Скрыть
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело

Итак, если кто пожелает и очистит себя от чуждых тех слов, коим учил, - тот будет после сего сосудом почетным, освященным и благопотребным Владыке своему, уготованным не для извращения умов, но на всякое дело доброе уготованным.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело

Невместимый Бог мог через плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы собственным Своим страданием даровать нам бесстрастие. …Ибо Сам, связав сильного, расхитил вещи его (Мф. 12:29), то есть нас, которых крепкий [сатана] употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами благопотребными Владыке, через уготовление того, что зависит от нас, на всякое доброе дело.

О Святом Духе

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело

Ясно, что очищение происходит добровольно. Ибо кто будет, говорит апостол, чист от сего... Отвечает же этому подобное соответствие, что… если не очистит, тот будет сосудом не в чести, бесполезным для Владыки, достойным сокрушения.

Изложение веры

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 20-21 В велицем же дому не точию сосуди злати и сребрени суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен, и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован

Есть еще и теперь такие, которые удивляются, почему люди злые не погибают. На это мы отвечаем. Подобно тому как в большом доме есть различные сосуды, так и в миpе есть различные люди. Но не Бог сделал их злыми, иначе каким образом они могли бы очистить себя от зла? Между тем сейчас же высказывается это самое побуждение тем, которые сами себя довели до такого состояния. - Ови убо не в честь, т. е. деревянные и глиняные сосуды. - Аще убо кто очистит себе… Если быть глиняным считается позором и нечистотою, то почему же сам Павел об Апостолах сказал: имамы же сокровище cиe в скуделных сосудех (2Кор. 4:7)? На это нужно сказать следующее: там идет речь об одной только телесной их природе, не как о нечистой, а как о происшедшей из земли и глины, из которых делаются сосуды; можно, значит, понимать там слова – скудельные сосуды в сравнении с тем сокровищем, которое находится в них, – а здесь Апостол рассуждает о добродетельных и порочных людях, называя порочных – глиняными, а добродетельных – золотыми; такие люди по собственной воле могут изменяться, и к добру, и к злу. – Будет сосуд в честь. Сосуды глиняные и золотые такими же всегда и остаются в доме, а люди, подобные глиняным сосудам чрез усердие могут сделаться подобными золотым, подобные же золотым чрез небрежность могут уподобиться глиняным. Итак, если кто, говорит Апостол, очистит себя от всего того, что свойственно людям, уподобившимся деревянному и глиняному сосуду, если не будет иметь никакой свойственной им нечистоты, тот будет благопотребен Владыке, а те – разумеется – не благопотребны. - На всякое дело благое уготован. Если теперь не вполне благоприятное время для делания, то нужно однако быть способным и готовым перенести гонения, всякия скорби и даже мучения.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным

Видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, как думают манихеи, а от нашей воли? Ибо каждому возможно очистить себя, то есть совершенно освободить от глиняного и деревянного и утвердить в себе золотое и серебряное произволение. Павел был глиняным, но стал золотым. Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Итак, если глиняные сосуды унижаются, то как апостол говорит в другом месте: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2Кор. 4:7)? Там он говорит о природе нашего тела. Ибо как глиняный сосуд есть не что иное, как обожженная глина, так и тело наше, есть не что иное, как земля, скрепляемая теплотой души. Здесь же апостол говорит о свободном произволении.

И благопотребным Владыке

Итак, глиняные сосуды негодны для руководственной цели Господа Бога, Который хочет, чтобы все спаслись, хотя, как сказано, эти сосуды и представляются пригодными для иного употребления.

Годным на всякое доброе дело

То есть хотя бы и не настало время делания, однако он будет пригоден и готов даже на мученичество или девство.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован

Здесь и причина указывается, по коей благость Божия благоволит терпеть вместе с добрыми и худых, как в Церкви, так и во всем мире, подобно хозяину, терпящему в доме и хорошее и худое. Хозяин терпит и худое, потому что оно пока к чему-либо гоже, не имея надежды, что оно станет хорошим; Господь же терпит не по этому одному, но особенно потому, что свободная тварь, неверующая и худо живущая, может прийти в себя, опомниться и измениться на лучшее. «Сосуды,— пишет Феодорит,— осудила сама природа (если они не в честь), а людей честными или нечестными соделала воля». Но сия воля, сейчас неисправная, сейчас же может измениться в исправную. «Выбор лучшего зависит от нашей решимости» (блаженный Феодорит). Решится худой с Божиею помощию — и начнет быть хорошим. Сего-то момента ожидая, благость Божия щадит неверующих и недобрых и удерживает готовую покарать их правду Божию. Это и разумеет Апостол, говоря: аще кто очистит себе от сих. — От сих — от того, что делает его похожим на сосуд не в честь, от страстей и грехов. Очистить себя — значит: сознать худобу худого в себе, отвратиться от него, положить твердое намерение не делать его более и, исповедав то духовному отцу, получить разрешение и потом уже не допускать себя впадать в ту же вину. Утвердившийся в сем, чистом от всякого худа, образе жизни, внешней и внутренней, уже не будет походить на сосуд в доме, который не в честь, но станет сосудом в честь, благопотребным и гожим на всякое доброе дело — и, кроме того, освященным,— станет некако священною вещию,—как и в самом деле есть: ибо он тогда не прост будет, а благодатию преисполнен и Бога в себе носить будет. Сего ради изменения и поступления, вместо бесчестного, в такое светлое состояние и терпятся худые. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, а от нашей воли? В природе глиняный сосуд не может сделаться золотым и золотой не может сделаться столь низким, как глиняный; а здесь (в душах людей) бывает великая перемена и превращение. Павел был глиняным сосудом, но стал золотым; Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Таким образом, нечистота делает людей глиняными: прелюбодей, корыстолюбец суть глиняные».

Что значат в применении слова: сосуд освящен, благопотребен, на всякое дело уготован — можно не пытаться определять в частности. Обще же они значат, что верою и благодатию очистившийся от всего худого, нечистого и страстного, и предавший себя вседействию Божию соделывается в руках Божиих орудием, благопотребным к исполнению промыслительных Его действий о мире и человеках. Умеет таковой внимать и слышать разумно в сердце своем Божий веления и потом, не щадя живота, исполнять их. Почему в действиях своих он всегда попадает на след воли Божией: что всего драгоценнее для всякого христианина, тем паче для архипастыря.

Так как такого рода состояние делает достигшего его наиблагоразумнейшим; то можно положить, что речь Апостола с 19-го стиха указывает путь к достижению благоразумия, о коем он начал давать архипастырю уроки с 14-го стиха. После сего следующий, 22-й, стих будет иметь значение заключительного предостережения от того, чем можно потерять сей дар, и указания на то, чем он обезопашивается и укореняется.

Толкование на второе послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор. XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор. XII:22-25).

Юношеских похотей убегай - т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Толковая Библия

Изречения отцов

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело

Брат спросил авву Пимена, говоря: «Почему бесы склоняют мою душу завидовать тем, кто стоит выше меня, и презирать тех, кто ниже меня?» Говорит ему старец: «Об этом апостол сказал вот что: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные,( 2Тим. 2:20) и если кто очистит себя от всего такого, то он будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Высказывания отцов

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19-21 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа.
А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Благостояние Церкви Божией незыблемо. Оно находится в руках Господних, а Он знает верных Ему, и потому их судьба безопасна. И напротив: гибельна участь отступников от Христа, а потому они должны поспешить оставить свои заблуждения.
Что же касается того: почему в Церкви бывают уклоняющиеся от полноты истины, то о сем Апостол судит милостиво, сравнивая духовную разность членов Церкви с разностию сосудов у богатого домовладыки, у которого бывают разные по цене и достоинству сосуды для различного употребления – высокого и низкого, святого и скверного, почему честь им разная бывает. Так разная честь будет от Домовладыки-Господа различно служащим великому делу домостроительства спасения людей.

«Твердые души стоят твердо и непоколебимо, – говорит св. И. Златоуст. На их делах начертаны такие слова, что Бог знает их; подобно тому, как на камне делается надпись, чтобы она была признаком его, – эта надпись у них выражается на делах. Признак этой печати – не делать неправды. Итак не будем лишать себя этой царской печати и знака, дабы нам не остаться не запечатленными и непрочными, но стоять на основаниях твердых и не увлекаться. Вот признак людей, принадлежащих Богу  удаляться от неправды! В природе глиняный сосуд не может сделаться золотым, а здесь (в духовной жизни) бывает великая перемена и превращение. Павел был глиняным сосудом, но стал золотым; Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Таким образом нечистота делает людей глиняными; прелюбодей, корыстолюбец суть глиняные». «Апостол уподобил сосудам золотым – сияющих благочестием и добродетелию; серебряным же – при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую; деревянным и глиняным – живущих в злочестии и лукавстве. Выбор лучшего зависит от нашей решимости» (блаж. Феодорит).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

20. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело


Как в большом доме бывают вещи золотые и серебряные, бывают и деревянные, и глиняные, и одни из них обращаются на почетное употребление, а другие на непочетное, так и в Церкви, в великом и славном доме Божьем есть лица, блистающие добродетелями, подобно золоту и серебру, и есть лица, отвечающие дереву и глине. Первые – достойны почтения, а последние не имеют никакой чести. Апостол не говорит, кто первые и кто последние, но указывает причину, почему Бог благоволит терпеть в своей Церкви, вместе с добрыми – истинными христианами, и худых, только по названию христиан. В доме хозяин терпит и худые сосуды до тех пор, пока они гожи на что-нибудь, хотя бы и низкое, конечно не ожидая, что они когда-нибудь понадобятся для почетного употребления. Господь же в Церкви Своей терпит худых христиан, может быть, и потому, что они на что-нибудь и теперь пригодны, а главное, потому, что свободная тварь, неверующая и худо живущая, может прийти в себя, опомниться и измениться к лучшему. Это и разумеет Апостол, говоря: кто будет чист от сего – от того, что делает его похожим на сосуд не в чести, от страстей и грехов, тот будет сосудом почетным, освященным благодатью Святого Духа в таинствах, и будет нужен Владыке Господу, и годен на всякое доброе дело. Поэтому-то Господь и терпит в Своей Церкви и грешников, ожидая исправления их.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible