Скрыть
что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Почто вы обидите людий Моих и лице убогих посрамляете?

Почто вы обидите людий Моих? И сами нечествуете, и других учите своему нечестию; лукавым примером своим, какой подаете народу Моему, всего более вредите ему. И лице убогих посрамляете?; с бесчестием гоните от себя и тревожите бедных потому только, что не видите от них даров и обетов.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф

Почто вы обидите людий Моих и лице убогих посрамляете?. Обидчики и грабители, когда обиженные на них жалуются, имеют обычай посрамлять их и злословиями оказывать им презрение, угрожать побоями и разглашать, что они любят мешаться в чужие дела. Посему не сказал только обидите нищаго, которого, по одиночеству его, всякому нетрудно ограбить и уловить, но и посрамляете лице убогих; то посрамление, которое за неправду падает на вас, своим самовластием обращаете вы на бедных, подучая свидетелей, подкупая ходатаев по делам, обольщая судей, пока, сверх прочих неправд, не доведете бедных клеветой до посрамления. Но и другим образом делаемся мы виновными, когда жестоко нападаем на бедных за одинаковые с нашими проступками, разглашая их ошибки, не щадя никакой укоризны, но показывая бедным Божию ревность и тем посрамляя лице их. А поскольку есть и ублажаемые нищие, которые богочестия ради все презрели и в надежде на богатство по Богу пренебрегли мирским обилием, то худо начальствующие над народом, которые не ублажают так обнищавших, но клевещут на них, ставят их ни во что и унижают похвальное их смиренномудрие, по справедливости, и особливо если они старейшины и князи, обвиняются в том, что посрамляют лице святых нищих. Таков был нищий Иоанн, который не имел у себя ни дома, ни раба, ни вола орющего, ни поля, ни ложа, ни трапезы, ни хлеба. Таков был Илия, таков каждый из святых, которые проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 37).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете; глаголет Господь Саваоф

«Что вы тесните народ Мой?». Он продолжает тот же образ речи; как там говорил: виноградник, так и здесь: народ мой. И лица убогих посрамляете? Тех, кого нужно было исправлять, вы прогоняете; тех, кого нужно было восстановлять, вы сокрушаете. Вместе с грабительством они еще презирали низших, обращались с ними хуже, нежели с невольниками, присоединяя к любостяжанию надменность, и от неправедного обогащения приобретая великую гордость. С корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия, и чем кто более собирает богатства, тем более усиливается и эта болезнь.

Сие глаголет Господь, Господь Саваоф. Что значит: Саваоф? Ангелов, архангелов, вышних сил. Он говорит так, желая возвести слушателя от земли на небо, внушить ему мысли о великом царстве Божьем, чтобы поразить его этим, сделать более благоразумным и показать, что такое снисхождение есть следствие не слабости, а долготерпения Божьего.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф

А что далее следует: зачем раззоряете народ Мой и лица бедных смягчаете или смущаете, это очевидно говорится князьям Иудейским. Но это может относиться и к нашим князьям, если они угнетают подчиненый им народ и бедных согрешающих обличают публично и смущают, а пред богатыми более согрешающими не осмеливаются и заикнуться.

И похищенное у бедных находится в их домах, когда они наполняют сокровищницы свои и пользуются церковным имуществом для удовольствий, и общественные подаяния, данные для вспоможения бедным, или удерживают для себя или раздают родственникам, и чужою нуждою пользуются для обогащения себя и своих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–15 Но ныне устроится Господь на суд и поставит на суд люди своя: Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете; глаголет Господь Саваоф

Пророк говорит, что множество терпящих неправду не будет оставлено без защиты и без всякого попечения, напротив, несомненно удостоверяет, что Бог всячески будет поборать за них. Ибо говорит, что Он будет судить пожинающих и ублажающих их, и что приведет в смятение стезю ног их. Произведет суд над старейшинами народа, сверх того над начальниками или предводителями. Он искупил народ свой из дома рабства и избавил от жестокости владычествующих, восстановив против них всю тварь: Он произвел превращение воды в кровь, поражал градом, глубокою и трехдневною тьмою и многим другим, о чем говорить подробным образом было бы продолжительно. Потом, переведши их посредине моря, питал их в пустыне, ввел их в землю обетования и народы сильные и весьма воинственные истребил как терние. И это объяснял нам боговдохновенный Давид, говоря к Спасителю и Искупителю всех: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и: путесотворил еси пред ним… Простре розги его до моря и даже до рек отрасли его (Пс. 79:9-10, 12). Ибо, как говорит пророк Иеремия, Израиль сделался пышно разросшеюся виноградною лозою и плод его – роскошным. Для ухода за ним поставлены были начальники народа; но они так небрежно относились к винограднику господина, что, казалось, он совсем был сожжен. В этом именно преступлении он и будет обвинять их, говоря: вы же почто запалисте виноград мой; ибо от кого следовало бы ожидать, что этот духовный виноград, то есть Израиль, будет находиться в самом лучшем состоянии и пышно разрастется, – те самые довели его до совершенного запустения, дали ему иссохнуть и сделали его негодным для господина. Итак, виноградник сожжен теми, при чьем уходе он должен бы быть очень богат виноградом и изобилен плодами и защищен от всякого вреда. Теперь не достойно ли обратить внимание на то, каким образом они, как это говорится о них, сожгли духовный виноградник? Тем, которые имели призвание учить и знали закон, приводящий ко всему угодному Богу, надлежало самим преимущественно пред другими жить как можно сообразнее с законом и быть как можно более украшенными славой справедливости, так чтоб их жизнь была образцом и как бы наглядным изображением совершенной жизни для каждого из подчиненных им. Сверх того, они обязаны были наставлениями из закона приводить подчиненных им ко всему доброму, погрешающих обличать, падающих восстановлять, показывать им путь благочестия, внушать им все лучшее и убеждать смотреть на конец закона, говорю, Христа: кончина бо закона и пророков Христос. И о Нем говорил Моисей в тенях и образах, предвозвещая древним священное и великое таинство. Но они, презревши все это, сами были злы по своим нравам, необузданны по своей жадности, неудержимы в любостяжании и совершенно пренебрегали правым судом. И вместо того, чтоб краснеть, они обыкновенно гордились всем этим. Итак, виноградник был сожжен, не получая пользы от жизни своих начальников и не получая руководства, при помощи наставления в законе к правильной и безукоризненной жизни, или к познанию Христа, уже воссиявшего живущим на земле и ясно говорящего: Аз есмь свет миру, Аз есмь путь и Аз есмь истина (Ин. 8:12, 14:6). Посему они должны были выслушать: вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших? Почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете? Ибо они привлекали бедных к познанию того, что им самим нравилось, и были причиною того, что лица их покрывались стыдом. Как ревнители правды являются пред очами Божиими с светлым и исполненным великого дерзновения лицом; так, говорим, преданные порокам имеют непривлекательное, угрюмые и исполненное стыда и позора лице сердца. Но как тот, кто наставляет в мудрости и руководит к самому лучшему, приносит пользу; так, думаю, приносит вред всякий, призванный быть учителем, если не делает своего воспитанника любителем добра; ибо он как бы покрывает стыдом лице его и его бедного мудростью какие бы принуждают и увлекают к постыдному. Но вожди Иудеев были несправедливыми, и хищниками и в других отношениях, и покрывали стыдом лица бедных, будучи пристрастны к богатым, хотя закон говорит: суд праведный судите, и постоянно заповедует, чтоб не быть лицеприятным в суде.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф

Господь, имеющий судить иудейский народ в его целом, особенную строгость проявит в отношении Своем к вождям этого народа.

Опустошили виноградник, т. е. воспользовались всеми плодами виноградника Божия сами, вместо того, чтобы, как приставленные к винограднику сторожа, сберечь этот виноград для хозяина (ср. Лк 20:16).

Образное выражение 14-го стиха раскрывается в ст. 15.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15   что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф.

     Стеснение и угнетете бедного народа есть дело немилосердия и бесчеловечно, законопреступно и опасно, бесстыдно и неблагоразумно вообще, а тем более своего родного народа и такого, на котором преимущественно пребывает благоволение Господа; Он будет судить и накажет притеснителей, потому что Он Владыка сил небесных; Он наведет иноземные войска, разорит роскошные дома, отдаст богатства врагам, а властолюбивых притеснителей отдаст в рабство иноземным князьям-тиранам, как беззащитных пленников

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible