Скрыть
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Если же кто-нибудь с гораздо большим усердием защищает свое неправое и ложное [дело], чем сочувствует праведному и истинному другого человека, то это происходит единственно от наклонности к самомнению и высокомерию. Это самое провидя, блаженный апостол Павел пишет к Тимофею и научает, что епископу не следует быть сварливым и любителем споров, но учительным и незлобивым. Способен же к учительству тот, кто, будучи сам терпелив, обладает кротостью и тихостью, находясь в обучении. Ибо и епископу следует не только учить, но и учиться; и тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего.

Послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Глупых и невежественных состязаний, коими увлекаются невежественные люди, избегай, ибо они рождают ссоры.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 22-24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым

Не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, не сказано - к братьям только, но - ко всем. И еще: кротость ваша да будет известна: не сказал - братьям, но - всем человекам (Флп 4:5). Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас (Мф 5:46)?

Против аномеев. Слово пятое "О непостижимом"

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 22-26 Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диаволъския сети, живи уловлени от него, в свою его волю

Под юношескими похотями разумеется не один только блуд, но и всякое неразумное пожелание, напр. если кто страстно желает господства или денег: все это бессмысленные фантазии, свидетельствующие об уме еще незрелом. Видишь ли, как и старик может сделаться юношей. - Держися же правды. Под правдою Апостол разумеет здесь чистосердечное и постоянное расположение к возлюбленным чадам… - Любве, мира со всеми призывающими Господа. Доверяй только тем, которые не притворно, не лукаво призывают Господа, миролюбивым, не спорливым, – с такими входи в общение, по отношению к ним держись всего того, о чем здесь сказано. - От чистаго сердца, так как можно призывать Господа и с притворным благочестием. - Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся. Но бывают и разумные изыскания, напр. относительно Священнаго Писания. Почему же Апостол сказал: отрицайся, а не сказал лучше: побуждай их и изобличай? Потому что все это дело не будет иметь добрых последствий: отсюда раждаются ссоры. - Рабу же Господню не подобает сваритися. Рабам Христовым нужно быть миролюбивыми. - Но тиху быти ко всем. Если нужно быть тихим и кротким, то почему же Апостол в другом месте сказал: обличай их нещадно (Тит. 1-13) и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим. 4:12)? потому что и с кротостию можно обличить строже, чем с суровостью. – Учителъну – по отношению к тем, которые желают учиться, а еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3:10). – Незлобиву, с кротостию наказующу противныя. – Суровость еще сильнее ожесточает, а кротость легко убеждает. Кто может быть убежден человеком дерзким, которому увещеваемый часто даже противодействует? Но почему же в другом месте Апостол говорит, чтобы после перваго и второго вразумления отвращаться от еретиков? Ведь и здесь под противными (ἀντιδιατιθεμένους) он разумеет тех же еретиков? На это ответим: от явных еретиков и неизлечимо больных нужно отвращаться, а те люди, о которых здесь идет речь, были только сомневающиеся, – что видно и из последующих слов: Еда како даст им Бог покаяние; так обыкновенно выражаются только о тех, относительно которых еще ничего положительного неизвестно. - С кротостию наказующу. Это весьма необходимо. Часто такого человека, которому уже десять раз давали совет, и который этих советов не слушал, – другой убеждает одним своим советом. Это происходит от того, что и предыдущие десять советов незаметно производили на него свое влияниe. - Еда како даст им Бог покаяние в разум истины. Если так и случится, говорит Апостол, то это дело Божие, а не твоей кротости; приписывая случившееся Богу, он смиряет гордость учителей. - И возникнут от диаволъския сети. Что значит разум т.е. познание истины? То, чтобы освободиться от диавола и незаконных учений к правой вере. Смотри, как Апостол сказал: возникнут (ἀνανήψαι – протрезвятся) от сети диавола, как-будто от опьянения или умопомешательства. Подобно тому, как воробей, хотя он только кончиком ножки зацепился за сеть, уже пойман ею, – так и мы, хотя изменяем даже малейшую частичку в учении, уже действуем в сети диавола. - Живи уловлени от него, в свою его волю. Не даст ли Бог…, чтобы освободились от сети диавола живи уловлени, т.е. увлеченные заблуждением и подчиненные воле диавола. Всех, уловленных лукавым учением, он держит уже в своей воле.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Видишь ли, как апостол везде отклоняет Тимофея от состязаний. Это не потому, чтобы Тимофей не был способен опровергать их; он был способен; но потому, что совершенно бесполезно и вступать в такие состязания. Из них не выходит ничего доброго, кроме ссоры и ненависти. Таких состязаний, говорит, отрицайся, как глупых. Есть другие изыскания, именно, об истинах Писания, которых не следует отрицаться, потому что они не рождают свар. Смотри, как заблуждаются те, которые ссорятся также и при изысканиях относительно Писаний.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О кротком научении противных (2, 23—26)

Приступая ко второму делу благоразумия, в текущих обстоятельствах,—именно чтоб если заставит необходимость вести речь с инако учащими, то вел бы ее кротко (см.: 2, 23 — 26),— Апостол напереди снова поставляет высказанное уже правило бегать споров.

Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары

«Видишь ли, как Апостол везде отклоняет Тимофея от состязаний? Это не потому, чтобы Тимофей не был способен опровергать их; он был способен; а если б не был, то Апостол сказал бы ему: старайся сделаться способным к опровержению их, подобно тому, как сказал: внимай учению: сие бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе (ср.: 1Тим. 4, 16). Но Апостол знал, что совершенно бесполезно и вступать в такие состязания (какие тогда бывали) и что они оканчиваются не иным чем, как ссорою, враждою, оскорблением и злословием. Таких стязаний, говорит, отрицайся» (святой Златоуст). «Эти состязания и самых кротких увлекают в ссору. Неверующие и еретики, крайне нелепым своим противоречием истине, выводят их из себя, и они, рассердившись, высказывают тогда, чего не хотели бы сказать. Те же между тем принимают вид спокойных рассуждателей, будто стоящие на твердых основах (хотя у них при этом сердце кипит против православных). И выходит отсюда нечто невыгодное для истины Божией. Почему Апостол и пишет: лучше не вступать в эти споры. Отрицайся,— говоря как бы: состязаться не наше дело».

Стязаний, ζητησεις,— изысканий. Не всякое изыскание запретно. Почему Апостол и определил, каких надо отрицаться; отрицайся буих и ненаказанных изысканий. Буих, μωρας, — детских, несмысленных, пустых; ненаказанных, απαιδευτους,—невежественных, неназидательных. «Есть другие изыскания, именно об истинах Писания, которых не следует отрицаться, потому что они не рождают свар (а распространяют всеобщее назидание)» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор. XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор. XII:22-25).

Юношеских похотей убегай - т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.23-26  От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

Меры благоразумного отношения к противникам веры состоят прежде всего в сдержанности, которая особенно необходима при суждениях о самых нелепых толках, когда преимущественно легко впасть в негодование, а потом при состязаниях и в ссору, между тем как здесь-то и необходима особенная осторожность, которой всего легче достигнуть чрез уклонение от суждения о том, что и не стоит никакого суждения. По отношению же ко всем Апостол заповедует служителю Божию быть приветливым, назидательным, незлобивым и даже с кротостию вразумлять противников, возлагая надежду на Бога, Который, имиже весть судьбами, может возбуждать в них чувство раскаяния и желание освободиться от уловившего в свои козни диавола, как главного виновника всех восстаний, направляющихся против Господа.

«Состязания и самых кротких увлекают в ссору, – говорит св. И. Златоуст. Неверующие и еретики, крайне нелепым своим противоречием истине, выводят из себя, и они, рассердившись, высказывают иногда, чего не хотели бы сказать... Рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то раб Бога мира как может ссориться?... Самое обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Сильное слово без кротости может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостию, оно возьмет за сердце и победит. Учителю особенно нужно иметь незлобие, иначе все будет тщетно. Никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. Видишь, как должно приступать к желающим научиться! И не нужно оставлять собеседования с ними прежде их убеждения. Нужно только отступать от тех людей, о которых можно точно сказать, что они неисправимы, какие бы меры ни были употребляемы. Надо иметь великое долготерпение. Заметь также, как он научает смиренномудрию. Не сказал: может быть ты будешь в состоянии, но: еда како даст им Бог возникнути; если и произойдет что-нибудь, все принадлежит Господу; ты насаждаешь, ты поливаешь, а Он возращает и устрояет плодоношение». Да и нельзя от сильных сетей диавольских освободиться без помощи Божией. А лжеучение, это – сети диавольские, говорит Апостол. И Сам Иисус Христос сказал, что диавол есть лжец и отец лжи. И когда он говорит ложь, то говорит свое. Люди же часто говорят по влиянию его, как это и было с Иудеями, о которых было сказано, что их отец диавол (Ин. 8:44). «Какое мрачное состояние, попавших в ложь!» говорит наш опытный толковник. «Сетями диавола бывают опутаны они, а думают, что они-то и обладают свободою ума. Враг предлагает уму призрак истины. Ум, полагая, что это – им самим постигнутое высшее ведение истины, увлекается сим призраком и пленяется им. Враг берет добычу живьем и потом заставляет плененных уловлять других и делать зло, прикрывая его видимостию добра» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

23. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24. рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25. с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26. чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю


Святой Павел дает наставление пастырю Тимофею, как ему благоразумно обращаться с лжеучителями, если необходимость заставит вести речь с ними.
«Святой Павел знал, что совершенно бесполезно вступать в такие состязания, какие тогда бывали, и что они оканчиваются не иным чем, как ссорою, враждою, оскорблением и злословием» (Златоуст). Почему? Потому, что эти состязания детски глупы, невежественны, и по предметам, и по способу ведения их. От таких, говорит, сварливых состязаний уклоняйся, и вот почему.
«При состязаниях, если они даже и необходимы будут по обстоятельствам, рабу Божию должно быть далеким от ссор. Если Бог есть Бог мира, то как может ссориться раб Бога мира?» (Златоуст). Что же? Пастырю следует молчать или уступать противнику? Нет. Святой Павел в Послании Титу – пастырю, пишет – обличай со всякою властью (Тит. 2:15), обличай их нещадно (Тит. 1:13). И здесь святой Павел заповедует делать то же, но прибавляет – быть приветливым ко всем, не шумливым, или крикливым и задорливым, но кротким. «Сильное обличение, когда оно делается с кротостью, особенно может трогать. Сильное слово без кротости, может разве только пристыдить, а будучи соединено с кротостью, оно возьмет за сердце и победит» (Златоуст). Для тех, кто ищет вразумления и наставления, пастырь должен быть учителен – учителем добрым и кротким, при этом, не сердиться и не раздражаться, если его учение не приносит тотчас видимой пользы. Слово вразумления, на некоторые души, действует медленно, и только при многократном повторении, вразумляет их. Таким образом, может случиться, что человек, уже готовый убедиться в истине, потеряет все от нашего нетерпения» (Златоуст).
Особенно же, при вразумлении необходима кротость. «Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-либо полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, и хотя готова слушать, но будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. С кротостью, говорит, видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними, прежде их убеждения» (Златоуст). Особенно, ввиду того, что цель такого убеждения, есть спасение души. Может быть, путем кроткого и терпеливого вразумления, можно будет довести душу заблуждающуюся до раскаяния, и тогда Бог доведет покаяние ее до конца, до решения бросить заблуждения, и покорно принять истину как она есть, без всяких сомнений и колебаний. Только тогда они (противники) в состоянии будут освободиться от козней диавола, который оплел ум их ложью – призраком истины, как бы какою сетью, так что они, творя волю его, воображают, что живут и действуют по своей воле.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible