Скрыть
если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

У язычников их так называемые лжеименные боги не верны в отношении и к бытию, и к обетованиям; потому что они не повсеместны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами собою падают. …В подлинном же смысле единый и истинный Бог всяческих верен; Он - всегда один и тот же, и вещает: Видите ныне, (видите), что Я есть (Втор 32:39) и не изменяюсь (Мал 3:6). Потому и Сын Его верен, всегда пребывает, не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит апостол, когда пишет фессалоникийцам: верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1Фес 5:24). Поскольку творит, что обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в Послании к Евреям означает и неизменяемость, об этом пишет апостол так: Если мы неверны, Он пребывает верен; ибо Себя отречься не может.

Против ариан

Ефрем Сирин, прп. (†373)

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Если не веруем, то этим мы не доставляем Ему никакого затруднения, ибо Он верен пребывает; отречься Себя не может.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Слова: ничего не может творить Сам от Себя (Ин 5:19) - означают только то, что Он не делает ничего противного Отцу, ничего чуждого Ему, ничего несообразного, а это еще более показывает между Ними равенство и совершенное согласие. Почему же Он не сказал, что ничего противного не творит, а сказал: не может творить? - чтобы и этим опять показать неизменность и совершенство равенства. Это выражение означает не бессилие Его, а, напротив, свидетельствует о великой Его силе, подобно тому, как и об Отце Павел в другом месте говорит: в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать (Евр 6:18); а также: если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Беседы на Евангелие от Иоанна


Видишь ли, что выражение: «не может» служит знаком могущества? Но что говорить о Боге? Обращу речь к чувственным, вещественным предметам. Если я говорю, что алмаз не может разрываться, то этим словом: «не может» о слабости ли его свидетельствую, или о величайшей его крепости? Итак, когда ты услышишь, что Бог не может согрешить и не может лгать, не может и отречься от Себя, то под этим словом – «не может» – разумей не слабость, но величайшее могущество, т.е. что Его существо не принимает никакого зла, не доступно ему, чисто и превыше его.

Беседа, сказанная в Великой церкви после того, как епископ сказал поучение на Евангелие

Августин Аврелий, блж. (†430)

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Но поскольку я сказал, что Вседержитель не может только того, чего не желает, пусть никто не сочтет, что я опрометчиво сказал, будто бы Вседержитель чего-то не может. И блаженный апостол говорил об этом: Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Но именно потому Он не может, что не желает; именно потому, что и желать этого не может. Ибо не может праведность желать того, что неправедно, или мудрость желать того, что неразумно, или истина желать того, что ложно.

Проповеди на Книгу Бытия


Бог всемогущ, и поскольку Он всемогущ, Он не может умереть, не может обмануться, не может солгать и, как говорит апостол, Себя отречься не может. Столь многого не может - и всемогущ? А потому и всемогущ, что не может этого. Ибо, если бы Он мог умереть, Он не был бы всемогущим; если бы Он мог солгать, обмануться, обмануть, поступать несправедливо, Он не был бы всемогущим, потому что, если бы это в Нем было, Он не был бы достоин быть всемогущим. Абсолютно всемогущий, наш Отец не может совершать прегрешения.

О Символе Веры

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может. Сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом, не словопретися, ни на куюже потребу, на разоpeниe слышащих. Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины

Верно слово, что избранные получат славное и вечное спасение; но так как некоторые сомневались относительно воскресения, то и нужно было употребить такое решительное утверждение. А что это слово действительно верно, это подтверждается и такими соображениями. Аще бо с Ним (со Христомъ) умрохом… Апостол разумеет здесь смерть духовную – чрез крещение, и телесную – чрез страдания… С Ним и воцаримся. Никто не лишает участия в благах того, кто участвовал с ним и в скорбях, а тем более Христос, – источник благости и человеколюбия. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Затем Апостол заимствует доказательства и устрашает неверующих в воскресение и худыми последствиями их неверия. Подумай, что будет терпеть отверженный Христом. Аще не веруем, Он верен пребывает. Если мы не веруем, что Иисус Христос воскрес, или что Он Бог, то Он однако пребывает верным, т.е. истинным. Сказавши, что Он воскреснет и что Он Бог (а об этом Он часто говорил). Он пребывает верным Себе, потому что Он воскрес и есть истинный Бог. Отречься же от Себя Иисус Христос не может, т.е. что Он не Бог, или что не воскрес. Апостол как бы так говорит: чрез наше отречение Иисус Христос нисколько не изменяется, но остается верным и истинным во всем, что к Нему относится. Он не может отречься от Себя, т.е. сказать о Себе неправду, что Он не воскрес, или что Он не Бог. Возвестивши о Себе это, Он не может сделаться обманщиком и не исполнить того, что обещал. Мы не делаем Его Богом своею верою в Него и неверием своим не лишаем Его божественной природы, но веруем ли мы в Него или не веруем, Он всегда пребывает Богом. Значит, мы сами получаем пользу от того, что веруем в Него. Не может, т.е. невозможно, чтобы Он отрекся. Он верен пребывает. Для нашего же спасения Он требует от нас, чтобы мы признавали Его, так как Сам Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него. - Сия воспоминай. Чтобы кто-либо не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол Павел сказал: сия воспоминай, засвидетельствуя пред Господом. Говорить же, приводя во свидетели Бога, – страшно. - Не словопретися. Так как дело это имеет какую-то приятность и душа человеческая всегда почему-то склонна к состязанию и словопрению, то ты, говорит апостол Павел Тимофею, приказывай не вступать в словопрение, призвавши во свидетели Самого Бога, чтобы слушатели знали, что если они будут пренебрегать этим твоим внушением, то Бог им судья. - Ни на куюже потребу. Постоянно заниматься изысканиями, рассуждениями и спорами не только не приносит никакой пользы, но служит и ко вреду более слабым из слушателей. - Потщися себе искусна, т.е. безукоризненным, поставити пред Богом, делателя непостыдна. Об этом стыде много было сказано. Вероятно, некоторые погибшие люди стыдились евангельской проповеди или потому, что апостолы терпели разные несчастия, и предметом проповеди служил распятый Христос, или потому, что самые проповедники были люди простые, так напр. Павел – делал палатки, Петр и другие были рыбаки. Слова эти можно и так понимать: не посрамись, сделавши что-нибудь худое. - Право правяща (ὀρθοτομοῦντα – право отсекающа) слово истины. Как ножом отсекай излишние и подложные учения, которые погибшие люди примешали к проповеди, и Духом Святым веди народ ко всему правому.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если мы неверны, Он пребывает верен

Если мы не верим, то Он не терпит от этого никакого вреда; Он истинен. Он неизменен, отрекаемся ли мы, или не отрекаемся от Него.

Ибо Себя отречься не может

То есть не может не быть. Не такова Его природа, чтобы Ему обратиться в небытие. Он существует всегда, хотя бы мы не исповедывали Его. Поэтому польза или вред от того, признаем ли мы Его, или отрекаемся от Него, в том и другом случае бывает не для Него, а для нас.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может

Слова сии темноваты. Но будем держать во внимании цель Апостола, и это даст некие лучи в разрежение сей темноты. Апостол доказывает несомненность упования нашего, что прилепляющиеся к Господу верою и любовию улучат спасение со славою вечною. Доказательство сему главное и существенное то, что Сам Господь, умерши, воскрес и пребывает теперь во славе. Поелику верующие в Него бывают едино с Ним, то несомненно — и им принадлежит сия слава, — вечная с Ним жизнь и соцарствование Ему. Но, конечно, не безусловно, а под тем условием, если они пребудут верны Ему, несмотря на предлежащие им страдания и смерть. Ибо если они отвергнутся Его при этом, то и Он отвергнется их. При всем том, однако ж, ведать надлежит, что чрез это обетование славы верующим нисколько не колеблется. Слава сия уже есть, уготована и ожидает только тех, кои бы вступили в нее. Пусть некоторые не вступят, быв достойно отвержены Господом. Но достойные всегда будут иметь возможность вступить: ибо Царство сие открыто и вечно пребудет таким. Даже допустим нечто невозможное,— допустим, что мы все неверными окажемся и, следовательно, достойными того, чтоб быть отверженными и лишенными Царства славы: но Царство сие все же есть и вечно пребудет открытым. Ибо оно совмещено в Самом Господе; почему когда Господь есть, то и оно есть. Господь же всегда есть, следовательно, всегда есть и Царство славы. Господь не может отрещися Себе, — то есть перестать быть Тем, чем Он есть. Не может и Царство славы престать, ибо оно в Нем. Так несомненно верно обетование Царства славы и верен Господь, давший сие обетование. Ибо неверным Ему в сем сказаться есть то же, что перестать быть Тем, чем Он есть. Он восприял в Свое Лицо человечество и, в Себе сочетав его с Триипостасным Божеством, обожил его. Человечество уже осенено Божескою славою; и отменить сего никто и ничто теперь не может. Это и есть обетованная верующим слава. Отсюда черпая, и они облекутся славою.

Можно и другим образом то же изложить. Аще не веруем, ει απιστουμεν, — неверующими бываем, или, уверовав, неверными вере оказываемся. Мы — не все, а некоторые из нас; ибо всех не мог разуметь Апостол, веруя сам в совершенстве и зная многих,— и премногих,— других, верующих так же. Пусть, говорит, некоторые оказываются неверными из верующих и потому отверженными Господом; это нисколько не нарушает обетования Господня о прославлении верующих. Обетование сие поставлено под условие верности. Оказываются неверными — и обетования не получают. Верные же всегда получат его. Господь верен пребывает и к ним, облекая их славою, и к неверным, лишая их оной и отвергаясь от них. Неверие и неверность не Его экономию спасения расстроивают, а вредят неверующим и неверным. Так святой Златоуст: «отречением от веры мы вредим себе, а отнюдь не Богу и не можем вредить Ему. Если же Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него; то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы. Он пребывает одним и Тем же, отрекаемся ли мы от Него или не отрекаемся; отрещися бо Себе не может,— то есть отречься от того, что Он есть».

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть.

Умерли – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю.

Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

 

Терпение злостраданий о Христе, как подражание Ему, поведет к тому же, к чему повели и Его страдания за других, к Царству славы Его. Понятно, что и наоборот – отречение наше побудит Его отречься от нас, ибо он не может изменить Себе, как мы изменяемся. Как у Бога Отца светов нет изменения или перехода в тень, так неизменен и Сын; поэтому Он не может быть с нами и тогда, когда мы отрекаемся от тех светлых начал добра и правды, кои Он возвестил и коим обязывает следовать всех верующих в Него. Преосвящ. Феофан вопрошает: «в каком отношении стоят: умрохом и терпим с одной стороны, и живем и воцаримся – с другой?» И отвечает: «можно думать, что это – два выражения одного и того же. И кто умирает с Господом, претерпевает смерть с Ним; и кто терпит с Ним скорби – то же, что умирает с Ним, в том смысле, что скорби горьки как смерть, и в том, что благодушно терпящий их потому благодушествует, что произволением уже предал себя на смерть для Господа. Равно и имеющий жить с Господом будет соцарствовать Ему, и имеющий соцарствовать Ему будет жить с Ним. То и другое означает вечное блаженство с Господом и в Господе. Два же выражения употребил Апостол для показания одного и того же, чтобы сильнее напечатлеть в уме предлагаемое основание упования нашего, что где Господь, там неотложно будут и верующие в Него истинно; только да будут они в непрерывном общении с Ним все время жизни своей, веруя, и благодатно освящаясь в таинствах, и заповеди Его исполняя». Отречением же от веры, по слову св. И. Златоуста, мы вредим себе, а отнюдь не Богу, и не можем вредить Ему. Если же Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него, то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы. Он пребывает одним и тем же, отрекаемся ли мы от Него, или не отрекаемся; отрешися бо Себе не может, т. е. отречься от того, что Он Он есть».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Пусть, говорит, некоторые из верующих оказываются неверными, и потому отверженными Господом, это нисколько не нарушает обетование Господа о прославлении верующих. Верные всегда получат его. Так, несомненно, верно обетование Царства славы, и верен Господь, давший это обетование. Ибо оказаться Ему неверным в этом, есть то же, что отречься от Себя, перестать быть тем, чем Он есть. Он уже восприял, в Свое личное общение, человечество, и сочетал его, таким образом, в Себе с Триипостасным Божеством, обожил его. Человечество уже осенено Божескою славою, и отменить этого никто, и ничто, не может. Это и есть обетованная верующим слава в Господе Иисусе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible