Скрыть
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

Святые отцы

Прочие

Игнатий Антиохийский, Богоносец, сщмч. (†108)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, кто повинуется епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители, и домочадцы, и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера - как шлем, любовь - как копье, терпение - как полное вооружение.

Послания (К Поликарпу)

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Ведь никто, воюя, не привязывает себя к жизни сего века, то есть не печется о том, чтобы видеть свои имения и владения, но пребывает в подчинении у того, кто избрал его, чтобы ему угождать. Подобным же образом и человек должен отрешиться от всего и не быть привязанным ни к чему, кроме проповеди (Евангелия) и перенесения преследований, чтобы угождать одному только Небесному Владыке своему.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Где Царь Христос? Конечно, на небе. Туда и тебе, воин, следует направлять шествие. Забудь всякий земной покой. Ни один воин не строит дома, не приобретает себе во владение полей, не вмешивается в различные купли для приумножения имущества. …Пропитание воин имеет от царя; ему не нужно самому добывать пропитание, даже и заботиться об этом.

Предначертание подвижничества

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Вспомни, насколько важным считается у воинов находиться под начальством земных царей. Если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Как могут быть клирики распорядителями и управителями чужих домов и имений, когда им предписано пренебрегать собственным имуществом?

Послания

Лев Великий, свт. (†461)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Ведь тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя.

Послания

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Это же божественное суждение, которое высказывается о воинах, может быть обращено также к священнослужителям, даже если кажется, что они не служат миру. Однако мы служим Богу и Господу, так как говорит апостол: никто, служа Богу, не связывает себя делами житейскими. Очевидно, что мы, говорю я, не служим солдатами в свободно спадающих и просторных туниках, но имеем пояс нашей военной службы, который пристегивает нас к внутренней чистоте.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-6 Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. Никтоже войн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити

О, какая честь быть воином Христовым!… Но воину свойственно переносить страдания. - Никтоже войн бывая… Апостол упомянул о воине, чтобы показать, что раб Христов должен быть смелым и отважным; аще же и постраждет (ἀθλῇ – вступить в состязание – как атлет)… Упомянул и об атлете, чтобы показать, что ему нужно постоянное упражнение. Если воин земного царя не связывается делами, которые могут отвлечь его от оружия, то не тем ли более не должен делать этого посвятивший себя Царю небесному и ставший уже Его воином. – Аще незаконно мучен будет (ἀθλήσῃ – будет состязаться). Не достаточно только помазаться, или выйти на место состязания, или сойтись с противником, но нужно быть терпеливым и победить: таков закон состязания. - Труждающемуся делателю (γεωργὸν – земледельцу), не ленивому, а трудящемуся. И учитель, трудящийся с учениками, получит воздаяние от Бога за ту пользу, которую он приносит им. – Прежде подобает от плода вкусити (Григорий Нисский). Учители прежде сами должны исполнять то, чему учат; это и значить: «первым должно вкусить от плодов», которые они прежде других возделывают в себе самих путем добродетелей. Пример воина и атлета относится и к ученикам, а пример земледельца к одним только учителям. Как земледелец, говорит Апостол, заботится о земле и плодах, так и ты заботься об учениках и проповеди. Обрати внимание и на воздаяние: учитель первый наслаждается тою пользою, которую он принес ученикам, как земледелец плодами.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Это сказано всем епископам и учителям. Сильное выражение: связывает себя. Ибо житейские дела точно суть узы и змеи. Под делами же дает видеть все хлопоты, сделки, суеты и тяготы житейские. Слова эти внушают: что вяжешь себя? Что вплетаешься в эти обременения и дела хлопотливые? Об одном воинствовании заботься, и таким образом угодишь Христу, избравшему тебя в Свое воинство.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет

Сказал: трудись в благовестии, себя не жалея, как добрый воин Христов; теперь объясняет, кто бывает добрым воином из воинов обыкновенных, чтоб виднее было, что есть и Христов добрый воин. Там тот воин добр, который ничем не связывается, но, будучи от всего свободен, всего себя предает воинским занятиям. И здесь тот добр воин Христов из пастырей, кто всего себя предает благовестию, распространению веры в Него и устроению жизни по Нему среди верующих; все же прочее выбрасывает из внимания, даже мимоходом не касаясь того.

Воин бывая, στρατευομενος, — вступая в воинство, становясь воином, —соглашаясь и решаясь быть воином. Взялся за дело, делай же его как следует. Возложил руку на рало, не озирайся вспять. Под: куплями житейскими, ταις του βιου πραγματειας, — разумеется все житейское, — торговля, промыслы, ремесла, всякие сделки и хлопоты; все это бросает воин. Обязуется, εμπλεκεται, — вплетается или оплетается. «Выразительно сказал Апостол: εμπλεκεται, — потому что житейские дела точно суть узы вяжущие и змеи обвивающиеся и уязвляющие. Под: πραγματειας же дает видеть все хлопоты, сделки, суеты и тяготы житейские. Слова сии внушают: что вяжешь себя? Что вплетаешься в эти обременения и дела хлопотливые? Об одном воинствовании заботься, и тако угодишь Христу, избравшему тебя в Свое воинство» (блаженный Феофилакт). Воеводе, στρατολογησαντι, — включившему тебя в список воинов, избравшему, признавшему тебя достойным сего чина. Два побуждения к бодренному и бдительному пастырствованию даются здесь пастырю. В слове: воин бывая — внушается: принял на себя дело пастыря, пастырствуй же достодолжно, выдерживай, к чему обязывает тебя чин твой и имя твое. В слове: воеводе, — избравшему тебя, внушается: почтен честию, воздай Почтившему тебя действованием по воле Его; получил дар — принеси плод. Труд не мал, но взирай на Того, Кому угодное сотворишь, трудясь. Он есть Господь всяческих. — То и другое выполняется отрешением от житейских забот.

Толкование на второе послание к Тимофею

Амвросиаст (†IVв.)

ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Никто не может служить двум господам (Мф 6:24). Следовательно, житейские занятия по необходимости служат стяжательству… А церковный служитель так предстает перед Богом, чтобы верно исполнять Ему служение, которое обещал, будучи занятым делами Божиими, чуждыми житейским занятиям.

На 2-е послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику

Во-вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на исполнение воли его вождя − Христа.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.3-5  Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

Увещевая к терпеливому перенесению трудов благовестия, Апостол указывает примеры, достойные подражания: в воинской самоотверженности, в ристалищных усилиях и других трудах. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если с царским воином неразлучно злострадание (труд и нужда), так что быть чужду злострадания, очевидно, есть как-бы отчуждение от чина воинского: то и тебе не должно скорбеть, что терпишь труды и неприятности, ибо это неизбежно для воина (Христова); но следует скорбеть, если не терпишь их». В словах о неуместности для воина занятия торговлею, по мысли преосвящ. Феофана, «даются пастырю два побуждения к бодренному и бдительному пастырствованию. В слове воин бывая внушается: приняв на себя дело пастыря, пастырствуй достодолжно, выдерживай, к чему обязывает тебя чин твой и имя твое. В слове воеводе, избравшему тебя, внушается: почтен честию, воздай Почтившему тебя действованием по воле Его; получив дар, принеси плод. Труд не мал, но взирай на Того, Кому угодное сотворишь трудясь. Он есть Господь всяческих. То и другое выполняется отрешением от житейских забот». Об усердии и тщательности участников в состязательных играх блаж. Феодорит пишет: «И (это) подвижничество имеет некоторые законы, по которым подвижникам (атлетам) надлежит подвизаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцев». «Так и пастырю надлежит пастырствовать, не как попало, но с строгою осмотрительностию и разумным ведением, дела; надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных обстоятельств, во всем имея одну цель – побеждение противоборцев видимых и невидимых, чрез водворение света истины, чистоты нравов и благодатного освящения. Как на борца смотрит публика и окружает его почетом за мужество и победу, так и вся паства смотрит на пастыря и благоговеет пред ним, если он неленостно борется с ложью, злонравием и всякою беспорядочностию, и не отступает, пока не одержит победы» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику


Пастырское служение соединено с напряженным трудом и многими неприятностями, как воинская служба. Святой Павел поэтому говорит Тимофею: неси труды благовестия и вообще пастырства, и терпи сопряженные с тем неприятности (в слав. злопостражди), как добрый воин Иисуса Христа. Сколько приходится терпеть хорошему воину и в мирное, а особенно в военное время! Но он все это переносит, ревнуя о воинском звании и желании угодить военачальнику. И ты, говорит святой Павел Тимофею, так же потрудись на своем посту, несмотря на его трудности, как воин, ради угождения своему военачальнику, Иисусу Христу.
Как служит хороший воин, чтобы угодить военачальнику? Становясь воином, он не связывает себя никакими посторонними делами, а со всею готовностью предается воинской службе, чтобы тем угодить воеводе, под властью которого он служит. Так и тот, кто избирает пастырское служение, должен отказаться от всего житейского, а все внимание, всю свою заботу сосредоточить на этом служении, чтобы быть угодным Владыке Господу, своему военачальнику или пастыреначальнику.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible