Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Послание Иакова 1:3
зная, что испытание вашей веры производит терпение;
Святые отцы
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий Палама, свт. (†1359)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
Максим Исповедник, прп. (†662)
зная, что испытание вашей веры производит терпение
Посему полагаю, что Господь и Бог, научая Своих учеников, как следует молиться, говорит, что надлежит молиться об удалении искушений по произволению. Словами: и не введи нас в искушение (Мф 6:13) – Он научает Своих учеников молиться о том, чтобы не испытывать гедонистические искушения, то есть волевые и добровольные. А великий Иаков, так называемый брат Господень, научает подвизающихся за истину не удаляться от невольных искушений.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
зная, что испытание вашей веры производит терпение
Иаков утверждает, что противники испытывают вас, чтобы вы научились добродетели терпения и таким образом продемонстрировали и доказали, что несете в сердце твердое упование на будущую награду. И, скорее всего, не надо мыслить ничего противоположного сказанному Павлом по поводу этого места [Писания]: Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность (Рим 5:3-4).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение
Хотя искушения, как сказали мы, двоякого рода, но терпение полезно в каждом их роде. В искушениях от Бога оно полезно тем, что через них мы получаем прославление, как получили оное Авраам, Иов, а в искушениях от нас – тем, что перенесением их с благодарностью мы делаем как бы вознаграждение за свои грехи, ибо кто сознает свои грехи, тот положил начало своему спасению и приобрел себе черту праведника, так как праведный муж первый обвиняет сам себя.
Григорий Палама, свт. (†1359)
Ст. 3-4 зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Когда взыдут на тебя искушения, говорит, пусть добродетельные дела не становятся у тебя ущербленными, но вместе с терпением пусть прибавится тебе и совершенство добродетели. Поскольку же чрез то, что не зависит от воли человека, взятое само по себе, не усовершенствуется человек, но необходимо, чтобы с этим было сопряжено и то, что зависит от его воли, как то: благоразумие, праведность, любовь к Богу и к ближним и проявления этой любви, – потому что и это нам необходимо для совершенства, – то посему в своем Послании к нам этот божественный Апостол, присовокупляет: «Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чем лишени», говоря это прямо, как если бы говорил: если желаете веру вашу в Бога явить совершенной, то не только доблестно переносите приходящие со вне невзгоды, но и сами от себя делайте богоугодные дела, хотя бы они и были связаны с большими трудом; потому что когда деятельность идет рука об руку со страданием по причине добра, они человека делают совершенным о Бозе.
Беседы (омилии). Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение
Здесь, брат Господень с ясностью показывает, какую пользу и приобретение душевное ходатайствуют искушения, для тех Христиан, которые их переносят мужественно, безропотно и с благодарением. Как те, которые приходят по попущению и испытанию, исключительно от Бога для венцов и похвал искушаемым, как это было с Авраамом и Иовом, так и те, которые по иному попущению постигают нас, по причине наших грехов, как епитимия для исправления. Говорит далее, что вера испытуемых, от таковых искушений становится искусной, иными словами испытанной, рассудительной и чистой.
Это испытанное, рассудительное и чистое по Икумению, показывает и Давидово «сребро разженно, искушенно земли» (Пс. 11:7); с одной стороны это испытание веры приводит к терпению, с другой же в обратном порядке и терпение приводит к испытанной вере.
Также говорит вышеупомянутый Икумений: «сия чистая вера испытывается, терпением и твёрдостью находящих искушений усовершаемая. Истинное дело для верного, с долготерпением и благодарностью принимать сии натиски, как поступал и Иов со всяким благодарением». Об этих испытаниях написал и Соломон «якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа» (Притч. 17:3). Так испытания для верных христиан с благодарностью и терпением искушений, становятся как Меенгийский и Лидийский камень. И апостол Павел почти, то же самое пишет к Римлянам говоря «яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5:3-5).
Видишь, возлюбленный мой брат, на какую высоту и превосходящую степень добродетелей, возводят скорби и искушения тех, которые их терпят? Непостыдную надежду ходатайствуют они для тех (т.е. для христиан). Имеющий же непостыдную надежду на Бога, сей есть спасённый, как толкует великий в отцах Варсонофий. Что ещё скажу? Великое дерзновение к Богу ходатайствует непостыдная надежда, имеющий же это дерзновение, те спасительные прошения, которые он просит, принимает от Бога, как уверяет возлюбленный ученик говоря «аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, и егоже аще просим, приемлем от него» (1Иоан. 3:21-22).
Иларий Арелатский, еп. (†449)
зная, что испытание вашей веры производит терпение
Благодаря духовному знанию и вере в Троицу переносятся испытания.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
зная, что испытание вашей веры производит терпение
Причину, почему христианин так должен относиться к искушениям, апостол указывает в их великом значении для совершенствования нравственной христианской жизни; значение это – в том, что искушения производят терпение, а терпение приводит к совершенству.
Зная: в смысле – должны знать, должны быть уверены; или же: зная – узнав уже из устных наставлений проповедников Евангелия, из учения вообще христианского, или – по своим уже нравственным опытам.
Что испытание вашей веры и проч.: речь здесь, как и во всем послании, краткая, отрывистая, которую для большей вразумительности нужно восполнять. Последовательность мыслей здесь такая: радуйтесь в искушениях, зная, что искушения суть испытание вашей веры, а испытание вашей веры производит терпение. Искушения апостол называет испытанием веры, вера берется здесь в общем смысле, как христианская основа всего строя христианской нравственной жизни; если этот строй не крепок, значит – нетверда вера в Бога и Искупителя, любящих человека и желающих его спасения; если эта вера тверда, то и весь строй нравственной жизни крепок, потому испытания крепости этого строя жизни и называются испытаниями именно веры. Испытание веры посредством искушений производит терпение: выработанную борьбою, при смирении и сознании своего бессилия, нравственную устойчивость человека, без которой нравственное состояние его может подвергаться влияниям всяких ветров учений, и действий, и обстоятельств и при которой христианин твердо и безопасно плывет по бурным волнам жизни мирской, как корабль с хорошим балластом, управляемый умно и терпеливо. Эта могучая сила нравственного совершенствования человека, как и всякая нравственная сила, укрепляется и возрастает чрез упражнение и опыт, а это упражнение и этот опыт есть борьба с искушениями различными; следовательно, каждое искушение при борьбе с ним укрепляет эту силу и делает человека нравственно тверже, и выше, и чище, то есть приносит несомненную пользу; а если так, то надобно принимать искушения не со скорбию, не с малодушием, а с радостию. – «Искушения доставляют рачительным великую радость потому, что чрез них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию» (Феофилакт).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-4 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка
Пожелание радости (ст. 1) в устах Апостола означает его глубокое христианское воззрение на жизнь. Этим воззрением св. Апостол освещает для читателей их собственную, по-видимому обильную печалями, жизнь. «Искушение и печаль ради Бога апостол признает и похвальными, и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: «чадо! когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу свою к искушению» (Сир 2:1), и Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь» (Ин 16:33). Ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога» (Блаж. Феофил.). Искушение (греч. πειρασμός, евр. масса) на языке Священного Писания, кроме общего значения: испытание, проба, опытное дознание (см., напр., Быт 22:1 ст.; Втор 8:2 и др.), обычно имеет более тесное и частное значение собственно в области нравственной жизни: склонение, соблазнение к чему-либо порочному, дурному, греховному (напр., Мф 4:1; Лк 4:2), причем это соблазнение или склонение человеческой воли может идти со стороны злой воли диавола или людей, а так равно проистекает из стечения обстоятельств и разнообразных предметов. «Всякие предметы, действия и обстоятельства, подвергающие испытанию веру и правила нравственности христианской, суть искушения. Конечно, не по существу своему они суть искушения, но по отношению к ним человека: для одного служит искушением то, чем совсем не искушается другой» (Епископ Михаил). Апостол в данном случае под «различными искушениями» разумеет, по-видимому, ближе всего внешние бедствия читателей послания: тягости бедности, соблазны богатства, преследования с разных сторон и т. д. Всякое подобное искушение христианин, по Апостолу, должен встречать и принимать не только без малодушия, ропота, уныния, но даже с полною, беспримесною радостью. «Искушения доставляют рачительным великую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию» (Блаж. Феофил.). По глубоко верному замечанию преосвящ. Михаила, «это – такая высота в созерцании апостолом закона нравственного развития, до которой не восходили самые высокие умы языческой древности и на какую можно восходить и возводить только в христианстве, не только указавшем, но и дающем человеку благодатные силы восходить на такую высоту». Для полноты представления об искушениях следует лишь сопоставить с наставлением апостола (ст. 2 и дал.) заповедь Христа Спасителя о молитве христиан к Богу Отцу: «не введи нас в искушение» (Мф 6:13; Лк 11:4). Очевидно, кроме искушений внешнего, так сказать, стихийного характера, есть искушения чисто душевные или духовные, представляющие великую опасность духовного падения и духовной смерти. Такое свойство искушений хорошо известно и св. Апостолу Иакову, как показывают слова его в I:13-15. Итак, если искушения, посылаемые Богом, мы должны принимать с полною покорностью Его воле и полною радостью и благодушием, то от искушений, угрожающих нашей вере и нравственности, мы должны ограждаться как безгрешностью своей жизни, так и молитвою к Отцу Небесному об отражении их от нас, под условием, если, разумеется, на то будет воля Господня. Но при таком различии искушений, «терпение полезно в каждом их роде» (блаж. Феофил.). О таком свойстве испытаний и скорбей согласно говорят и Апостол Иаков ст. 3, и Ап. Павел (Рим 5:3). Терпение, ὑπομονὴ, означает постоянство в добродетели и образует существенное условие истинного христианского совершенства. Посему и говорится далее, ст. 4: «терпение же дело совершенно да имать, да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени». Только терпением устраняются препятствия на пути к нравственному совершенству, и только при условии терпения объединяются и получают прочность в душе человека все отдельные добродетели, и христиане в таком случае могут иметь надежду, что они будут «совершенны» (τέλειοι) - вполне достигнут цели бытия своего, «во всей полноте, без всякого недостатка» (ὁλόκληροι, ἐν μηδενί λειπόμενοι).