Скрыть
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов – успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями – веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучаемся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие женщины. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение.

Фрагменты

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Ст. 14-15 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очищение и освящение, по своему же маловерию каждый подпадает действию греха, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15).

Слова нравственно-подвижнические. Слово 4-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Итак, каждый искушается собственной похотью (Иак 1:14), а потому пусть борется с ней, пусть ей сопротивляется, с ней не соглашается, ей не поддается, не позволяет ей зачать то, что она потом породит. Вот похоть ластится к тебе, подстрекает, настаивает, требует, чтобы ты совершил что-нибудь дурное: не уступай ей – и она не зачнет. Если ты охотно допускаешь ее в свои размышления, она зачинает, и тогда она родит, чтобы ты умер. Смотри, что говорит апостол: сделанный грех рождает смерть.

Проповеди

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Вожделения грешников - родовые муки смерти.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Существует три этапа искушения: прилог, сочетание и сложение. Прилог – подсказанный врагом образ или мысль, его рассмотрение – сложение и согласие – сочетание с ним нашей слабости. Не желая сочетаться тому, что подсказывает нам враг, и соглашаться с ним, мы побеждаем искушение и по праву принимаем венец жизни. Позволяя нашептанному врагом увлечь нас с праведного пути и подтолкнуть на путь греха, мы раним Бога, но еще не впадаем в смертельный грех. Однако когда мы соглашаемся с искушением, и принимаем его в свое сердце, и подкрепляем порочными действиями, мы капитулируем перед врагом и предаем себя смерти.

О семи Кафолических посланиях


Искушение происходит трояким образом: посредством внушения, услаждения и согласия. Через внушение – от врага, а через услаждение и согласие – от нашей немощи. Поэтому, если при вражеском наущении мы не хотим наслаждаться грехом или не соглашаемся с ним, то само искушение благоприятствует нам к победе, которой мы заслуживаем венец жизни. Если же под действием вражеского наущения мы мало-помалу отклоняемся от доброго намерения и начинаем обольщаться пороком, то хотя мы и погрешаем услаждением, однако ещё не совершаем смертного падения. Но если вслед за услаждением от зачатого в сердце преступления следует ещё рождение злодеяния, то враг с победой отходит от нас, уже повинных смерти.

Покажем это на примерах. Иосифа искушали слова [его] госпожи, но, поскольку он не имел сладострастной похоти, то мог быть искушаем только внушением, а не услаждением и согласием, и потому стал победителем [врага]. Давида искушал вид чужой жены, а, поскольку он ещё не победил плотское вожделение, то увлёкся и обольстился собственною похотью. А как только совершил зачатое [в сердце] преступление, то, осуждённый даже собственными устами, стал повинен смерти, которую, впрочем, избежал покаянием. Иуду искушало сребролюбие, а, так как он был жаден, то, будучи увлечён и обольщён собственной похотью, через согласие пал к погибели. Иов был искушаем различными способами, но, поскольку ни имущество, ни здоровье тела он не предпочёл Божественной любви, то мог быть искушаем только вражеским наущением, никоим образом при этом не желая ни соглашаться с грехом, ни хотя бы наслаждаться им. Совершённый грех порождает смерть. Сказанное здесь противоположно тому, что было сказано выше о человеке, который переносит искушение, потому что, став испытанным, он получит венец жизни. Ибо если побеждающий в искушении заслуживает награду жизни, то обольщённого собственными похотями побеждает искушение, и он справедливо терпит поражение к смерти.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; тоже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (ст. 17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Григорий Палама, свт. (†1359)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Какую смерть? – Вечную, которая выражается в разлучении души от Бога, вызванная грехом, за которой ныне последовала от Адама вплоть до конца мира и телесная смерть; тогда же, в будущем веке, последует для не покаявшихся здесь невыносимое и нескончаемое мучение души и тела, справедливо осужденных посредством могущего и душу и тело погубить в геенне.

Беседы (омилии). Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поскольку брат Божий выше показал, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает (по Феофилакту, речь идёт о страстных помыслах смущающих душу, потому что от Бога приходящие помыслы не возмущают душу человека, но более того они её умиротворяют, утверждают и озаряя её просвещают) поскольку, говорю, это показал нам брат Господень, то здесь говорит, что злая похоть человека зачинает сначала грех со сластолюбивым сочетанием и сосложением. Потом рождает грех через исполнение его на деле, как толкует Иоанн Зонара. Грех же совершённый на деле, рождает смерть души.

Возможно, что здесь речь идёт о смертных грехах как блуд, прелюбодеяние, убийство и подобных. Если пребудет только в пожелании то грех простителен, если же будет совершён на деле, то он есть смертный. Так, например, злая похоть тех еврейских двух старцев, зачала грех прелюбодейства против целомудренной Сосанны, и в итоге принесла им двойную смерть тела и души. Как сказал Даниил одному из них «доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое» (Дан. 13:56). Так похотения умерщвляют и нерадивых, так что они не делают ничего своими руками, как сказал Соломон «похоти лениваго убивают; не произволяют бо руце его творити что» (Притч. 21:25). Так и пожелание богатства погружает человека во всегубительство и погибель, как сказал Павел «хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим. 6:9).

Как было сказано, злое пожелание зачинает грех, поэтому напротив доброе пожелание зачинает добродетель через сосложение и рождает её через делание, добродетель же исполненная рождает жизнь души, как сказал Соломон «древо бо жизни желание доброе» (Притч. 13:12), и ещё «возжеление убо премудрости возводит к царству» (Прем. 6:20). Поэтому-то и Даниил назван Архангелом Гавриилом – мужем желаний (Дан. 9:23) лучше же сказать Духом, по Богослову Григорию (слово к своему Отцу).

Это изречение приводит и божественный Александрийский Кирилл, говоря: «те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов.

Кийждо же, говорит, искушается от своея похоти влекомь и прельщаемь и прочее. Итак будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави, яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл. 10:4) (Беседа 2 на Исаию, том 2), т.е. исцеление прилогов помыслов, которое воспрепятствует совершению греха на деле, имеются ввиду те прилоги, которые происходят от сочетания и сосложения помыслов. И в другом месте тот же Кирилл, на то же изречение заметил, что «видишь, как в похотях совершается первоначальное зарождение порочности и в непристойных удовольствиях зарождаются первоначальные семена греха» (кн. 4 на Иоанна том 4).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

А сделанный грех рождает смерть: так как смерть есть необходимое следствие греха, как возмездие за него (Рим. 6:23); смерть разумеется не телесная, а духовная, как и под жизнию выше (Иак. 1:12) разумеется духовная жизнь. Таков конец искушаемого от своей похоти, если он, разумеется, не употребит надлежащих, данных Богом средств к препобеждению таковых искушений и восстанию от таковых падений: искуситель (предполагаемый или подразумеваемый только у апостола), обольщение, или увлечение похотию, грех, смерть. Примечательна эта параллель путей, по которым идут впадающие в искушение, переносящие его (Иак. 1:2-4, 12) и искушающиеся своею похотию (Иак. 1:14-15): там плод искушения – терпение, ведущее к нравственному совершенству, а конец – вечная блаженная жизнь; здесь плод искушения – грех, а конец – вечная смерть. Радоваться ли и в этих последнего рода искушениях, которые, конечно, бывают также не без попущения Божия? Они также могут служить к нравственному совершенствованию, если человек, при помощи Божией, с ними борется и, побораемый от них, снова восстает, и в этом случае, конечно, и таковые искушения должно принимать с радостию. Но если человек, не борясь с ними, только увлекается ими, погрязает во грехах и лишается вечной жизни, то плач и стенание должны заменить здесь радость. Апостол здесь не раскрывает, впрочем, сего, ибо цель его здесь только показать и доказать, что не Бог виновник искушения, ведущего к смерти, а сам человек.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, 4, 12). Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2). Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, 12). Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искушения является «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15), Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16), но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные:


Искушение
злое происходит главным образом от греховных пожеланий, от которых рождаются грехи, приводящие к смерти телесной и духовной. Так было при первом искушении (Евы и Адама), так бывает и ныне. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, хуления», говорит Сам Сердцеведец Христос (Мф.15:19). «Не обманывайтесь», говорит Апостол Иаков, заключая свою защиту правды Божией; а Павел Апостол, после подобного слова, присоединяет: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7)

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible