Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 31:26
или́ не ви́димъ со́лнца возсiя́вшаго оскудѣва́юща, луны́ же умаля́ющiяся? не въ ни́хъ бо е́сть:
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 26-28 Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы [тогда] от Бога Всевышнего
Смотря на солнце, как оно сияет, то есть если бы я видел восходящее солнце и поклонялся ему, если бы я любовался луной и преклонял перед ней колени, то я определенно бы заблуждался.
Комментарий на Книгу Иова
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует
Смысл этих слов следующий: если светила, находящиеся на небе и непрестанно сияющие, подвергаются некоторым переменам, если солнце как бы оскудевает и луна ущербляется, то не крайнее ли безумие считать постоянными и неподвижными вещи земные? Вот почему он и настоящим благам не слишком радовался, и о потерянных не сильно скорбел, так как хорошо знал свойства их.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует,
Сиянием солнца и величественностью луны я не был доводим до поклонения им: особенная добродетель тогдашнего времени, когда почти весь мир предан был идолопоклонству! Но Иов описывает идолопоклонство в том виде, как оно было при своём первом и менее грубом начале. Человек, взирая на сияющее солнце и на величественный месяц, коим он одолжен теплотою и светом, начинал любить их, как благодетельные существа, и наконец чтить их посредством благодарного лобзания, которое он относил к ним, по крайней мере как к образам Божественного промышления.
прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?
Обычай целовать руку свою и относить целование к идолу находят повсюду в языческой древности. Лукиан пишет в утешение бедным, которые не могли ничего приносить в жертву богам, кроме целования рук своих, что они потому самому не исключаются от заслуги жертв. Плиний говорит, что Римляне при поклонении богам целуют правую руку и обращаются на правую сторону всем телом, тогда как Галлы почитают более богоугодным делать это на левую.
Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего.
Если бы я служил золоту, как идолу, или чтил солнце и луну, то восстал бы против истинного Бога и совершил бы преступление, достойное смерти.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 26-27 Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою
Чуждый служению золоту (Кол. 3:5), Иов тем более не может быть обвиняем в настоящем идолопоклонстве, поклонении сияющим, как золото и серебро, солнцу и луне. Он «не прельщался» (ср. Втор. 4:19; Втор. 11:16) их величественным видом и в знак почтения к ним «не целовал руки своей». «Целование руки» – знак почитания у древних. Лукиан представляет индийцев, поклоняющихся солнцу, τὴν χει̃ρα κύσαντες περὶ ορχήσεως… Inter adorandum, – замечает Плиний, – dexteram ad osculum referimus.