Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 31:15
Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет
Так говорит Господь: голос плача в высоте слышен, рыданье и вопль Рахили плачущей о сыновьях своих, и не хотела она утешиться о сыновьях своих, потому что их нет. LXX: так говорит Господь: голос в Раме слышен: плачь и рыдание и вопль Рахили плачущей о сыновьях своих, и она не хотела успокоиться, потому что их нет. Матфей привел это свидетельство ни по еврейскому, ни по LXX, ибо у него после описания избиения младенцев читаем: тогда сбысться реченное Иеремием пророком глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Мф. 2:17–18). Из этого видно, что евангелисты и апостолы не следовали чьему нибудь переводу с еврейского, а как евреи из евреев, то, что читали по еврейски, излагали своими словами. Рахиль, мать Иосифа, когда прибыла в Вифлеем, то, застигнутая неожиданно болезнью рождения, родила сына, которого повивальная бабка, так как родильница умирала, назвала Бенони, то есть, сын болезни моей, а отец Иаков переменил имя и назвал его Веньямин, то есть сын правой руки (Быт. 35:18). Итак спрашивается: каким образом евангелист Матфей свидетельство пророка отнес к избиению младенцев, когда очевидно написано это о десяти коленах? Ефрафа не был главным городом этих колен, и находился не в колене Ефремовом, а в колене Иудином, так как Ефрафа и Вифлеем – названия одного и того же города, почему и оба имени по значению согласны, ибо Вифлеем значит дом хлеба, а Ефрафа – χαρποφορία, что мы можем перевести: плодородие. Итак, поелику Рахиль погребена в Ефрафа, то есть в Вифлееме, как свидетельствует св. Писание и доселе надгробный памятник ее, то и говорится, что она плачет о детях, которые убиты были около нее и в ее областях. Некоторые из Иудеев это место объясняют так, что по взятии Иерусалима, при Веспасиане, этою дорогою, на Газу и Александрию направлено было в Рим множество тысяч пленных; а другие – что во время последнего плена при Адриане, когда и город Иерусалим был разрушен, было продано на ярмарке Теревинфа безчисленное множество народа разного возраста и обоего пола, и поэтому для Иудеев ненавистно посещать этот знаменитый рынок. Но пусть они говорят что хотят, мы скажем, что евангелист Матвей правильно заимствовал свидетельство обозначая место, на котором погребена Рахиль, и выражая мысль, что она оплакивала детей соседних и окрестных деревень, как своих.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Город Рама был в колене Вениаминовом, а гроб Рахили «на ипподроме Хафрафы, еже пpиити во Ефрафу» (Быт.48:7). Пророчество сие пришло в исполнение при Ироде первом; ибо он избил младенцев, надеясь предать с ними смерти и родившегося Спасителя. Пророк дал сему место среди обета о даровании благ, научая сим, что истинное благо и главизна нашего спасения есть рождение по плоти Господа и Спасителя нашего, по причине которого и младенцы претерпели неправедное оное избиение.
Сие глаголет Господь: да почиет глас твой от плача, и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим, глаголет Господь, и возвратятся сыны их в горы их. И объясняя, за какие дела обещает мзду, указует ему на покаяние в Вавилоне.
Слыша слышах Ефрема плачуща.
Открывает, и какие слова произнес при сем Ефрем:
Наказал мя еси Господи, и не наказахся: якоже телец не научихся. Тоже сказал Пророк и выше: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания» (Иер.5:3). И Пророк Осия говорит: «Ефрем юница наученая, еже любити прение» (Ос.10:11), то есть, прекословит и не приемлет ига закона; и еще: Ефрем сделался яко же юница «стрекалом стречема» (Ос.4:16). Пророк же присовокупляет и то, что говорил Ефрем, умоляя Господа.
Обрати мя, и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой. Если Тебе не будет угодно, не избавлюсь от рабства.
Понеже последи пленения моего покаяхся, и последи разумения моего
ударял я по бедрам, и возстенах в день посрамления. По испытании бедствий пришел в сознание греха. Сие говорит и блаженный Давид: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших; сего ради слово Твое сохраних» (Пс.118:67); и еще: «благо мне, яко смирил мя еси»; «яко да научуся оправданием Твоим» (Иер.31:21). А бить себя по бедрам свойственно болезнующим и кающимся.
Устыдился и уступил я «Тебе, яко приях укоризнуют юности моея». Ибо издавна и изначала продолжал я преступать заповеди Твои.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет
Рама — город в Вениаминовом колене, на два часа пути к северу от Иерусалима. Место это высокое; с него открывается вид на далекое пространство. — Рахиль, — мать Иосифа и Вениамина, является и родоначальницею всего 10-ти коленного царства, которое, по имени её внука, называлось Ефремовым. Она является плачущей в Раме, — местности возвышенной, откуда она обозревает опустевшее царство ее сыновей, — главным образом землю Иосифа, — хотя она погребена была далеко отсюда — около Вифлеема (Быт. 35:19).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 31:1