Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 31:20
немощні́и же а́ще не благослови́ша мя́, от стриже́нiя же а́гнцевъ мои́хъ согрѣ́шася плещы́ и́хъ:
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 19-20 Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова не благословляли ли меня чресла его и не был ли он согрет шерстью овец моих
Своим непрезрением к бедному он являл добродетель смирения, а тем, что окутывал его, [показывал] сострадание. Ведь две этих добродетели должны так быть связаны между собой, чтобы одна другую своим действием поддерживала: тогда ни смирение, выражающееся в почтении к ближнему, не будет лишено дара щедрости, ни сострадание, когда его оказывают, не возгордится. Так пусть в отношении нужды ближнего сострадание поддерживает смирение, а смирение – сострадание, так чтобы ты, видя причастника твоей собственной природы нуждающимся в необходимом для жизни, не перестал в силу отсутствия сострадания укутывать его, а в силу гордости не перестал относиться с почтением к тому, кого укутываешь. Есть такие [люди], которые, слыша мольбы о необходимой [помощи] их братьям в нужде и имея намерение одарить их, сначала осыпают их обидными словами. Они, хотя вещами и совершают служение сострадания, словами теряют дар смирения, так что чаще всего похоже на то, что за нанесенное оскорбление они расплачиваются щедростью даров. Не великое это дело – давать то, о чем просят, потому что самой подачей дара они едва ли покрывают преступление своих речей.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Я не допускал бедным и вдовицам томиться голодом. Если они видели меня ядущим; то я уделял им от той пищи, к которой устремлены были их очи. Око голодного томится и как бы мучится при взоре на богатого, пресыщающегося за богатым столом.
Я вкушал свою трапезу не в углу своего шатра, чтобы, подобно скупому богачу, не быть замеченным бедными, но открыто, и приглашал к ней бедных и сирот, дабы они съели всё, что оставалось.
В самой нежной юности своей я уже был отцом и питателем вдов и сирот. Бог дал мне сострадательное сердце к бедным, и мои родители подавали мне пример благотворения.
Я никогда в суровую погоду не взирал на бедного, одетого худо, не защищая его от стужи теплыми одеждами. В знойной Аравии ночи часто бывают очень холодны. Бедный, имевший худую верхнюю одежду, расстроил бы своё здоровье; поскольку верхняя одежда служила ему ночью вместо покрывала.
Бедный благодарил меня от сердца за согревавшую тело его овечью шерсть, которую я давал ему. Праведный Иов живописно усвояет чреслам чувство благодарности и язык.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-20 Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову. Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, - не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих
Не отказывая в помощи разного рода нуждающимся (ср. Иов. 22:7), не истощая терпения просящей о помощи вдовы несбыточными обещаниями («томить глаза»; ср. 1Цар. 2:33), Иов был покровителем сирот, вдов и бедных. С первыми он делился хлебом, являлся их отцом, вторым с самого раннего периода своей жизни заменял сына и третьих согревал от холода, доставляя одежду (ср. Иов. 29:13).