Скрыть
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

Святые отцы

Прочие

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Ст. 14-15 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очищение и освящение, по своему же маловерию каждый подпадает действию греха, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15).

Слова нравственно-подвижнические. Слово 4-е

Августин Аврелий, блж. (†430)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

От этого порока, носящего характер заболевания, просят помощи у Того, Кто от всех недугов этого рода может исцелить не отделением от нас чужеродного естества, а обновлением в нас нашей собственной природы.

О воздержании


Родительницей же является похоть, а порождением грех. Но похоть не рождает грех, не зачав его, и не зачинает, не обольстив, то есть не получив согласие желающего совершать зло. Стало быть, тогда происходит борьба с ней, когда стараются, чтобы она не зачала и не породила грех.

Против Юлиана-пелагианина

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Об этом стихе говорит Иероним в [сочинении] «Против Иовиниана»: «Как в добрых делах совершителем является Бог, чтобы мы могли достичь цели, а это зависит, конечно, не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего и помогающего (ср. Рим. 9:16), так и в злых делах и грехах, наши семена – побуждения, а исполнение – от диавола. После того как увидит, что на основании Христовом мы воздвигли сооружение из сена, дерева и соломы, он подкладывает огонь. Будем же строить из золота, серебра, драгоценных камней (ср. 1Кор. 3:12), и он не дерзнёт нападать, хотя и в этом случае нет уверенности и спокойствия, ибо лев сидит в засаде и в потаённых местах, чтобы убить невинного (1Пет. 5:8; Пс. 9:29). И к тому же, сосуды гончара испытывает печь, а людей праведных – искушение скорбью (ср. Сир. 27 – СП; 27 – Vlg.)».

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; тоже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (ст. 17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 14-15 Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть

Поскольку брат Божий выше показал, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает (по Феофилакту, речь идёт о страстных помыслах смущающих душу, потому что от Бога приходящие помыслы не возмущают душу человека, но более того они её умиротворяют, утверждают и озаряя её просвещают) поскольку, говорю, это показал нам брат Господень, то здесь говорит, что злая похоть человека зачинает сначала грех со сластолюбивым сочетанием и сосложением. Потом рождает грех через исполнение его на деле, как толкует Иоанн Зонара. Грех же совершённый на деле, рождает смерть души.

Возможно, что здесь речь идёт о смертных грехах как блуд, прелюбодеяние, убийство и подобных. Если пребудет только в пожелании то грех простителен, если же будет совершён на деле, то он есть смертный. Так, например, злая похоть тех еврейских двух старцев, зачала грех прелюбодейства против целомудренной Сосанны, и в итоге принесла им двойную смерть тела и души. Как сказал Даниил одному из них «доброта прельсти тя, и похотение разврати сердце твое» (Дан. 13:56). Так похотения умерщвляют и нерадивых, так что они не делают ничего своими руками, как сказал Соломон «похоти лениваго убивают; не произволяют бо руце его творити что» (Притч. 21:25). Так и пожелание богатства погружает человека во всегубительство и погибель, как сказал Павел «хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим. 6:9).

Как было сказано, злое пожелание зачинает грех, поэтому напротив доброе пожелание зачинает добродетель через сосложение и рождает её через делание, добродетель же исполненная рождает жизнь души, как сказал Соломон «древо бо жизни желание доброе» (Притч. 13:12), и ещё «возжеление убо премудрости возводит к царству» (Прем. 6:20). Поэтому-то и Даниил назван Архангелом Гавриилом – мужем желаний (Дан. 9:23) лучше же сказать Духом, по Богослову Григорию (слово к своему Отцу).

Это изречение приводит и божественный Александрийский Кирилл, говоря: «те, которые терпят идолов в душе своей и допускают в ней присутствие непристойных образов и помыслов, пусть знают, что они будут жилищем нетопырей, то есть нечистых духов.

Кийждо же, говорит, искушается от своея похоти влекомь и прельщаемь и прочее. Итак будем подавлять зародыши страстей и отвергнем новые идолы, посредством помыслов вторгающиеся чувственные вожделения, помня написанное: Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави, яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл. 10:4) (Беседа 2 на Исаию, том 2), т.е. исцеление прилогов помыслов, которое воспрепятствует совершению греха на деле, имеются ввиду те прилоги, которые происходят от сочетания и сосложения помыслов. И в другом месте тот же Кирилл, на то же изречение заметил, что «видишь, как в похотях совершается первоначальное зарождение порочности и в непристойных удовольствиях зарождаются первоначальные семена греха» (кн. 4 на Иоанна том 4).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мира, от человеков и от демонов. Собственно источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мира не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем.

Приношение современному монашеству. Глава 32

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Выше апостол говорил об искушениях вообще, в общем понятии (ст. 2-12); здесь и далее различает искушения по их происхождению, или по родам. Искушения бывают от Бога, от самого человека и диавола. Есть особенный, высший род искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) или Иова и подобные. Есть искушения, посылаемые или попускаемые Богом, это более обычный род искушений. Есть искушения, происходящие от самого человека, и искушения от искусителя (Мф. 4:3) по попущению Божию. Различие этих искушений и имеет в виду теперь апостол. В противоположность искушениям, какие попускает или посылает Бог как испытания, необходимые и благодетельные для нравственного совершенствования человека (ст. 2-4, 12), апостол начинает (на что указывает и отсутствие соединительной частицы же) говорить об искушениях, имеющих корень и основание собственно в самом человеке и ведущих ко греху и смерти, а не к совершенству. Вероятно, между людьми, к которым отправлялось послание апостола (как и вообще между людьми нередко), были такие, которые, впадая во грехи, оправдывали себя тем, что это – искушения, посылаемые от Бога; таким образом, не имея мудрости (ст. 5) различать искушения, Бога почитали виновником греха. Против таких-то людей апостол здесь и указывает это различие искушений. Потому понятие искушения здесь берется несколько в ином смысле, чем в стихе 2-м: там искушение есть испытание веры для возвышения нравственного совершенства человека, нередко не зависящее от воли человека искушаемого, здесь искушение есть греховное действие самого человека или, точнее, внутреннее расположение ко греху, ведущее человека, увлеченного им, к нравственной смерти. В этом последнем смысле искушение есть собственное дело самого человека, и Бог отнюдь и ни в каком случае не есть виновник его и следующего за ним греха. Выражая сначала кратко эту мысль, апостол далее раскрывает ее и с положительной, и с отрицательной стороны, указывая истинный источник такого рода искушений. – В искушении – таком, которое состоит в греховном действии человека и доводит его до нравственной смерти, никто не говори, никто не должен говорить, а следовательно и мыслить, как совершенно неправильное и несогласное с истиной, что Бог меня искушает, что Он есть виновник такого искушения и, следовательно, греха и смерти. Несогласно это с истиною, потому что противоречит самому основному понятию о Боге как Всесвятейшем и Всеблагом. Как Всесвятейший, Он и Сам не искушается злом, ибо Он неизмеримо выше приражения всякого зла, которое совершенно чуждо Его природы по святости ее, и Сам не искушает никого в силу той же святости и еще благости и любви к человеку. Чуждая всякого зла и греха, природа Его не может быть причиною зла и греха и в людях; попуская искушаться грехом человеку вследствие его свободной воли, Он Сам не производит греха, потому что не может производить. И если по Своим премудрым целям попускает на людей и даже, может быть, иногда наводит искушения, то потому, что искушение для самих людей полезно. Например: полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от самопрельщения, поставить на пути истинного покаяния и исправления; полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству; полезно и очищенную уже веру и усовершенствованную добродетель посредством искушения открывать, дабы ее познали и приняли за образец для подражания. Так, Бог попускает на людей искушения, но Сам не искушает на зло и не искушается злом. Если же говорится в Писании об искушении Бога людьми (ср. Евр. 3:8-9 и под.), то это говорится лишь человекообразно, для обозначения известных превратных отношений людей к Богу, причем неприкосновенно остается мысль о неискушаемости Бога злом, хотя подобные превратные действия людей и вызывают карательные действия к ним со стороны Бога. Если же говорится прямо об искушении Богом людей (напр., Втор. 13:3 и под.), то разумеются искушения не как возбуждения к злу, производящие зло, а как возбуждения к добру, производящие добро, возбуждения в душе начал добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для нравственного укрепления и совершенствования. Итак, злом искушается человек не от Бога (ст. 13). От кого же? Есть искуситель человеков по преимуществу, который искусил прародителей в раю и стал виновником греха в мире, который дерзнул искушать Самого Иисуса Христа, быв, впрочем, побежден от Него. Он человекоубийца и лжец, следовательно – искуситель по преимуществу (Ин. 8:44 и прим.).

Но не сего исконного первоискусителя имеет в виду апостол в настоящем месте, а самого человека. Его считает виновником или, точнее, виновным в искушении, говоря, что всякий искушается от своей похоти, и, указывая, таким образом, основание искушения в самом человеке, показывает, как это бывает и чем это оканчивается (Иак. 1:14, 15). Под похотию разумеется здесь прирожденная со времени прародительского греха склонность человека к злу вообще, вожделение, в обширном смысле слова (ср. 1Ин. 2:16), и эта-то похоть есть виновница злых искушений человека. Каким это образом, апостол объясняет непосредственно за сим. Свободную волю человека увлекает за собою похоть, или обольщающая его греховная наклонность. Как скоро человек примечает это обольщение и увлечение, то совершается в нем самое действие искушения. Если воля человека устоит против обольщения и отвергнет его, то человек победил искушение, устоял в добре и более окреп нравственно. Но как скоро воля поддалась обольщению и увлечению, является зародыш известного греха и потом рождается самый грех как определенное безнравственное действие, противное воле Божией, выраженной в положительном ли данном законе или законе совести; предмет этого безнравственного действия определяется предметом вожделения, к которому, увлекаемый похотию и обольщаемый, не устоял человек; искушение совершилось злое, рожден грех; но это искушение не от Бога произошло, а от своей собственной похоти человека, не устоявшего против злого увлечения, а потому не Бог виновник такового искушения и греха, а сам человек.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, 4, 12). Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2). Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, 12). Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искушения является «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15), Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16), но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные:


Искушение
злое происходит главным образом от греховных пожеланий, от которых рождаются грехи, приводящие к смерти телесной и духовной. Так было при первом искушении (Евы и Адама), так бывает и ныне. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, хуления», говорит Сам Сердцеведец Христос (Мф.15:19). «Не обманывайтесь», говорит Апостол Иаков, заключая свою защиту правды Божией; а Павел Апостол, после подобного слова, присоединяет: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7)

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible