Скрыть
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-23 Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, токовый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале

Лице бытия означает познание самого себя через закон. Посему-то к слову лице и прибавил апостол слово бытия, ибо через закон мы узнаем, какими явились мы на свет, и уразумеваем, в какое состояние перерождает нас духовный закон через баню возрождения. Потом, не пребывая в таком созерцании через деятельность, мы забываем о полученном даре духовном, ибо кто предается злым делам, тот не помнит, чем он облагодетельствован от Бога, ибо если бы помнил, что он рожден свыше, оправдан и причислен к сынам Божиим, то не предавался бы делам, отвергающим дарованную благодать.

От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведя из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: «Кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался».

И не без цели поступает так апостол (умалчивает нечто): он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом, ибо блаженны не такие слушатели, но соединяющие с слушанием дело. И фарисеи были слушателями, но так как они не были исполнителями, то и не блаженны они.

Прельщающе себе самех значит обманывающие самих себя, ни во что ставящие собственное свое спасение.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 22-23 Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале

Исполняйте, говорит, о, братья мои христиане, делами закон Божий, а не только слушайте и читайте. Потому что, если только одним слушанием думаете сохранить закон Божий, лукаво мыслите и обольщаете этим самих себя, презирая ваше спасение [18].

Тот, кто только слушает слова божественного закона без исполнения, уподобляется человеку, который смотрит лицо своего бытия в зеркале. Лицо бытия это значит, когда познаёт человек себя посредством ветхого закона Моисеева, т.е. посредством ветхого закона научаемся, как мы произошли, быв созданы из несуществующего в существующее, сотворены были по образу Божиему и по подобию, и последовательно созерцаем и понимаем, каких светлейших поставил нас и духовный закон Благодати, посредством бани второго возрождения, т.е. через святое Крещение. Потом же забывши Благодать, которую приняли, мы перестали пребывать в этом созерцании, бывающим через делание и благие дела. Потому что тот, кто вдаёт всего себя в лукавые дела, не вспоминает более, как был облагодетельствован Богом, как через создание, так и через воссоздание. Поскольку если бы вспоминал, как был рождён свыше, как был оправдан и сопричтён к сынам Божиим, по Давиду, не стал бы вдавать себя в лукавые дела, которые отгоняют Благодать Божию.

Смотри же возлюбленный, как божественный Иаков от привычного и чувственного сего зеркала возводит своё слово к умному зеркалу, и как бы, говорит так: тот, кто только слушает закон, а не исполняет, уподобляется человеку, который смотрит лицо своё в зеркале. И как увидел он, что лицо его благообразно, отошёл и забыл, каково лицо его. Так и тот, кто смотрит через ветхий закон Моисеев, и понимает, что дело завершено Богом, т.е. что имеет славу Божию и имеет то, что по образу и по подобию Создателя, но не делает делами то, что увидел, т.е. теми делами, которые служат к славе Божией и для исправления того, что по образу Его. Таковой забывает совершенно, как был создан по образу Божию и что существует для славы Божией.

Таким образом не есть праведные те, которые только слушают закон, но которые соединяют слышание с делами, как сказал великий Павел «не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся» (Рим. 2:13). Так и Фарисеи были слушатели закона, но поскольку они не были и творцами, не были праведными.

[18] Явно, что прельщают сами себя те, говорит святой Митрофан, которые слушают и поучаются с добрым расположением, к деланию же не прилагают даже малого попечения, и таким образом сами себе, а не кому то другому вред и повреждение наносят, как семя брошенное в землю и оставленное в пренебрежении, бесполезно и непригодно к жатве. О таковых сказал пророк Осия: «Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я; рукоять не имущая силы еже сотворити муку» (Ос. 8:7). Как прельщают сами себя те, которые слушают Божественный закон, но не творят его, также прельщают себя и те, которые учат других Божественным законам, но не показывают достоверных дел подтверждающих сказанное добродетелью. Как сказал и Давид о таких: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отврл еси словеса Моя вспять» и проч. (Пс. 49:16-17).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале

Ведь есть два зеркала, то есть маленькое и большое. В маленьком видится малейшее, в большом большое. Так, бесспорно, есть два закона. Наименьший - ветхий, потому что никого не привел к совершенству. Великий - это новый закон Евангелия, потому что в нем рассматривается полнота совершенства.

Трактат на семь Кафолических посланий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии

Слово истины, чтобы приводить людей ко спасению, не только должно быть тщательно и внимательно слушаемо, но, подобно зерну, принимаемому и усвояемому землею, должно быть всажденным в почву сердца человеческого и дать соответствующий росток, т. е., выразиться и проявиться в добрых делах; вся жизнь и деятельность человека-христианина должна быть выражением и осуществлением того, чему поучает слово истины. Кто не проводит слова истины в жизнь свою, тот лишь обманывает себя самого, ошибочно думая, что божественное слово и в таком случае будет для него полезным, принесет ему блаженство (ст. 25), спасение, чего в действительности не может быть: совершенство и блаженство достигаются не простым слушанием или знанием слова истины, а деятельностью, сообразной с опознанным словом истины (ср. Мф 12:24-26). Истину эту Апостол далее уясняет наглядным примером: слово Божие, сообщающее человеку истину (ст. 18), уподобляется у св. Иакова зеркалу, причем, если в зеркале человек рассматривает образ своего внешнего бытия (πρόσωπον τής γενέσεως), в слове Божием изображается внутренний облик человека, образ его нравственного существа; но как человек, увидавший в зеркале черты лица своего и не сделавший никакого применения из своего наблюдения, не оправивший, напр., своей головы, скоро и бесследно утрачивает из памяти полученное при смотрении в зеркало впечатление, так и человек, слушающий слово евангельской истины и не исполняющий его, не имеет слова Божия «пребывающим» (Ин 5:38) в нем, забывает о нем, и оно не приносит ему спасительных плодов. «От обыкновенного зеркала Апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как смотревшийся в зеркало: ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, каков и тот. И не без цели поступает так Апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо «блаженны не такие слушатели, а соединяющее с слушанием дело» (блаж. Феофил). Полезно и спасительно слушание и изучение слова евангельского лишь в том случае, если за этим слушанием и изучением следует деятельное пополнение правил и заветов Евангелия. Слово евангельской истины (ст. 18), как слово, посеянное в сердцах наших (ст. 21), написанное не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца (2Кор. 3:3), есть божественное слово, вполне соответствующее нашей истинной природе. В этом смысле оно есть «закон совершенный, закон свободы» (νόμος τέλειος, ν. τής ελευθερίας, ст. 25), сравнительно с ветхозаветным законом, который у другого апостола именуется законом немощным и несовершенным (ср. Евр 7:18-19) и законом рабства (Гал 5:1): «то был закон внешний, дробный, порабощающий волю, а это закон внутренний, действующий внутренне на волю человека» (проф. Богдашевский). О свободе закона евангельского Ап. Павел говорит: «закон бо духа жизни во Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти» (Рим 8:2). «К словам «закон совершен» прибавил (Ап. Иаков) «закон свободы», чтобы указать на отличительную его черту - свободу; ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго» (блаж. Феофил.). Если в Ветхом Завете праведность состояла в соблюдении «заповедей и оправданий Господних» (Лк 1:6), то в рассматриваемом месте у Апостола (ст. 25) говорится о таком проникновении в закон природы, о таком усвоении его, которое ведет к осуществлению закона. «Закон свободы» есть не только закон, свободно исполняемый, но и закон, дающий вам свободу, но все это - при условии «пребывания» (παραμείνας) христианина в этом законе, т. е., если он сделает его постоянным законом жизни и деятельности своей, - и при стремлении человека быть его «не слушателем забывчивым», но «творцом дела». «Под блаженством, которое обещается исполнителю закона, разумеется прежде всего блаженство самого делания, как видно из выражения έν τή πυιήσει αύτου («в делании своем»), а потом и будущее блаженство, вливающее отраду в сердце человека при делании его в настоящей жизни» (еп. Георгий).

Андрей Монах (†?)

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале

Если же, как говорит он, человек будет только слушателем слова и не подкрепит делами услышанное, то немедленно погубит и слово, ибо оно унесется, рассеявшись.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале

[Апостол] переводит речь от обычного зеркала к зеркалу умственному, никаким [словом] не определив сказанное прежде как иносказательный пример. Так, он мог бы написать: Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку; рассматривающему природные черты лица своего в зеркале - так же как и тот, он посмотрел на себя, отошел (Иак 1:24).

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Будьте же исполнители и проч.: чтобы насаждаемое слово воздействовало ко спасению души, недостаточно только того, чтобы человек был скор на слушание его (ст. 19), надобно быть исполнителем слова слушаемого, надобно усвоять его так, чтобы оно осуществлялось в действиях человека, в жизни его, чтобы вся деятельность человека была выражением того, чтό содержит в себе и чему поучает это слово истины. Иначе, слушающий только слово, а не исполняющий его будет лишь обманывать себя самого: он может вообразить себе, что от одного слышания он может быть совершен, может быть блажен (ст. 25), тогда как этого быть не может, и, таким образом, таковой человек обманывает сам себя, ибо совершенство и блаженство не в слушании и не в знании, а в деятельности, сообразной со слышимым и знаемым словом истины (ср. Мф.7:24-26 и прим.). Апостол далее наглядным примером уясняет эту истину, что блажен не слышатель слова, а исполнитель его.

Кто слушает только слово истины (ст. 18), а не исполняет, не осуществляет слышимого в своей деятельности, тот подобен человеку, посмотревшему на себя в зеркало, который, посмотрев и отошедши, забыл, каков он, то есть, посмотрев и отошедши, уже не видя себя, забывает о чертах лица своего и, занятый другими делами, не вспоминает о них. То же бывает и со слушающим слово, а не исполняющим: послушал, перестал и, занятый разными делами, забыл о них, не воспоминает о слышанном, не заботится о нем. При таком отношении человека к слову истины оно очевидно не может быть спасительно для него, как не осуществляющееся в деятельности, не пребывающее в нем слово (Ин.5:38). «От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Говоря полнее, он сказал бы так: «Кто слушает закон и не исполняет его, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале.

Как этот посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно – для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало. Ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался». И не без цели так поступает апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо блаженны не такие слушатели, а соединяющие со слушанием дело» (Феофилакт). Спасительно слово истины только для того, кто не слушает лишь, а вникнет в него и пребудет в нем, таковой блажен, потому что он исполнитель, вся деятельность его сообразна со словом истины слышимым, возрастает оно в нем и приносит плод; им направляется, одушевляется, возвышается и освящается вся деятельность человека. 

Кто вникнет: слово означает внимательное отношение к слышимому, понимание и усвоение его разумом и верою, правильное и, по возможности, обширное.

Закон совершенный свободы: так называется здесь то слово истины, которым возрождается человек от Бога (ст. 18), то есть Евангелие. Так называется оно как новый закон, или завет, сравнительно с ветхим законом, или заветом, несовершенным (Евр.7:18-19) законом рабства (Гал.5:1), от коего освободил христиан новый закон (Рим.8:2), даровал им дух свободы и сыновства Богу, закон любви и благодати. «К словам закон совершенный прибавил (апостол) закон свободы, чтобы указать на отличительную его черту – свободу, ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго» (Феофилакт).

И пребудет в нем: не как тот, смотрящийся в зеркало, – посмотрел и ушел; пребудет, то есть сделает его постоянным законом своей деятельности и жизни, не отступит от него. «Апостол сказал – вникнет, а не войдет, ибо духовный закон, во всем имея преимущество и величие, способен привлекать и самим кратким чтением его» (Феофилакт).

Таков блажен будет в своем действовании: так как действование его все проникается и освящается совершенным законом; блажен – в том же смысле, как и в ст. 12 – переносящий искушение; блаженство внутреннее, духовное и здесь, на земле, и полное там – на небесах.

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.


Как бы припоминая вышеприведенное и другие сравнения Господа о различно слушающих слово истины (например, сказанное после нагорной проповеди – (Мф.7:24–29)), Апостол Иаков также говорит через пример. Он изображает слушающих Слово Божие, но не исполняющих его, в примере, хорошо всем знакомом: как, посмотревшись в зеркало и отойдя от него, человек легко забывает черты своего лица. Между тем, кто углубится в закон, вдумается в его требования, совершенство и дух, непохожий на закон рабства, тот не будет забывчивым слушателем его, но станет исполнять его, и блаженство будет уделом его здесь и на небе. О блаженстве исполнения закона особенно часто говорил святой царь и пророк Давид (Пс.1:1–2); сравн. (Нав.1:8). И Апостол Павел говорить: «не слышатели закона праведны пред Богом, но творцы (т. е. исполнители) закона» (Рим.2:13). «Истина сделает вас свободными», говорит Иисус Христос, увещевая принять Его учение и исполнять его (Ин.8:32). Поэтому закон Господень часто представляется законом свободы и духа жизни (Рим.8:2), и за исполнение его обещается блаженство (Мф.7:24), как оно обещалось и в Ветхом Завете (Пс.1:2).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере и делах.

Мф.9:2. «Иисус, видя веру их» – принесших расслабленного, а не его одного личную. Движимые верою, принесшие раскрыли кровлю дома: Мк.2:4, раскрывай и ты, христианин, покровы и затворы греха и не думай, что без подвига спасешься: Иак.1:22–24.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О чтении Священного Писания.

Ин.12:48. Благодать Божия дается не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20. Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому, что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6; Иак.1:22-26; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17; Сир.3:21-24;38:24-25.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible