Скрыть
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 31-32 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь

Вот приходят дни, говорит Господь, и Я заключу с домом Израилевым и с домом Иудиним договор (или завет) новый, не по договору (или завету), который Я заключил с отцами вашими в тот день, в который Я взял за руку их, чтобы вывести их из земли Египетской, договор (или завет), который они нарушили, и Я господствовал над ними (или Я отверг их), говорит Господь. И таков будет договор (или завет), который Я заключу с домом Израилевым после дней тех, говорит Господь: Я дам закон Мой на внутренностях (или в уме) их, и на сердце их напишу его, и буду им Богом, а они будут Мне народом и не будут более учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «познайте Господа», ибо все будут знать Меня от меньшего из них до самого большего, говорит Господь, потому что Я буду милостив к неправде их и греха их не буду помнить более. Это свидетельство привел в послании к Евреем апостол Павел, или другой кто, писавший послание, и за тем все церковные мужи говорят, что все это исполнилось в первое пришествие Спасителя, что место ветхого завета заступил новый, то есть Евангелие, и что им закон буквы заменен законом духа, так что все жертвы, и обрезание, и суббота исполнились духовно. А что мы ставим договор вместо завета, то это выражение еврейского текста, хотя и договор правильно называть заветом, так как в нем содержится воля и завещание тех, кои вступают в договор. Когда Израиль был выведен из земли Египетской, то Бог был так близок к этому народу, что говорится, что Он взял их за руку и заключил с ними договор, который они нарушили, и за это Господь отверг их. Теперь же обещает, что в Евангелии после креста, воскресения и вознесения Он дает договор не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных. И когда написан завет Господа в уме верующих, то Он является им Богом, а они Его народом, так что они не ищут Иудейских учителей, преданий и заповедей человеческих, но наставляются Духом Святым, если только достойны услышать: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:19). Дух же дышит, где хочет и имеет различные дарования. Ведение Единого Бога есть обладание всеми добродетелями. И будет, говорит, что Я буду милостив к неправде их и о грехе их не буду, вспоминать более. Из этого ясно, что по смыслу этого отдела вышесказанное должно быть относимо к первому пришествию Спасителя, когда оба народа, Израиль и Иуда, были соединены. Если же у кого возникнет недоумение, почему сказал: заключу с домом Израилевым и с домом Иудиным договор, или завет новый, не по завету, который Я заключил с отцами вашими, тот пусть поймет, что сначала церковь Христова была из Иудеев и что к ним пришел Господь Спаситель, говоривший: несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24) и что тоже самое подтверждали и апостолы: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергаете е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки (Деян. 18:46). Ибо, не подобало хлеб детей давать псам; но так как дети не захотели принять Отца пришедшего к своим, то Он дал всем принявшим Его власть быть чадами Божиими (Мф. 15; Ин. 1).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иер.31:29-32

В тыя дни,

говорит Бог, не рекут ктому: отцы ядоша кислая, а зубы детем оскоминишася. Но кийждо своим грехом умрет, и ядшему кислая оскоменятся зубы его. Сие еще яснее выразил Владыка устами богомудрого Иезекииля, и мы дали на сие подробное истолкование. Смысл же сказанного таков: как невозможно есть незрелые ягоды, и зубам едока не чувствовать оскомины, так невозможно, когда согрешили отцы, подвергать наказанию детей. И в подтверждение сказанного присовокупляет Бог следующее.

Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов.

Не по завету, его же завещах отцем их, в день, в онь же, емшу Ми за руку их, извести я от земли египетская, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Столько невозможно, говорит Бог, за отцовские грехи подвергать наказание детей, что детям, которых отцы согрешили, обещаю величайшая блага. И в то же время открыл Он нам многие предречение: первое, что один законоположник обоих заветов; потом, что прежний завет не совершен; и сверх того, что единородное Божие Слово соделалось подателем евангельских благ, и Оно же освободило Израиля от египетского рабства; Оно же, беседуя с Moисеем, изрекло: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14). И сего достаточно не только к обличению Иудейского беззакония, но и к обнаружению еретической хулы.

Толкование на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет

Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадет с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в далеком будущем. — Я заключу. Существенный момент библейской идеи Завета заключается в том, что в ней выдвигается на вид не чисто договорное отношение между Богом и человеком, а указывается на инициативу, исходящую от Бога, почему Завет является установлением Божиим.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:27

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible