Скрыть
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Святые отцы

Прочие

Ерм, ап. (†Iв.)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Вместо полей искупайте души от нужд, сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам; богатство и все стяжания ваши употребляйте на такого рода дела, на которые вы и получили их от Бога. Ибо Господь обогатил вас для того, чтобы вы исполняли такое служение Ему.

Пастырь

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

То есть чем мы можем уподобляться Богу, это милосердием и состраданием. Если этого не имеем, то лишены всего. Не сказал: если поститесь, бываете подобны Отцу вашему. Нет ничего такого у Бога, не делает этого Бог, - а что? Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:36), Который на небесах. Если этого не имеешь, то что имеешь? Милости хочу, а не жертвы (Мф 9:13).

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Как красивы и точны здесь слова Иакова - перед Богом и Отцем, ведь столько людей выглядят религиозными, но Богу они чужие.

О семи Кафолических посланиях


Хорошо добавил перед Богом и Отцом, потому что есть такие, которые кажутся людям благочестивыми, хотя Бог их считает нечестивыми. Потому и Соломон сказал: есть путь, который кажется человеку прямым (праведным – Vlg.), но конец его приводит к смерти (Притч. 14:12). Чтобы посещать сирот и вдов в их скорби, и хранить себя неосквернённым от века сего. Поскольку апостол прежде сказал, что исполнитель дела будет блажен в своём действии, то теперь он называет, какие действия наиболее угодны Богу, это – милосердие и непорочность. Поэтому повелением посещать сирот и вдов в их скорби он показывает, что всё мы должны делать из милосердия к ближнему. Насколько это важно, будет открыто в Судный день, когда Судья скажет: пока вы делали одному из этих братьев Моих меньших, вы делали для Меня (Мф. 25:40). Далее апостол повелением хранить себя неосквернёнными от века сего показывает, что нам следует сохранять себя чистыми во всём. В числе прочего и то, от чего он остерегал нас прежде: чтобы мы были медлительны на слова, и медлительны на гнев.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира

Благочестие, кажется, подразумевает нечто больше, нежели вера. Слово это обещает знание сокровенного, твердость в созерцаемом верою. Посему и употребил апостол такое слово в речи о благочестивом. Он как бы говорит: «Ты почитаешь себя знатоком тайн закона и точным хранителем его. Как так? Так думаешь ты, не умеющий обуздать языка, осуждающий ближнего, живущий высокомерно и не оказывающий сострадания никому из бедных! Между тем закон не одобряет даже того, кто злословит, но повелевает оказывать сострадание и врагам. Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания ближнему Ибо сострадание ближнему есть своего рода уподобление Богу Будьте, сказано , милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Только милосердие ваше должно быть чуждо лицеприятия, потому что и Бог оказывает свои благодеяния не каким-нибудь лицам отдельно, но повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

Нескверна себе блюсти от мира - под миром здесь должно разуметь народ простой и черный, растлевающий себя в обольстительных похотях своих.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их

Здесь слово вера (θρησκεία), видимо, показывает нечто большее от простого слова вера (πίστις), по Феофилакту, смысл его – сокровенное ведение некоторых вещей и уверенность в них, созерцаемых верою. Поэтому и блаженный Иаков поставил здесь это слово, а от него сказал выше, «верный» θρῆσκος (Иак. 1:26) [21], он как бы говорит тому, которого назвал этим словом: как же ты думаешь, что являешься знатоком и точным хранителем закона? Как? Ты, который не знаешь как обуздывать свой язык, но злословишь брата твоего? Как? Ты, который живёшь гордо и превознесено, не милуешь сирот и убогих, в то время как закону не приятен злословящий «оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100:5), а врагов он повелевает миловать?

Если ты хочешь быть верным, то не проявляй своей веры только чтением и слушанием закона, но деланием заповедей закона. Делание же это есть, чтобы миловать и быть щедрым к имеющим нужду, потому что милость и щедроты [22] для делающего их ближнему это есть уподобление Богу и Отцу. Говорит Господь «будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Однако милость, какую хотите творить для нищих, да не будет с лицеприятием, т.е. одного миловать, а другого нет. Но ко всем проявляйте милость, потому что и Бог не даёт своих благодеяний и милостей только некоторым, но всем «солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Матф. 5:45).

Приводя это изречение, и премудрый Нил говорит «не будем презирать истинных вдов, потому что Бог печётся о всех них. К вдове послал Он великого Илию и Сам, Владыка всяческих, отёр слезу у Наинской вдовы, сказав ей «не плачи», и Иаков повелевает посещать сирот и вдов «в скорбех их» [23].

Нескверна себе блюсти от мира

Сия, говорит, вера приближает к Богу, чтобы ты, христианин, хранил себя чистым от наслаждений и страстей мира, которые творят грубые и безразличные люди, растлевающе себя обольстительными вожделениями плоти, богатства и суетной славы.

Превосходно замечает святой Митрофан, говоря, что божественный Иаков показывает здесь две общих и содержательных особенности, чистого и искреннего благочестия, т.е. две первых и великих заповеди, в которых закон и пророки «висят». Он говорит, что то, чтобы посещать вдов и сирот и давать милостыню просящим, показывает любовь к ближнему, из которой проистекает и вообще милостыня к прочим. Говоря же, чтобы хранить себя чистым и неосквернённым от наводняющего мир зла, показывает любовь к Богу.

Невозможно, чтобы кто-то мог сохраниться весь чистым от житейских зол, если не будет хранить всех заповедей Божиих. Хранящий же их, конечно, и Бога любит, как сказал Господь «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Иоан. 14:21). Поскольку эти заповеди составляют все от части заповеди, то божественный Иаков все добродетели объемлет здесь двумя этими заповедями.

[21] Замечаем здесь, что название θρησκεία (вера или религия), происходит от Фракийцев, которые были особенно набожны в своих суевериях к бесам и к идолам, поэтому дали повод и остальным древним Грекам называть этим словом своё почитание идолов, как свидетельствует Богослов Григорий в слове на святые светы явлений Господних: «Здесь не оргии Фракиян, от которых как говорят, ведёт начало слово: то θρησκεύειν, то есть богослужение», и в другом месте: «обряды (θρησκεία) видел, почитание бесов, но благочестие есть поклонение Троице».

[22] Разница есть в словах «милость» и «щедроты», по Григорию Богослову. Милость есть то, чтобы сострадать сердечно нуждающимся и неимущим, но не благодетельствовать им; щедрым же называется тот, кто благодетельствует: «милость есть сострадание в беде, щедроты же благо творят страждущему». В священном же Писании смысл этих слов часто меняется местами. Давид говорит: «праведный же щедрит и дает» (Пс. 36:21), и часто щедрит говорится вместо милует, но не вместо благодетельствует.

[23] То чтобы, нам помогать вдовам и сиротам, Бог ещё раньше повелел в Ветхом Завете говоря: «Егда же совершиши одесятити всю десятину плодов земли твоея в лето третие, вторую десятину да даси Левиту и пришелцу и сироте и вдове, и ядят во градех твоих и насытятся» (Втор. 26:12).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Лука Крымский, свт. (†1961)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Хотите ли вы быть благочестивыми? Знаю, что хотите. Ради этого живу, ради этого прошел тяжелый жизненный путь. Хочу, чтобы в Тамбове было хоть малое стадо Христово, но настоящее, крепкое.

Будьте благочестивы. Для этого вам надо знать, что такое подлинное христианское благочестие. Святой апостол Иаков в своем Соборном послании учит нас: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. В это надлежит нам вникнуть,– какой скверны мира мы должны опасаться?

Священное Писание много говорит об осквернении земли, в том числе кровью и убийствами. Знаете вы, сколько раз за всю историю народы всех стран истребляли друг друга? Но никогда еще в такой безмерной степени не осквернялась земля кровью, как в только что пережитую нами войну. Никогда в таком бесконечном множестве не истребляли христиан, как было ныне. Не величайшее ли это осквернение земли, полнейшее попрание закона Христова о всеобщей любви друг к другу?

Большинство из нас неповинно в этом страшном осквернении, но только непосредственно, а посредственно, в той или другой мере, мы все виновны. Ибо к кровопролитию привела безмерная гордость народа, вознесшегося над другими народами, привела тяжкая вина тех вождей-нацистов, которые отвергли закон Христов и вместо него поставили закон насилия.

Но разве в сердце каждого из нас не таится хотя бы малая частица этих же тяжких греховных свойств? Конечно, все мы повинны в том, что далеки от полного исполнения закона Христова о любви, много высокомерия, ненависти, презрения к людям гнездится в сердце каждого из нас, пусть и в меньшей мере, чем у главных виновников войны.

Ведь не только оружием истребляют люди друга и не только те убийцы, кто непосредственно лишает жизни своих ближних. Знаете вы что злым словом можно убить ближнего своего, и в таком убийстве словом многие из нас повинны.

Другая важная скверна мира, о которой много и часто говорит Священное Писание, – блуд и прелюбодеяние, осквернение похотью телесной. Не многие из вас читали Библию, а если бы читали, то ужаснулись бы, какими тяжелыми словами Бог клеймит блудную похоть, ужаснулись бы той строгости, с которой относится Ветхозаветное Писание к этому тяжкому греху, узнали бы, что по древнему закону Моисея прелюбодеи карались смертной казнью: их побивали камнями.

Разве есть такая строгость сейчас? Разве мало прелюбодеев даже в среде христиан, к стыду нашему? Разве не на ваших глазах развратные мужчины соблазняют и губят целомудренных и милых девушек? Разве не на глазах ваших развратные женщины развращают чистых молодых людей. О таких апостол Павел совершенно ясно сказал, что прелюбодеи… царства Божия не наследуют.

Это основная скверна мира, бойтесь ее как огня, ибо в Священном Писании говорится о ней как о величайшей мерзости перед Богом.

Чем еще оскверняемся мы от мира? Чем отличается жизнь людей, не ведающих Бога, отвергающих путь Христов, от жизни праведных людей угодных Богу? Пути мирской жизни совсем не таковы, как пути, указанные Христом. В мире очень мало любви, там царит ненависть, непрестанная борьба между людьми – за власть и преобладание, за благосостояние, за насыщение своей похотливой плоти. В этой борьбе сердца человеческие кипят злобой. Расталкивая один другого, люди прокладывают кулаками и локтями путь к благополучию, а для этого клевещут и доносят друг на друга. На этом жизненном пути царит закон гордости, самолюбия, презрения к слабым и несчастным.

В этом мире нас окружает множество людей, о которых святой апостол Петр сказал: Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествами с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, они прельщают неутвержденные души, сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею; им приготовлен мрак вечном тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пет. 2:9-14, 17-18).

Эти осквернители уводят нас с пути Христова, от них надо уходить подальше, их надо бояться, сторониться. А их много, они кругом нас. Апостол Павел в Послании к евреям также велит нам остерегаться тяжких грешников, распространяющих вокруг себя эту заразу: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернялись многие, чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца (Евр. 12:15-16).

Горький корень – это и те, о ком говорит святой апостол Иуда: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа; они говорили всем, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд. 1:17-19), это те, кто ругается над Крестом Христовым, как ругаются над ним сектанты. Именно о них говорит апостол, называя их опасным, ядовитым и для многих смертельным корнем. Бойтесь оскверниться общением с ними, ибо их еретическое учение – одна из тяжких скверн мира.

Многого надо остерегаться. Оскверняется душа и от чтения книг, смакующих плотские страсти, от воззрения на бесстыдные изображения. Есть скверна и у философов, восхваляющих грубый эгоизм, подобно Максу Штирнеру, и право сильного, как в философии Ницше, идейного отца немецкого нацизма.

Мы оскверняем свою душу всякий раз, когда прислушиваемся к сплетням и клевете, а тем более когда сами становимся причастными к ним. Оскверняемся сквернословием, к которому так привыкли многие из нас, ибо Господь сказал, что не только всякое злобное, злое и нечистое слово, но даже всякое праздное слово в Его глазах тяжкая вина (Мф. 12:36).

Будем же избегать бесстыдства, которое вы видите вокруг себя. Разве это не скверна – множество бесстыдных полуголых женщин на улицах? Помните, что говорил апостол Павел своему ученику апостолу Тимофею о том, как должны одеваться женщины. Он писал, чтобы Тимофей следил за тем, чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали бы себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим. 2:9–10). Вы знаете, что женщины, посвящающие себя Богу, идущие в монастырь, ходят в длинных черных одеждах. Следует и нам, подражая им, одеваться скромно.

Истинно верующие до такой степени боялись скверны мира, что уходили далеко в леса и пустыни, в монастырские кельи и там всю жизнь проводили в молитвенном общении с Богом. Все святые, все подлинные монахи и монахини искали атмосферы духовной, совершенно противоположной мирской, в которой так много соблазнов.

Они жили так, как поется в акафисте Иисусу Сладчайшему: «Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия», и всегда устремляли свой мысленный взор на небеса.

И нам, живущим в миру, надо хоть немножко им подражать и не забывать апостольские слова: Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научались, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами (Флп. 4:8-9). Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Избегайте мирской скверны

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Потому называет Отцом, чтобы не подумали, что он сказал о чужом боге, который не был Отцом творения. Подразумевается, что многие из-за благодеяний и поддержки вдов приходили, а не из-за мучений, как о них говорится в Евангелии.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Возможно, кто-нибудь скажет: если Иаков - учитель Христова завета, то почему он теперь не упраздняет закон, а, напротив, возвышает его - ведь тех, кто его соблюдает, он хвалит, а не порицает. Вот что мы ему ответим: в этой беседе он только подготавливает [слушателей] и [потому] снисходит до их немощи. Ниспровергнув закон с первых слов, он побудил бы их отступить от новизны учения, у них закружилась бы голова и они склонились бы к неповиновению.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.  Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Если кто из вас думает
и проч.: следствие из вышесказанного об отношении верующих к слову истины, или совершенному закону. Правильное отношение к нему ведет к благоугождению Богу, но и при неправильном отношении (слышании только, а не исполнении) человек может мечтать (обманывать себя, ст. 22), что он благоугождает Богу. Апостол разрушает эту мечту и указывает кратко сущность богоугодной деятельности человека.

Если кто из вас думает, неправильно представляя себе истинное отношение к слову истины, что он благочестив: собственно богочтитель, служит Богу, почитает Бога добрыми делами своими (употреблено здесь θρησκὸς а не εὐσεβής; θρησκεία – внешнее выражение εὐσεβέια, во внешних знаках богопочтения).

А не обуздывает своего языка: выражение указывает на вышеупотребленное – медлен на слова, медлен на гнев (ст. 19) и указывает на качества, противоположные указанным в сем последнем выражении, то есть пристрастие к самовольному учительству, говорливости и спорливости (см. прим. к ст. 19).

Но обольщает сердце свое: это выражение означает то же, что вышеупотребленное обманывающие самих себя (ст. 22), каковой самообман, или самообольщение, приписывается слышателям только закона, а не исполнителям. Значит, если кто считает себя богочтителем, а между тем не обуздывает языка своего – пристрастен к учительству, говорливости, спорливости и – только слышатель слова истины, а не исполнитель,

у того пустое благочестие, не истинное, а только вид благочестия, или богопочтения, проистекающий от неправильного отношения к слову истины, или закону совершенному. «Иудеи, исполняя до тонкости предписания закона, высоко думали о себе, полагая в соблюдении их все благочестие по отношению к Богу и, занимаясь только ими, мечтали стяжать чрез них блаженство... Предостерегая от такого ошибочного взгляда, апостол и дает настоящее наставление. Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас же исправляет и то зло, которое вкрадывается у многих при исполнении дел» (Феофилакт). Писатель указывает, что может быть пустое благочестие как при исполнении закона Моисеева, так и совершенного закона свободы, закона Христова.

В противоположность сему пустому благочестию, чистое и непорочное благочестие, или богопочтение, истинное и правильное, пред Богом и Отцом, то есть в очах Божиих, пред судом правды Божией (2Пет.3:11), есть то, чтобы,

во-первых, призирать вдов и сирот в их скорбях: без сомнения, это один из видов истинного благочестия, приведенный для примера; общая мысль в сем примере – благотворительная любовь ко всем нуждающимся и несчастным, составляющая существо христианской чистой нравственности и за которую Христос дарует блаженство на Страшном суде Своем (Мф. 25:46 и далее). Такое представление благотворительной любви в примере призрения бедных сирот и беззащитных вдовиц весьма обыкновенно у священных писателей. Эта благотворительная любовь к бедным должна иметь основанием веру в Господа Иисуса Христа (Иак.2:1). «Итак, если хочешь быть благочестивым, покажи благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания к ближнему, ибо сострадание к ближнему есть своего рода уподобление Богу (Лк.6:36); только милосердие ваше должно быть чуждо лицеприятия» (Феофилакт).

Вторую черту чистого и непорочного благочестия указывает апостол в том, чтобы хранить себя неоскверненным от мира: под именем мира разумеется, в смысле слов Христовых (Ин.7:7 и парал.), вся совокупность враждебных Богу и добру сил в мире, стоящих под властию князя мира сего (Ин.12:31 и парал.) – диавола. Следовательно, выражение означает: хранить себя от всякого приражения мирского зла вообще, – черта очевидно очень общая, объемлющая множество частных черт. Христиане, в силу своего возрождения от Бога словом истины (ст. 18), изъяты из мира, выше мира (1Ин.4:4-6), не члены мира; но, с другой стороны, по силе греха, который и в них остается, и по силе внешней связи с миром они пребывают еще в мире, почему и должны хранить себя от осквернения им. Это сохранение есть дело как Божие (Ин.17:15 и прим.), так и самих верующих (1Тим.5:22), и они должны постоянно и неослабно в продолжение всей своей жизни заботиться о сем.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Вера чиста, и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира.

Это место хотят, истолковать в свою пользу те, которые считают маловажным делом заблуждение в отношении истин веры и признают важными только дела милосердия и непорочную жизнь: следовательно, хотя бы кто-нибудь и погрешал в учении, но если он не делает худого, то, говорят, его вера чиста и непорочна. Но ап. Иаков говорит здесь собственно не о вере: по-русски здесь стоит слово «благочестие», по-гречески υρηοχεία, что значит «служение Богу», «религиозность». Это служение, действительно, может быть чисто и нескверно тогда, когда выражается в делах милосердия и в соблюдении себя от скверны мира. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Достоинство веры заключается в истинности, а достоинство жизни в святости или непорочности. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показывало бы, что вера бездействует, как мертвая, но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу (Евр.11:6).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира

Закон евангельский безусловно совершен; но отношение людей к этому совершенному закону может сложиться по образу и примеру отношения иудеев к закону Моисееву: от такого неправильного отношения к закону Евангелия и предостерегает св. Иаков в ст. 26-27, вооружаясь здесь, ст. 26, как и ниже 3:1-8, против грехов языка, особенно - против страсти к учительству. Порок этот был, видимо, очень распространен в современном Апостолу еврейском, а затем и иудео-христианском обществе. «По понятию иудеев, благочестив тот, кто оказывает верность в делах, потому что таковый кажется не принадлежащим к толпе. Иудеи, исполняя до тонкости предписания закона, высоко думали о себе, полагая в соблюдении его все благочестие по отношению к Богу, и, занималась только ими одними, мечтали стяжать чрез них блаженство… Удерживая от такого мнения, Апостол и дает настоящее наставление. Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас исправляет зло, рождающееся у многих при исполнении» (блаж. Феофил.). Так, по Апостолу, возможно пустое (μάταιος), ничтожное и тщетное благочестие как при исполнении закона Моисеева, так и при следовании совершенному закону Христову: от этой опасности показного благочестия Апостол и предостерегает в ст. 26. Стих же 27-й, в противоположность ложному благочестию, называет истинное благочестие (θρησκεία)и характеризует его с двух сторон. Первая черта истинного, имеющего цену в очах Божиих, благочестия состоит в том, «чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях»: конечно, это лишь частный пример, один лишь из видов деятельной любви и истинного благочестия, избранный, вероятно, как любимый образ у священных писателей Ветхого (а затем и Нового) Завета для представления бескорыстной любви и благотворительности (напр., Втор 10:18, см. Иов 29:12-13; Пс 67:6). Эта деятельная любовь и благотворительность, чтобы быть истинно спасительною, должна иметь в основании своем веру в Господа Иисуса Христа (Иак 2:1). «Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания к ближнему, ибо сострадание к ближнему есть своего рода уподобление Богу. «Будьте, сказано, милосерды, как и Отец ваш небесный» (Лк 6:36); только милосердие наше должно быть чуждо лицеприятия» (блаж. Феофил.). «Вот то, чем можем уподобляться Богу, - именно милосердие и сострадание. Посему, если мы этого не имеем, мы лишены всего» (св. Злат.). Другую черту истинного, чистого и непорочного благочестия составляет, по Апостолу Иакову, сохранение себя не оскверненным от мира. Мир, ό κόσμος, здесь понимается в смысле воззрения на него евангелиста Иоанна (7:7; 12:31; см. 1Ин. 5:19) - как совокупность всех враждебных Богу и добру сил. Беречь свою душу от всякой нечистоты мира, лежащего во зле, противостоять злу и бороться с ним - это, вместе с делами милосердия и любви, является существенным признаком истинного служения Богу.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Как бы определяя, в чем состоит не мнимое, а истинное благочестие, Апостол указывает сначала некоторые дела благочестия (заботу о вдовицах и сиротах), а потом вообще советует удаляться от мира, во зле лежащего (1Ин.5:19), потому что здесь царствуют похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1Ин.2:16). Мир этот есть мир языческий, необлагодатствованный, «растлевающий себя в обольстительных похотях своих».

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О любви к Богу и ближнему.
 

Лк.10:27. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27; 2:14-17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible