Скрыть
И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 И поставлю юношы кня́зи их, и ругáтелие господствовати будут ими… Прирази́тся отрочá к старцу…

этим обвиняет их в лицеприятии, и дает знать, что поскольку сами они извратили уставы, во зло употребив свою свободу, то Господь, против желания их, приведет в расстройство их чиноначалие.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею

И нападати имут людие, человек на человека, и человек на ближняго своего. Явно, что Пророк говорит о событиях, предшествовавших последнему взятию Иерусалима, после которого иудеи рассеяны. Не в пророческих гаданиях предлагает слово, но открыто и ясно описывает сии события, когда, нападая друг на друга, наполнили они город мятежом и убийством, когда самые враги, обложившие город, не побудили их к необходимому единомыслию, но, находясь в крайности, так что город почти уже был взят, стены разрушены, враги вторгались, по любоначалию и желанию первенствовать они наступали друг на друга. И подверглись сему оттого, что у них отняты были пророк, и смотреливый, и старец, и дивный советник, поставлены же юноши князи, и господствовали над ними ругателие.

И приразится отроча к старцу, и безчестный к честному. Пророк описывает отличительные свойства смятения; ибо мятежу свойственно, что ничего не различают, и дитя негодует на старца и нападает на его правила, и бесчестный, опозорив себя страстью бесчестия, желает, чтобы его почитали более достойным уважения, нежели честного. Но боюсь, не простирается ли это и на нас: не о настоящем ли времени сии пророчества, когда дети, юные возрастом и еще более юные нравами, приражаются к пресвитерам церковным, не допуская их до священнодействий и не сохраняя подобающего церковного благочиния. А когда жившие порочно вооружаются против добрых правителей, тогда бесчестные восстают на честных. И не ежедневно ли видим людей, которые выходят из мест пьянства, чревоугодия, разврата и начинают рассуждать о Боге и судить досточестных в народе?

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею

И нападати имут людие, человек на человека, и человек на ближняго своего. Как в зданиях, когда поддерживающие их деревья сгнили, или отняты, стены необходимо обрушиваются, не имея никакой подпоры, так и там, где отняты вышеупомянутые мужи, начальники, советники, судьи, пророки, ничто не препятствует народу истреблять самого себя и быть великому смятению.

И приразится отроча к старцу, и безчестный к честному. Юноша, говорит пророк, будет противиться старцу, будет превозноситься пред ним, презирать его. Это, еще прежде нападения неприятелей, бедственнее всякой войны, потому что когда старость не будет уважаема юностью и люди низкие и презренные станут попирать ногами людей, прежде почтенных, тогда город будет находиться в состоянии нисколько не лучшем того, как бы он утопал в волнах.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею

Когда начальниками будут юноши посмеивающиеся над Господом, каких описывает пророческая речь, тогда не будет соблюдаться никакого уважения ни в отношении к достоинству, ни к возрасту, ни к знанию; но восстанут отроки на старцев, и незнатные на знатных, и взаимно падут. И исполнится оное апостольское: аще друг друга угрызаете, друг от друга истреблени будете (Гал. 5:15).

Это, пишет Иосиф, случилось с народом Иудейским при Тите, сыне Веспасиана, когда при завоевании Римлянами, мятежники в Иерусалиме разделились на три партии: одни заняли крепость и храм, другие нижнюю часть города, третьи верхнюю.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И нападати имут людие, человек на человека, и человек на ближняго своего: приразится отроча к старцу, и безчестный к честному

Предшествующее слово показало нам, как у Иудеи отнята будет крепость хлеба и крепость воды, исполин и сильный, воин и судия, и пророк, и прозорливец, и старец, и пятьдесятоначальник, и чудный советник, и мудрый архитектон, и разумный слушатель. Потом когда это наконец сбудется с ними и какой вред они потерпят от этого, уясняет, тотчас присовокупляя, что нападати имут людие, человек на человека, то есть у них будет междоусобие и они будут проводить жизнь, исполненную мятежа, когда юноши будут презирать почтенную седину старца, и низший не будет оказывать чести высшему; но когда никто не будет обличать, и следовательно направлять к тому, что каждому прилично, все у них будет в расстройстве, при отсутствии у них всякого порядка и знания. Ибо где не управляет божественный закон, судья всех действий, там как было бы возможно кому либо проводить правильную жизнь, подобно тому, как если бы кто захотел, чтобы корабль, не имеющий кормила и кормчего, мог идти прямым и не извилистым путем?

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

5. И в народе один будет угнетаем другим, и каждыйближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею
5. И нападати имут людие, и человек на человека, и человек на ближняго своего: приразится отроча к старцу, и безчестный к честному.

Вследствие легкомысленного отношения царей к их обязанности быть блюстителями закона в народе, даже по примеру царей (как Манассии ср. 4Цар.21:16), насилие, кулачное право будет господствовать в отношениях людей между собой, не только не будет оказываемо почтения старости, не только молодые будут «нагло превозноситься» над старшими, но и будут делать им прямые обиды (προκόψει = приразится, поразит, обидит). Бесчестный и честный = простолюдин и знатный.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею

Вследствие слабости правителей в государстве начнутся разные противозакония.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.5   И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

     При малолетстве князя легко находятся его любимцы –опекуны и хитрые советники, угождающие всем его наклонностям, подчиняющие его волю своей, извращающие характер и пользующиеся его доверием, от его имени и власти злоупотребляющие правами над народом.
Отсюда является взаимное угнетение одного другим и в самом народе. А угнетающий обыкновенно неразборчиво пользуется для своей цели всем, чем может: так, юноша, имея крепость телесных сил, в порывах страсти, нагло оскорбляет слабого, хотя умного и честного, старца, и т. п...
Так, безначалие, беспорядочность и злонравие будут держать всех в страхе перед бедствием, имеющим наступить неожиданно – от внутренних и внешних врагов

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible