Скрыть
и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит

Отделяются те, которые без Божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями; присваивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства. Дух Святой в псалмах называет их сидящими на собрании развратителей (Пс 1:1); язвою и заразою для веры; людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины; пагубным языком, изрыгающим смертоносный яд людьми, которых слово, как рак, будет распространяться. Их беседа вливает смертоносную заразу в сердце каждого.

О единстве кафолической Церкви

Афанасий Великий, свт. (†373)

и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит

А что теперь пишут, пишут, как уже сказал я, не об истине заботясь, но скорее для забавы, с хитростью делают это на обольщение людям, чтобы рассылкою писем обратить на это внимание народа, самим выиграть время во избежание обвинения и, скрыв свое нечестие, иметь возможность распространять ересь подобно гангрене, которая везде находит себе пищу.

Послание к епископам Египта и Ливии

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

И речь их подобна язве, называемой раком, - или: как эта язва оказывается не поддающеюся лечению, так и они не приобретают здравомыслия от истинной веры; или: как эта болезнь изъедает и истребляет тела, так и эта секта извращает и сокрушает умы. И уже отпали от очевидной истины, каковы суть Именей и Филит. Вопреки истине они научились, и учат и уверяют, говоря, что воскресение уже было и совершилось окончательно, - но не тел, а душ, - и этим веру тех людей, коих основания были шатки, низвращают.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит

Да прекратится злоба нечестивых (Пс 7:10). Приносящий эту молитву явно есть ученик евангельских заповедей; он молится за гонящих (Мф 5:44), прося положить предел и конец злобе грешных, подобно тому, как если бы кто, молясь о страждущих телесно, сказал: да скончается болезнь страждущих. Чтобы грех, как пожирающий огонь в членах, распространяясь дальше и дальше, не занял большего места, пророк молит Бога остановить дальнейшее разливание греха и положить ему предел; молит, ибо любит врагов своих, желает благотворить ненавидящих (Мф 5:44) и потому молится за творящих напасть.

Гомилии на Псалмы

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 16-19 Скверных же тщегласий отметайся: наипаче бо преспеют в нечестие: и слово их яко гангрена жир обрящет: от нихже есть Именей и Филит: иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение уже бысть: и возмущают некоторых веру. Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать cию: позна Господь сущыя Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне

Скверных тщегласий (καινοφωνίας – новогласий). Если привносилось что-либо новое, по новейшему измышлению, в евангельскую проповедь, то оно вообще было скверно и нечисто. - Отметайся (περιΐστασο – значить или избегай, или теснее окружай, чтобы оно задержалось и прекратилось). - Наипаче бо преспеют в нечестие. Если введется какое-либо подложное учение, то оно, говорит Апостол, всегда идет к нелепости и ежедневно получает все большее и большее приращение. - Яко гангрена. Гангрена – это гнилая рана, то место, на котором она появилась и распространяющая гниль; некоторые называют ее раком, или рожею. - От нихже есть Именей, т.е. из числа тех, которые привносили скверный новые учения. - Иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение… (Феодорит). Воскресением эти злосчастные люди называли преемство чрез рождение детей и некоторых обольстили этим так, что они отступили от апостольского учения. - Яко воскресение уже бысть. Хорошо Апостол выше сказал: наипаче бо преспеют в нечестие. Смотри, сколько зла вытекает из того, что они говорят, что воскресение уже было? Мы лишаемся второго пришествия Христова, а что может быть горестнее этого? Нет ни воздаяния, ни наказания; лживым представляется и Христос, возвестивший нам об этом, и многое тому подобное; как, например, аще мертвии не востают, то ни Христос воста (1Кор. 15:16), и не воссядет Он на престол, как Судия живых и мертвых (Деян. 10:42). – И возмущают некоторых веру, простейших и слабейших. Разрушается вера слабейших, а твердое основание Божие (т.е. верующие, вера которых не может быть разрушена) стоит, имея такую печать, такой признак: позна Господь сущыя своя. От века было ведомо Богу, что они всецело будут преданы Ему и не изменны. Признаком того, что Господь познал их, служит то, что они не развратились и не отступили от благочестия. И да отступит от неправды. Другой признак: да отступит от неправды (от заблуждения в догматах) всякий именующий имя Господне, как должно именовать. Не отвращающиеся от веры, говорит Апостол, твердо стоят как своего рода живые столпы, нося эти надписи на своих делах.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А непотребного пустословия удаляйся

То есть убегай. Святой Иоанн Златоуст под пустословием – κενοφωνία везде дает разуметь новые сечения - καινοτομίας в учении и в последующих ему. Некоторые же вместо удаляйся – περιίστασο читают: περισσωσίστασο – больше обращай внимание на то, чтобы остановить и задержать их. Это не так.

ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться

Неудержимое, говорит, это зло и не допускает врачевства: оно заражает все, и люди неисправимы.

Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

Хорошо сказал выше: еще более будут преуспевать в нечестии. Казалось бы, в том только и заключается зло, что говорят о воскресении. Однако, отсюда происходят большие последствия. Ибо если воскресение уже было, то уничтожен и суд, и воздаяние, и добрые насладились печалями и скорбями, а злые наказаны утопанием в удовольствиях. Какая же нужда держаться добродетели, если таковы воздаяния? Не сказал: всех людей, но: некоторых, то есть слабейших. Посему прибавляет и следующее.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И слово их, яко гангрена жир обрящет: от нихже есть Именей и Филипп

Их — указывает на лица, именно на тщегласников, или изобретателей и распространителей новшеств в вере. Почему и выше при слове: преспеют — их же надо иметь в мысли, хотя там можно помышлять и о тщегласиях и новизнах, потому что и о них уместно говорить: преспеют. — Гангрена — рак, болезнь, которая, зародившись в одном месте, начинает повреждать соседние части и не стоит уже на одном, а все более и более съедает тело, пока все его не съест. Жир — νομην,— пажить, пастбище. Гангрена уподобляется жадной скотине, которая, нашедши поляну с сочною травою, жадно начинает пожирать ее и не отходит, пока всего не пожрет. Так и рак будто пажитию своею имеет мягкие части тела и пасется на них, поядая их, пока все тело не объест. Обрящет, εξει,—иметь будет. Так что есть этот рак для тела нашего, в которое внедрился, то есть и слово новшеское для тела Церкви или для корпуса учения истинного, для совокупности истин Божиих, когда оно допускается в среду их: один член Церкви за другим будет повреждать и одну истину за другою извращать, пока всех не повредит и все истины не извратит. Члены Церкви и самые истины Божий будут для новшеского слова будто пажить, которую оно жадно будет пожирать, пока всей не пожрет. Блаженный Феодорит пишет: «гангрена есть болезнь, непрестанно распространяющаяся и повреждающая здоровые части в теле. Ей уподобил Апостол предприемлющих учить тому, что противно истине; потому что растлевают нередко и свободных от болезни». Достаточно этого сравнения для пастыря, чтоб возгореться ревностию противостоять всякому новому учению. Святой Златоуст говорит: «это — неудержимое зло, которое не может быть остановлено врачеванием, но заражает все. Апостол внушает, что καινοφωνια,— новогласие, новые учения, есть болезнь, и даже хуже болезни; выражает также неисправимость подобных людей; они заблуждаются не случайно, а произвольно (не отвне зараза, и из них самих) и потому совершенно неисправимы».

От нихже есть Именей и Филит О Филите ничего не известно. Об Именее поминается в Первом Послании (см.: 1Тим. 1, 20), что он вместе с Александром предан сатане, да научится не хулити. Они были, конечно, известны святому Тимофею; потому не настояло нужды много говорить об их личности, и Апостол, выставив их имена, поспешает указать их главное заблуждение, — что для нас драгоценно.

Толкование на второе послание к Тимофею

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-18 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным - правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. I:8) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: верно преподающим… (правильнее: прямо разрезающим - orqotomein - слово истины).

Они еще более... т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут (prokoyousin) - в область нечестия зайдут (asebeiaV - вин. множеств, числа, как определение дальнейшей ступени лжеучительства).

И слово их как рак… От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей.

Именей - см. 1Тим. I:20.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 16-17  А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,

и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит

Снова отвращая от словопрений и показывая вредоносное их влияние, чрез сравнение с болезнию рака, Апостол указывает наглядный пример в пагубных действиях такого рода Именея и Филита, об одном из которых Апостол говорил в первом послании (1:20), как отлученном от Церкви вместе с Александром за богохульство. Здесь это хуление определяется частнее, как введение новшеств. «Это – неудержимое зло, которое не может быть остановлено врачеванием (подобно гангрене = раку), но заражает все», говорит св. И. Златоуст. «Апостол внушает, что новогласие, новые учения есть болезнь, и даже хуже болезни; он выражает также неисправимость подобных людей; они заблуждаются не случайно, а произвольно, а потому совершенно неисправимы». К сему преосв. Феофан присовокупляет: «гангрена уподобляется жадной скотине, которая, нашедши поляну с сочной травой, начинает жадно пожирать ее и не отходит, пока всего не пожрет. Так и рак будто пажитию своею имеет мягкие части тела и пасется на них, пока все тело не объест. Что есть рак для тела нашего, в которое он внедрился, то есть и слово новшеское для тела Церкви, для совокупности истин Божиих, когда оно допускается в среду их: один член за другим будет повреждать и одну истину за другою извращать, пока всех не повредит и все истины не извратит. Члены Церкви и самые истины Божии будут для новшеского слова будто пажить (как для рака жир), которую оно будет жадно пожирать, пока всей не пожрет».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


Ст. 17-18      Таковы Именей и Филит, 
которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру
.

Учение еретиков Именея и Филита заключается в превратном толковании о воскресении мертвых, которое, по объяснению одних, – они признавали в духовном изменении, а по объяснению других – в рождении детей, т. е. в смысле бессмертия в роде и поколении, о каковом бессмертии и ныне думают многие свободные мыслители, отрекаясь от христианских верований и ожиданий. Очевидно, имея в виду сии и подобные толки о воскресении, Апостол подробно говорил о нем в 1-ом послании к Коринфянам, восклицая: аще мертвии не восстают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера наша (15:16–17). Об еретиках этого рода свидетельствовали древние церковные писатели, наприм. св. Ириней, еп. Лионский (в соч. против ерес., кн. 2, гл. 31), Тертуллиан (в соч. о воскресении, гл. 19, против Маркиона). Ефесские же еретики могли быть родоначальниками этих еретиков, ибо вопрос о воскресении мертвых для язычествующих умов всегда был предметом недоумения и своеобразного толкования. Св. Иоанн Златоуст писал о сем: «если воскресение уже было, то отсюда для нас не тот только вред, что мы лишились великой славы, но уничтожаются и суд и воздаяние; добрые не получили вознаграждения за скорби и страдания; а злые не наказаны. Если же Христос не восстал, то и не рождался и не восходил на небеса (ибо не для чего). Видишь ли, как противление, по-видимому, одному только учению о воскресении влечет за собою много других последствий!» «Сии злосчастные, – пишет блаж. Феодорит, – преемство родов вследствие чадородия называли воскресением». «Непостижимо, как самые нелепые учения прилипают к уму и держатся им крепко!» восклицает наш знаменитый толковник (преосв. Феофан). Можно гадать, что по-ихнему и бессмертия нет, как и нынешние материалисты под бессмертием разумеют память в потомстве за дела. Есть ныне представители понятия воскресения и в духовном смысле, в смысле духовного видоизменения, так что и повести о сем дано название «Воскресение». Достойно еще замечания, что один иностранный христианский писатель написал недавно драму под заглавием: «Когда мы мертвые воскресаем?»

Как старые заблуждения сходятся с новыми! Не должно ли вразумить это современных проповедников старых басен языческих?

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17. и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18. которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру

 

Все, несогласное с истинной верой, Богом Самим засвидетельствованной, святой Павел называет нечистым, и все оскверняющим тщегласием – пустозвонством. Всего такого, наказывает он Тимофею, устраняйся, но не оставляй его без внимания, а огради его словом истины, пресеки ему дальнейший ход и распространение между христианами, иначе оно еще более будет преуспевать в нечестии. Их лжеучения подобны болезни – гангрене (слово их – рак), которая, когда зародится в организме, быстро станет распространяться в нем, разъедая орган за органом, пока не разрушит всего организма. Так же и лжеучения, постепенно заражая членов общества христианского, грозят заразить все тело Церкви. И опасно это тем особенно, что зараза идет не совне, а изнутри, из самого же общества христианского, что святой Павел подтверждает примером двух лжеучителей, из христиан – Именея, которого он лично, бывши в Ефесе, предал сатане, чтобы он научился не богохульствовать (1Тим. 1:20), и Филита, о котором больше нигде ничего не говорится, и указывает главный пункт их лжеучения. Они, вопреки истине, учат, что воскресения мертвых, ожидаемого христианами в будущей жизни, с открытием Царства славы и жизни вечной, не будет, потому что оно уже было, или есть, в настоящей жизни.
В чем же оно состоит? В том, что дух человека, под влиянием учения христианского и благодати Святого Духа, возрождается к новой, святой жизни. Это, будто, и есть воскресение, которое обещано Господом. А телесного воскресения не будет, ибо тело, есть произведение злого начала. Но Христос и Апостолы, говоря о воскресении духовном, говорят и о телесном воскресении, которое будет во второе пришествие Господа Христа на землю, когда вполне откроется Его славное Царство, в котором будут блаженствовать праведные, не терпя более скорбей этой земной жизни, а все грешники изгнаны будут из него в царство тьмы. Таким ложным учением о духовном воскресении здесь, на земле, лжеучители, в некоторых простейших и слабейших, возмущают – совершенно уничтожают веру, которая зиждется на уповании жизни вечной.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible