь о вас. «Благодарю», – говорит, – «Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (Фил. 1:4). Всегда, а не только тогда, когда молюсь. Хорошо прибавил: «с радостью», потому что можно делать это и с печалью, как он в другом месте говорит: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас» (2Кор. 2:4, 5).

Здесь (апостол) говорит в похвалу их (Филиппийцев) много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об апостолах и евангелистах. Вы, говорит, не об одном вверенном вам городе имеете попечение, но все делаете, чтобы разделять со мною мои труды, везде присутствуете и содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность апостольскую. Посмотри, как римляне оставили его; послушай, что он говорит: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2Тим. 1:15)? И еще: «Димас оставил меня» (Тим. 4:10). И опять: «При первом моем ответе никого не было со мною» (Тим. 4:16). А они (Филиппийцы) и в отдалении от него участвовали в его скорбях, посылали к нему мужей, служили ему по силам, и вообще ни в чем не оставляли его. И делаете вы это, говорит, не только ныне, но и всегда, всяким способом помогая мне. Помогать же (апостолу) значит участвовать в благовествовании. Когда он проповедует, а ты служишь проповедующему, то участвуешь и в его венцах. И во внешних состязаниях венец принадлежит не одному борцу, но и его наставнику, и прислуживающему, и всем вообще заботящимся о борце, потому что те, которые укрепляют его и ободряют, по справедливости могут быть участниками и в победе. И в сражениях не один отличившийся, но и все служащие ему по праву могут присваивать себе трофеи и разделять славу, насколько своими услугами участвовали в его подвиге. Оказывать услуги святым – дело не маловажное, а великое: это делает нас общниками уготованных им наград. Например, иной оставил для Бога великие стяжания, всегда полагается на Бога, много подвизается в добродетели, наблюдая великую строгость во всем, даже в словах и мыслях; а ты и без такой строгости можешь участвовать в наградах, уготованных ему за таковые подвиги. Каким образом? Если послужишь ему и словом и делом; если утешишь его доставлением нужного для него, и услугой всякого рода. Ведь этим ты трудный путь сделаешь для него легче. Видишь ли, как они сделались участниками? «От первого дня», – говорит, – «даже доныне». Поэтому я «с радостью», – говорит, – «за ваше участие», и радуюсь не о прошедшем только, но и о будущем, потому что по прошедшему я заключаю и о будущем.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

Здесь свидетельствует им о великом и истинно апостольском их деле. Он говорит, что сообщники и соучастники мне в труде благовествования, не в то или другое время, но с тех пор как уверовали, даже и доныне. Как же вы участвуете? Посылая мне все нужное и заботясь обо мне. Потому что, кто содействует и помогает всевозможным образом трудящемуся в каком-либо добром деле, тот является участником в его деле. Так те, которые заботятся о мучениках, и те, которые отъемлют всякую заботу о мире у подвижников, и те, наконец, которые учителям дают возможность не отвлекаться, - становятся участниками их венцов.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

о общении вашем в благовествование, от перваго дне даже и до ныне

Слова: о общении вашем в благовествование — объясняют слова: о памяти вашей. Благодарю Бога, говорит, за память вашу, то есть за общение ваше в благовестии. Общением в благовестии назвал он пособие, какое ему присылали. Это же назвал и памятию. Ваша память о мне, дает понять Апостол, выразившаяся в пособии мне, есть общение ваше в благовестии. Я тружусь в благовестии; но как вы, помогая мне, даете больший простор благовестию; то и вы участвуете в благовестии. Плод благовестия, мною приобретаемый, есть вместе и ваш плод. Пособие Апостолу филиппийцы стали посылать тотчас, как только он удалился из Филипп; а это было в самом начале их обращения к вере Христовой. Это и разумеет он, говоря: от перваго дне. Посылали они в Солунь, посылали в Коринф; а теперь, как только открылась возможность, послали и в Рим. И вышло, что точно они все помогали Апостолу до того часа, как он писал Послание. Он и говорит об этом: до ныне.

Замечательны слова святого Златоуста на это место. «Здесь Апостол говорит в похвалу филиппийцев много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об Апостолах и Евангелистах. Ибо вы, говорит, не об одном вверенном вам городе имеете попечение, но всемерно стараетесь разделять со мною мои труды, везде со мною содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность Апостольскую. — Они и в отдалении от него участвовали в его скорбях, посылали к нему мужей, служили ему по силам, вообще ни в чем не оставляли его. А помогать Апостолу — значит участвовать в благовествовании. Ибо когда он проповедует, а ты служишь проповедующему, то участвуешь и в наградах его. — Услуги, оказываемые святым, — дело не маловажное, а великое. Ибо сие делает нас участниками наград, им уготованных. Например, иной оставил для Бога великие стяжания, всегда полагается на Бога, много подвизается в добродетели, наблюдая великую строгость во всем, даже в словах и мыслях. А ты и без такой строгости можешь участвовать в наградах, уготованных ему за такие подвиги. Каким образом? Если послужишь ему — доставлением нужного для него. Ибо таким образом трудный путь ты сделаешь для него легче. Посему, если вы удивляетесь живущим в пустынях, — избравшим ангельскую жизнь, и тем, кои среди обществ подвизаются подобно им; если удивляетесь и жалеете, что вы очень отстаете от них, то вам можно сделаться их участниками другим образом — чрез услуги, чрез усердие. И это дело человеколюбия Божия, что Он даже тех, кои менее ревностны и не в состоянии проводить жизнь суровую, трудную, строгую, иным путем возводит на ту же степень. Вот что Павел называет общением! Они, говорит, сообщают нам плотское, а мы сообщаем им духовное (см.: Рим. 15:27). Ибо если Бог за малое и ничтожное дарует Царство, то и рабы Его за малое и чувственное воздают духовное; или, лучше, чрез них Сам Бог дает и то и другое. Ты не можешь поститься, жить уединенно, спать на земле, проводить в бдении целые ночи? Можешь ты получить за все сие награду иным образом: если будешь усердствовать подвизающемуся в сем; если будешь успокоивать его и облегчать труд его. Он стоит на сражении, он и раны получает: а ты послужи ему, когда он возвратится с поля брани, прими его с распростертыми объятиями, сотри пот его, успокой, утешь, ободри утружденную душу. Если мы с таким усердием послужим святым, то будем участниками наград их. Сие и Христос говорит: сотворите себе други от мамоны неправды, да приимут вы в вечныя кровы (ср.: Лк. 16:9)».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне

Причина этой радости та, что филиппийцы с самого же первого дня, когда Апостол со своими спутниками явился к ним как проповедник Евангелия, и до настоящего времени продолжают оказывать самое горячее и деятельное сочувствие делу евангельской проповеди. Они, так сказать, сами стали миссионерами, и, кроме того, пожертвованиями на дело миссии содействуют немало ее успехам.

См. также Толкование на Фил. 1:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

5. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже до ныне,

6. будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа

Доброе начало насаждения христианской любви в Филиппийцах уверило Апостола, что они усовершатся и далее. Но так, как это дело по преимуществу Божие, то он и молился о сем во время всякого моления, научая этим и всех верить и надеяться, что Бог, начавший в нас дело спасения, доведет его до полного конца, в особенности в отношении к тем, в которых так ярко блеснуло начало проявления христианского участия и любви, как это было с Филиппийцами. По изъяснению преосвящ. Феофана, Апостол говорит здесь как бы так: «всякий раз, как молюсь, благодарю Бога за вашу память и о всех вас молюсь с радостию. Молитва о вас составляет для меня утешение». «Ваша память о мне, выразившаяся в пособии мне, есть общение ваше в благовестии. Я тружусь в благовестии; но как вы, помогая мне, даете больший простор благовестию, то и вы участвуете в благовестии». «Пособие Апостолу Филиппийцы стали посылать тотчас, как только он удалился из Филипп. Это и разумеет он, говоря: от первого дне. Послали они в Солунь, послали в Коринф, а теперь и в Рим. И вышло, что точно они помогали Апостолу до того часа, как он писал послание. Он и говорит об этом: доныне». По мысли блаж. Феодорита и некоторых других, «под общением в благовествовании» можно разуметь вообще участие в деле искупления, причем по отношению к Филиппийцам одновременно можно разуметь и усвоение ими плодов искупления и служение их другим в деле этого усвоения. Более ясное выражение этой мысли находится в 6-м стихе, в котором замечается две главных мысли, во-первых, та, что дело спасения совершается Богом: Им оно начинается, Им продолжается и совершается, а иначе говоря, дело спасения есть дело благодати Божией; вторая мысль та, что дело спасения не оканчивается со смертию человека, но продолжается и после, даже до дне Христова, под которым разумеется «последний день, которого не пресекает ночь», как сказал св. Василий Великий. Св. Иоанн Златоуст видит в этом стихе такое указание на соотношение благодати и свободы, которое указывается даже в словах: Бог совершит. «Опять для Филиппийцев похвала, потому что они привлекли к себе благодать Божию, которая помогла им возвыситься над природою человеческою». «Если же Бог совершит, то с нашей стороны не много нужно будет труда, а должно надеяться, что при Его помощи мы все легче совершим».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1.3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,

1.4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

1.5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,

1.6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,

1:3–6. Начиная свое послание, святой Павел воздает должную цену тому добру, какое оказывали ему филиппийцы. Но не к ним прямо относит это, а к Богу – источнику всякого добра, научая их не себе приписывать свое доброе, а Богу, без Которого не устрояется ничего истинно доброго. Он благодарит Бога за то, что филиппийцы помнят о нем, и за это он всегда, как молится Богу, благодарит Его, и молится о них с радостью. Молитва о них составляет для него отраду и утешение.

В чем же филиппийцы выразили святому Павлу свою память о нем? За ваше, говорит, участие в благовествовании, от первого дня даже доныне. Участие филиппийцев в благовествовании Апостола заключалось в том, что они, посылая ему свое пособие, облегчали его апостольский труд, и это было с первых же дней их обращения ко Христу, и доныне посылали они ему пособие и в Солунь, и в Коринф, а теперь и в Рим. Через это они стали как бы участниками в его апостольских трудах, и, следовательно, участниками и в награде за них. Поэтому поводу святой Златоуст говорит: «Ты не можешь поститься, жить уединенно, спать на земле, проводить в бдении целые ночи? Можешь ты получить награду иным способом, если будешь усердствовать подвизающемуся в сем, если будешь покоить его и облегчать труд его». Если мы с таким усердием послужим святым, то будем участниками наград их, по слову Христа: сотворите себе други от мамоны неправды, да приимут вы в вечные кровы (Лк. 16:9). В участии филиппийцев своим пособием в его благовествовании, святой Павел видит особое указание Божье, что он этим именно способом достигнут своего спасения и блаженства, поэтому он уверен, что Бог, воодушевив их на это доброе дело, будет воодушевлять их на это до дня пришествия Господа Иисуса Христа на суд, где они и получат за это награду.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible