Скрыть
Слы́шя слы́шахъ Ефре́ма пла́чуща: наказа́лъ мя́ еси́, и наказа́хся: а́зъ я́коже теле́цъ не научи́хся: обрати́ мя, и обращу́ся, я́ко ты́ еси́ Госпо́дь Бо́гъ мо́й:

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18–19 Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей»

Слухом услышал я Ефрема, переселяющагося (или плачущего): «Ты наказал меня и я вразумлен, как телец неукротимый (или как телец, и я не научился); обрати меня и я обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Ибо когда Ты обратил меня (или когда я был пленен), то я покаялся, и когда я познал (или когда Ты показал мне), то я ударил себя по бедрам своим (или возстенал), был смущен и постыжен (или со дня смущения, и показал тебя), потому что понес безславие юности моей». Бог говорит, что Он услышал Ефрема и когда он плакал и обратился к Нему. Без сомнения, указывает десять колен. над которыми первым царем был Иеровоам. сын Наватов, сделавший и золотых тельцов в Дане и Вефиле, чтобы народ, обольщенный этим заблуждением, перестал служить и поклоняться Богу Израилеву. Ты наказал меня, говорит, и я был вразумлен. Всякое наказание ведет во спасение, и хотя в данное время представляется тяжким, но в последствии приносит плоды примиряющие с ним. Слова: как телец неукротимый, или как телец я не научался означают то, что он вразумляем был многими бедствиями и ударами для обращения к покаянию, но без успеха. Обрати, говорит, меня, и я обращусь. Следовательно, и то, что мы каемся, мы иначе не можем исполнить, как только при помощи Божией. И когда Ты обратишь меня и я обращусь к Тебе, тогда я познаю, что Ты Господь Бог мой, и не погубят меня заблуждения и грехи мои. И когда Ты обратил меня, то я покаялся. Смотри, как велика помощь Божия и как слаба природа человеческая! Даже то, чтобы принести покаяние, мы можем исполнить не иначе, как только если прежде Господь обратить нас. И когда, говорит, Ты показал мне или самое покаяние, или ведение о Себе, или когда я познал. Тебя, то я ударил себя по бедрам своим. Ударять по бедрам рукою есть выражение сожаления скорби, сокрушения о прежнем заблуждении, выражение сознания в прежнем неразумии. Я был, говорит, смущен и постыжен, или со дня смущения. Ибо когда мы можем не смущаться, если вспомним прежние грехи и приведем себе на память все, что мы сделали худого? Сказанное же у LXX: и я показал Тебя, обозначает, что, когда он восстенал и познал грехи свои, тогда достиг такого совершенства, что показал Бога и другим неведущим Его, согласно с тем, что говорит кающийся Давид: научу беззаконны я путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся (Пс. 50:15). Словами: ибо я понес безславие юности моей, говорит, что он грешил по неведению свойственному возрасту, говорит чтобы легче испросить прощение, согласно с тем, что поет Давид: грех юности моея и неведения моего не помяни (Пс. 24:7). Поэтому и далее Бог называет его дитятею и изобилующим удовольствиями. Это же последнее говорит по причине великого богатства и плодородия земли, которым колено Ефремово наслаждается и до настоящего времени.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иер.31:15-19

Город Рама был в колене Вениаминовом, а гроб Рахили «на ипподроме Хафрафы, еже пpиити во Ефрафу» (Быт.48:7). Пророчество сие пришло в исполнение при Ироде первом; ибо он избил младенцев, надеясь предать с ними смерти и родившегося Спасителя. Пророк дал сему место среди обета о даровании благ, научая сим, что истинное благо и главизна нашего спасения есть рождение по плоти Господа и Спасителя нашего, по причине которого и младенцы претерпели неправедное оное избиение.

Сие глаголет Господь: да почиет глас твой от плача, и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим, глаголет Господь, и возвратятся сыны их в горы их. И объясняя, за какие дела обещает мзду, указует ему на покаяние в Вавилоне. 

Слыша слышах Ефрема плачуща.

Открывает, и какие слова произнес при сем Ефрем:

Наказал мя еси Господи, и не наказахся: якоже телец не научихся. Тоже сказал Пророк и выше: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания» (Иер.5:3). И Пророк Осия говорит: «Ефрем юница наученая, еже любити прение» (Ос.10:11), то есть, прекословит и не приемлет ига закона; и еще: Ефрем сделался яко же юница «стрекалом стречема» (Ос.4:16). Пророк же присовокупляет и то, что говорил Ефрем, умоляя Господа.

Обрати мя, и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой. Если Тебе не будет угодно, не избавлюсь от рабства. 

Понеже последи пленения моего покаяхся, и последи разумения моего

ударял я по бедрам, и возстенах в день посрамления. По испытании бедствий пришел в сознание греха. Сие говорит и блаженный Давид: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших; сего ради слово Твое сохраних» (Пс.118:67); и еще: «благо мне, яко смирил мя еси»; «яко да научуся оправданием Твоим» (Иер.31:21). А бить себя по бедрам свойственно болезнующим и кающимся.

Устыдился и уступил я «Тебе, яко приях укоризнуют юности моея». Ибо издавна и изначала продолжал я преступать заповеди Твои.

Толкование на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой

Обрати меня. — Народ израильский сознает, что своих сил для обращения на истинный путь у него недостаточно.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible