Скрыть
Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих

Другие же из соревнования к нам Христа возвещают, а не по чистым побуждениям, ибо в проповедь свою вносят некоторые слова для того, чтобы посредством такого привнесения утеснение вызвать узам моим.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих

«Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто», т. е. не без примеси (лжи), и не для самого дела, – но для чего? «Думая увеличить тяжесть уз моих», – думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость! О, дьявольское действование! Видели, что он в узах и заключен в темнице, – и еще злоумышляли, хотели увеличить его несчастья и подвергнуть большему гневу. Хорошо сказал (апостол): «думая», – потому что случилось не так. Они думали через это опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением, – за что не только не будет награды, но еще наказание. Если проповедовали Христа с той целью, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды, то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто

То есть неискренне, не ради самого блага.

думая увеличить тяжесть уз моих

Думая, говорит, тем самым подвергнуть меня большей опасности и приложить печаль к печали. Но не удастся им это ухищрение; потому что проповедь чрез это становится славнее, и моя радость увеличится чрез это. Видишь ли, что доброе дело не следует делать без доброго расположения и что возможно не только не получить награды, но и подвергнуться наказанию.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим

Первые возвещают Христа от рвения, из ревнивости, желая опередить меня, оставить меня позади, или действуя наперекор мне, моим распоряжениям и планам. Потому возвещают нечисто, чем означается не то, что учение их было с примесью лжи, а то, что они действовали не с добрым сердцем, нравственно нечисто, не непорочно, чем отрицается чистота сердца.

Мняще печаль нанести узам моим, — то есть надеясь опечалить меня, в узах находящегося. Чем они могли надеяться опечалить святого Павла? Если они ложь проповедывали, было бы очевидно, чем могли опечалить его. Но как они в учении не погрешали, а только в побуждениях и образе действования; то можно догадываться — тем, что действовали против воли святого Павла, без его ведома, не по его указанию и даже наперекор ему. И это могло опечалить Апостола, который ревновал, чтобы в Церкви, в кругу верующих, все шло благообразно и по чину. Святой Златоуст говорит: «думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость, о, дьявольское действование! Видели, что он в узах заключен в темнице, и еще не доброжелательствовали ему; хотели увеличить его несчастия. Хорошо сказал Апостол: мняще; ибо случилось не так. Они думали чрез сие опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. — Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением; за что не только не будет награды, но еще наказание (будет). Ибо как проповедывали Христа с тою целию, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды; то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Флп.1:15-19. Можно и сектантам проповедовать, верить и спасаться по своему, и Апостолы тому радуются.

Православный ответ: нет, не рады Апостолы, и нельзя сектантам отдельно учить, потому что ап. Павел говорит о тех, которые «притворно», по зависти и любопрению проповедуют, а сектанты лживо проповедуют против Церкви Божией, извращая Писание (2Пет.3:15-17).

Оружие правды

Марий Викторин (†IVв.)

Ст. 16-17 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование

Павел сказал, что некоторые испытывают зависть. А поскольку из-за нее они соперничают с нами, то и сама зависть есть величайшее зло: ведь некоторые люди по любопрению проповедуют Христа и тем самым причиняют нам вред. Ведь, открыто отрицая Христа, они притворяются, будто проповедуют Его, чтобы мы, считавшие и полагавшие их своими противниками, огорчались из-за того, что они проповедуют то же самое, что и мы.

Павел говорит, что они проповедуют Христа не свято и чисто, а по любопрению; для того, чтобы вызвать у нас мучения, страдание и плач и показать, как они рады постигшим нас наказаниям и оковам… Ведь они делают это из зависти, а не по размышлении и не по собственному желанию… Если первые проповедуют Христа оттого, что завидуют и соперничают, то другие, добрые, люди, напротив, проповедуют Христа по доброй воле, правильно разумея, не испытывая к нам зависти, понимая, что такое добро, и обладая доброй волей, направленной на благовествование.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование

Из среды этих братьев-проповедников некоторые взялись за проповедь вовсе не с добрыми намерениями и не из чистых побуждений. Были люди, которые завидовали успехам Павла как проповедника, и теперь, побуждаемые «любопрением» или стремлением прославиться и в тоже время желая причинить огорчение Павлу, которого они считали подобным себе самим, они стали набирать себе учеников. Они, таким образом, действовали «нечисто», не по истинной любви к делу Евангелия. Тем более утешали Апостола те проповедники, которые действовали исключительно по любви и к Апостолу и к его делу вообще, к делу спасения язычников.

См. также Толкование на Фил. 1:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

15. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа:

16. одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

17. а другие из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

 

Вместе с истинными проповедниками веры, заговорили о Христе и не призванные к тому люди. Но Апостол этим не смущается. Он смотрит на сущность дела, на распространение благовестия в его главном содержании, предоставляя уясняться частностям в дальнейшем движении христианской проповеди. Вместе с тем и побуждения у проповедников были разные. Между тем, как одни проповедовали по вере и сочувствию к Апостолу для поддержания его дела, другие совершали это по зависти, чтобы стяжать свою славу; а иные находили возможность говорить о благовестии Христовом и так, чтобы чрез то усугубить только страдания Апостола. Возмущаясь этим, св. Иоанн Златоуст говорит: «о, жестокость! о, дьявольское действование! Видели, что он заключен в темнице, и еще недоброжелательствовали ему; хотели увеличить его несчастие. Хорошо сказал Апостол: «мняще»; ибо случилось не так. Они думали чрез это опечалить меня, а я радовался успеху проповеди». «Они облегчают мою ответственность пред Богом и помогают мне в ответе. Мне заповедали проповедовать, и я должен буду дать отчет и ответить за дело, которое заповедано мне. Посему они мне помогают так, что отвечать мне стало легче. Ибо если найдется много наученных и уверовавших, то отвечать будет мне легко». Современный наш толковник высказывает о сем такую мысль: «Что некоторые проповедники руководились нечистыми побуждениями, это не могло не производить на сердце Апостола тяжелого впечатления. Но радость, вызываемая распространением благовествования о Христе, берет у него верх над печалью».


 

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1.15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

1.16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

1.17 а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

1:15–17. Святой Павел говорит, что не все проповедники Евангелия о Христе имели одинаковые побуждения. Были такие, которые по зависти к славе Апостола и из желания самим быть в чести, проповедовали слово Божье нечисто, хотя и верно по содержанию, но нечисто по побуждению, были и такие, которые проповедовали с добрым расположением, без лицемерия, со всем усердием по благой воле (Златоуст). По зависти нечисто проповедующие Христа, думали тем увеличить тяжесть уз святого Павла тем, что действовали против его воли, не по его указанию, и даже наперекор ему, и тем увеличивали его печаль узничества. Другие же проповедовали по любви к святому Павлу, по его указанию, с мудрою осмотрительностью, зная, что он будет в ответе и перед Богом, и перед кесарем за благовествование Евангелия в Риме. Но те и другие проповедники радуют Апостола тем, что распространяют веру во Христа.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible