Скрыть
и҆ бꙋ́детъ вмѣ́стѡ вонѝ до́брыѧ смра́дъ, и҆ вмѣ́стѡ по́ѧса ᲂу҆́жемъ препоѧ́шешисѧ, и҆ вмѣ́стѡ ᲂу҆краше́нїѧ злата́гѡ, є҆́же на главѣ̀, плѣ́шь и҆мѣ́ти бꙋ́деши дѣ́лъ твои́хъ ра́ди, и҆ вмѣ́стѡ ри́зы багрѧ́ныѧ препоѧ́шешисѧ вре́тищемъ:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо

И… вместо вони добрыя …и вместо пояса… и вместо украшения златаго, еже на главе, будут у них смрад и уже (веревка), и вретище, и на главах своих обритие имети будут, и повязки, покрывающие голову в знамение плача.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо

И будет вместо вони добрыя прах (слав.: смрад), и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради. Часть роскоши составляет и приятность запаха, когда напитывают воздух некоторыми сожигаемыми составами и производят нечто приятное для своего вдыхания. Итак, женщинам, утопающим в удовольствиях и производящим приятный запах для обоняния, Угрожающий воздаст вместо сего прахом. А прах есть тонкая земля, рассеянная в воздухе, которая, заграждая дыхательные пути, производит затруднение в дыхании и великую неприятность. Душа красуется, правда, миром и фимиамом (ср.: Притч. 27, 9), но миром духовным, каковым был сказавший: Христово благоухание есмы, и Богу благодарение воню разума Его являющу нами на всяцем месте (ср.: 2Кор. 2, 15, 14). Таковой вонею, исходящей от Иакова, услаждался отец, Исаак: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь (Быт. 27, 27). И в Песни отроковицы, обвеваемые небесным благоуханием Слова, говорили: в воню мира твоего течем (Песн. 1, 3). И первосвятительское помазание было миро доброе и приятное, достойное того, чтобы уподобляться братскому общению (см.: Пс. 132, 1-2). Для такого мира нужен художник, приявший от Бога мироварное художество, чтобы соделать помазание святое, которое не взыдет на плоть человека (см.: Исх. 30, 32). Но когда приятность вони употребляется к возбуждению похотения, тогда пути чувства заграждаются прахом, по благодеянию устрояющего сие Господа. А может быть, поскольку в храме были сладости вони и миропомазания и фимиам сложения (ср.: Исх. 35, 15), но храм разрушен и теперь в прахе, ниспровергнут и сравнен с землей, то, вместо прежней вони сладости подзаконного служения, теперь он - прах ради душ, ходивших высокою и непокорной выею, которым сказано: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13, 35). Но и им, если захотят, можно отрясти прах, восполниться благоуханием Христовым, по совету говорящего: Истряси прах твой и востани, Иерусалиме, и облецыся во славу мышцы твоея (ср.: Ис. 52, 2; 51, 9).

И вместо пояса ужем препояшешися. Препоясующийся по Богу препоясует чресла истиной, каков был Петр, воздевающий руки и препоясуемый на брань за Христа теми, которые вызывали его на смерть за свидетельство истины. Итак, святый препоясуется силою, ибо сказано: Бог препоясуяй мя силою (Пс. 17, 33). А утративший сие препоясание препоясуется ужем собственных своих грехов, потому что пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5, 22) и их символом был бич от вервий (ср.: Ин. 2, 15), изгнавший из храма осквернивших святая, чем Господь показал, что для всякого делаются бичами собственные сплетения грехов и каждый бывает биен ужами грехов, его опутавших.

Вместо же украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради. Как из чрезмерной заботливости о раздражающем обоняние искавшие сверхъестественного удалились от естественного и, находя для себя нестерпимым дышать простым воздухом, а напротив того, напитывая его благовонными мирами и фимиамами, впоследствии стали вдыхать не чистый воздух, но смешанный с прахом, так поскольку не остались при естественном украшении, то есть волосах, которые даны женщинам вместо одеяния (ср.: 1Кор. 11, 15), но, вплетая в волосы какие-то вплетения, непристойно украшали себя, лишены и природой данного украшения, и по утрате волос, этого свойственного и сродного женщинам украшения, в которое облечены они самой природой, сделались весьма безобразным зрелищем. Ибо если гнусно для женщины стричься или бриться, то сколько гнуснее иметь плешь, которая во зло употребляющим свою красоту, для их же пользы, приносит безобразие.

И вместо ризы багряныя препояшешися вретищем. Господь повелевает произойти такому превращению, все устрояя к пользе любящих украшаться, потому что как багряница подает повод к роскоши и кичливости, так вретище напутствует к сокрушению и смирению. Ибо кто одет в багряные ризы, тот не хочет пасть на землю и поклониться Богу - он бережет свой наряд, боясь испортить цвет своей одежды; а кто одет во вретище, тот всякое место почитает удобным для своего поклонения.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-23 Здесь пророк сделал нечто необыкновенное, обратив пространную речь к женам, чего нигде в Писаниях мы не встречаем в таком виде. Какая же причина этого необыкновенного образа речи?

Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею. Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее. Он, кажется, обращается к женам иерусалимским; потому и называет их дочерями Сиона.

И ходят, подняв шею. Здесь он и посмеивается над ними, и показывает женское высокомерие, которое не может оставаться в душе, но прорывается наружу и выражается движениями тела. И не за гордость только он укоряет их, но и за распутство, как говорит, и объясняет в дальнейших словах. Он прибавляет и обольщая взорами. Это свойственно развратным женщинам – мигать глазами и таким образом показывать великое распутство изнеженность; ничто так не доказывает распутства и изнеженности как это.

И ступанием ног, купно ризы влекущыя. Немаловажен и этот упрек, хотя он и кажется маловажным; напротив, влачить по земле одежду – это знак крайней испорченности, изнеженности, невоздержания, распутства. Даже один из язычников, осмеивая своего противника, поставил ему в укоризну, сказав: «он спускает одежду до пяток».

И ногами купно играющыя. И это опять – признак такого же бесстыдства. Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке, обнаруживается или целомудрие, или распутство. Движения внешних членов суть как бы вестники души, находящейся внутри. Как живописцы, смешивая краски, начертывают изображения, какие хотят, так точно и движения телесных членов выводят наружу свойства души и представляют их нашим глазам. Потому и другой премудрый сказал: «Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19:27).

И оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день. Обличив два порока, гордость и распутство, он для каждого употребляет соответственное врачество: для первого – первое, а для второго – последующее, для гордости – смирение, а для красоты одежд – лишение ее. Когда говорит, настанет война, тогда все будет унесено. Тогда высокомерные и гордые женщины, пораженные страхом, освободятся от этой болезни; развратные и во всем изнеженные, подвергшись игу плена, освободятся от всей этой изнеженности.

Но чтобы сделать слова свои более чувствительными для них и коснуться души слушателей, пророк подробно исчисляет украшения одежд этих женщин, золотые вещи, носимые на лице и прочих членах тела, потом переходит и к украшению дома. Они не только тела украшали, но простирали таковую гордость и на стены, расточая имение на ненужные предметы, и, завивая свои волосы, простирали всюду эти обольстительные крылья. За это он и укоряет их, говоря: отьимет славу риз их и красоту их, и вплетения их, и тресны ризныя. Выражением: тресны ризныя он называет или какое-нибудь головное украшение, или самый вид головной прически. И луночки, – украшение около шеи, видом подобное луне. И срачицы тонкия, – вероятно, говорит о летней одежде. И красоту лица их, – здесь, мне кажется, он разумеет притирания и румяна. И состроение красы славныя, – этим указывает на позолоту. И обручи, – золотые украшения на руках. И запястья, – украшение на кистях рук. И сплетение, – золотое украшение вокруг головы. И перстни и кольца, – которые называют браслетами.

И усерязи, и багряницы, и пребагряная. И утварь храмную, и светлая Лаконская. Такова была их забота касательно роскоши, что они употребляли не только отечественные произведения, но собирали и издалека, из чужих стран, и предпринимали для этого морские путешествия, потому что между Палестиной и Лакедемоном великое расстояние и огромное море.

Итак, не напрасно пророк, не называя сами одежды, указал на их отечество, но для того, чтобы показать безмерную роскошь женщин. И виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан, и тончицы преиманы златом. Они не оставили ни одного вида ни в одежде, ни в других украшениях, но прошли все пути роскоши, силою разврата будучи доведены до сумасшествия.

Будет вместо благовония зловоние. Видишь ли, как он отвергает и намащение благовониями и угрожает за это великим наказанием? Зловонием он называет здесь пыль, которая поднимается после разрушения города и набега неприятелей. И действительно, они истребляли его тогда огнем и мечем, иное в нем разрушая, а иное предавая сожжению. Предвещая это, пророк говорит: и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка; он представляет изображение плена и отведение в страну иноплеменников. И вместо завитых волос – плешь – потому что или волосы выпадет от скорби, или неприятиели сделают это, или они – сами себе. В древности был обычай – во время печали и несчастия стричься или бриться. Так, Иов остриг главу, услышав о несчастии детей. И этот пророк далее говорит, что вместе с вретищем и рыданием будет острижение (Ис 22:12). Также другой пророк говорит: «сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих» (Мих. 1:16).

И вместо широкой епанчи – узкое вретище. Не представляется ли это страшным и невыносимым? Но нас ожидают еще не такие наказания, а червь ядовитый и тьма нескончаемая. Если тех за пристрастие к украшениям постигли плен, рабство и крайние бедствия, – а что Бог осудил и наказал их собственно за этот грех, послушай, как пророк, исчислив бедствия, указывает и на их причину: сия ти; говорит, вместо благолепия – если иудейские жены, пристрастные к украшениям, подверглись такому наказанию, когда отечество их было разрушено до основания, и они, после великой роскоши, были отведены в чужую страну рабынями, пленницами и изгнанницами, и преданы голоду, болезням и бесчисленным родам смерти, то не очевидно ли, что мы подвергнемся еще тягчайшим наказаниям, впадая в те же грехи?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса веревка. Что грехи смердят, об этом говорит кающийся: возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. 37:6). Опоясывать поясом чресла заповедует апостол, говоря: станите убо препоясани чресла ваша истиною (Еф. 6:14).

И о грешнике читаем: пятницами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). Итак вместо благовония добродетелей дочери Сиона будут иметь смрад грехов, и вместо пояса истины опояшутся веревками лжи, которыя имели на головах те, которые во вретищах и грязных одеждах умоляли царя Сирийскаго о жизни.

И вместо грудной повязки власяница. Вместо грудной повязки, как перевел Симмах, Семьдесят перевели: нижней одежды (tunicam) μεαοπορφάραν, то есть окаймленной пурпуром, что Акила перевел пояс радости. Феодотион поставил самое еврейское слово phthigil (широкая одежда), что обозначает род женского украшения. Повязка покрывает грудь и занимает то место у женщин, какое ефод (rationale) у первосвященников. Об этой грудной повязке и Иеремия говорил таинственною речью: если может забыть невеста об украшении своем и девица о грудной повязке своей, и Я забуду о тебе, говорит Господь (Иер. 2:32).

Дева, какою апостол желает представить нас Христу (2Кор. 11:2), пока не подвергается растлению в Египте и не опадают груди ея, связанные грудною повязкою, соединяется с женихом, и хотя ежедневно рождает сыновей добродетелей, однако не перестает быть девою. Если же когда либо разловит колена всякому мимоходящему и последует за любовниками своими, и, по пророчеству Осии, оградит Господь путь ея и заградит стези, то обратится она к мужу своему прежнему и услышит: «сними одежды печали и надень одежды славы твоей» (Ос. 2:1-23).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 23–25 И будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя препояшешися вретищем: и сын твой добрейший, его же любиши, мечем падет, и крепцыи ваши мечем падут и смирятся: и восплачутся хранилища утварей ваших, и останешися едина и о землю ударена будеши

Можно думать, что пророческое слово не напрасно входит здесь для нас в очень большие подробности и тщательно перечисляет виды украшений, бывших в обычае у женщин, преданных роскоши, а также виды и самой древней роскоши, именно что когда потом возвещает о совершенной и всецелой утрате ими столько приятнейшего (для них), то желает сколько можно растрогать их и повергнуть в скорбь; когда же посредством искусного изображения представляет им благополучие как бы уже утратившим его, то сие для того, чтобы ожиданием грядущего и имеющими последовать за тем ужасами, а всего более невыносимыми бедствиями, возбудить в них трепет и таким образом обратить их к доброй жизни и убедить их возвратиться к тому, что угодно Богу. Итак, говорит, преданные такой роскоши не только лишатся украшений, но и будет (им) вместо благовония зловоние (пыль), то есть вместо жизни в наполненных благоуханиями домах (им) предстоят продолжительные и трудные (по пыльным дорогам) путешествия, когда они поведены будут в плен, имея еще изнеженные ноги. Но и не это одно, а и сами они будут в стыде и в крайне бесчестном виде, так что вместо золотого пояса будут обвязаны простою веревкою, будут с голою, то есть плешивою головою, хотя прежде она убираема была золотыми плетениями; и даст им одежду, которая свойственна пленницам, толстую и худую, которую называет вретищем, и она будет им вместо полупурпурового хитона и изысканных одежд. К этому присовокупляет, что и сын твой добреиший, егоже любиши, мечем падет. Ибо бравшие город или страну обыкновенно отрывали маленьких детей от груди и из объятий матери и жестоко убивали грудных младенцев, чтоб матери их могли идти без тяжести и не обременяемые заботою о детях своих. Таким образом, говорит, что сын их возлюбленный падет от меча или этим именно способом, или будет убит во время сражения, и умрет от руки неприятелей. А когда говорит, что будут плакать кладовые для их украшений, то не в том смысле, будто кладовые обладают чувством и могут плакать, но в том смысле, как если кто говорит, что и дом плачет (сирота), когда никто в нем не живет. К этому присовокупляет: и останешися едина и о землю ударена будеши, то есть будешь жалкою и повергнутою и как бы лежащею на земле. Ибо такова жизнь тех, которые находятся в плену, несчастии, суровом и невыносимом рабстве. Итак, весьма страшно оскорблять Бога и пренебрегать душевною красотою; потому что очень склонных к небрежности Бог лишает всякой красоты, очевидно духовной, и показав их не имеющими никакой добродетели, предаст их врагам. Так мы говорим, что некоторые преданы в неискусен ум, и старости безчестия (Рим. 1:26-28). А когда Бог всяческих укрепляет нас духовною силою, мы сохраняем в себе красоту своей природы в полном блеске. Когда же Он оставляет свое попечение о нас, тогда мы являемся совершенно обнаженными от всякого добра и, утратив красоту добродетели, подчинимся постыдным страстям и будем служить врагам.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

23. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо.
23. и будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради, и вместо ризы багряныя препояшешися вретищем:

"Воня добрая" = благовоние, масть на голову и тело, употребление которой человеком служило признаком его благодушного, праздничного настроения (Пс.22:5), между тем как воздержание от такого употребления должно было указывать на уныние духа в человеке. «Смрад» – последствие этого воздержания, и, следовательно, указание на печальное состояние духа. – «Уже» ( = 70 толковн., пешито и вульгата) вместо пояса и «вретище» вместо «ризы багряной», т. е. грубая и бедная одежда вместо более или менее ценной и приличной – признак горя, угнетающего человека. Вместо «украшения златаго еже на главе», с евр. – искусственной и искусной причёски и убранства волос на голове (нынешней куафюры) плешь – искусственно произведённая, в знак печали (ср. выше, толков. ст. 17).

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо

Широкая епанча - широкая одежда с рукавами.

Вретище - собственно, мешок или узкая одежда, приготовлявшаяся из самой грубой ткани.

Клеймо клалось обыкновенно на животных в знак их принадлежности известному лицу. Отсюда можно заключить, что и еврейки будут продаваться в рабство и чрез заклеймение их красота будет испорчена.

См. также Толкование на Ис. 3:16

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.18-23   В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки,
серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
перстни и кольца в носу,
верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала.
И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос –
плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.


     Пороки – гордость и роскошь всего вернее исправляются унижением и лишением. Поэтому и Господь определяет «дщерям Сиона» плен и рабство.
Тогда-то золотые цепочки на голове, на руках и даже на ногах они заменят грубыми, тяжелыми, железными рабскими целями, а вместо кораллового или жемчужного ожерелья наденут на шею мертвую окровавленную петлю...
Тогда потускнеют и золотые «луночки»...(металлические изображения Луны, в виде подвесок, прикреплявшиеся к ожерелью или к гривне, которая, в виде металлического обруча, надевалась на шею.)
И могут ли еще блестеть все эти украшения на голове и на груди разодетых красавиц, когда густые облака дыма, поднявшиеся над воспламененной столицей погибающего отечества, закроют солнце и луну на небесном своде?...
Тогда враги не только сорвут фигурчатые серьги и кольца, но по варварскому обычаю восточных победителей обрежут самые уши и носы (в которых Евреи обыкновенно носили серьги), тогда, вместо прозрачного покрывала, положат повязку на глаза и отрубят голову на плахе, вместо драгоценного запястья с усилием напялят на руки тяжелые оковы; вместо пояса, украшенного разноцветными камнями – опояшут и перевяжут всех грязной веревкой; вместо благовонной смолы и ароматического бальзама, обоняние их будет поражено зловонием от немытого белья и заразительным смрадом от трупов, тлеющих на улицах разрушенной столицы; тогда, вместо «мониста»(разного рода полотняные, украшенные драгоценными камнями и металлами, нагрудники), шитого золотом и жемчугом, красиво охватывающего перси, дщери Сиона будут носить в обнаженной груди своей тяжелую грусть, как бы надгробный камень, приваленный к их смертельно разбитому сердцу...
Наконец, верхняя, широкая и разноцветная одежда, и нижняя тонкая, белая сорочка, а также платки, кошельки, тонкие прозрачные епанчи, красивыми складками облегавшие верхнее платье и смягчавшие резкий оттенок его ярких красок, все это будет снято и отнято и заменится одним грубым узким вретищем, в каком не ходят даже и рабы, разве только нищие, по неволе. Теперь на беспечной голове, в роскошном убранстве, художественно заплетены изящные волосы, а тогда будут обрезаны пышные косы, выбрито темя и посыпано пеплом – в знак многих лишений, горькой участи и ничтожества.
Таков вид настоящих пленительниц и будущих пленниц! За что же таким станет Израиль, усыновленный и воспитанный Самим Богом? – рабский вид, как клеймо, будет свидетельствовать о его гордом богоотступничестве, как некогда особенное «знамение» Божие свидетельствовало о братоубийстве и проклятии Каина (Быт.4:15).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible