На вопросы отвечает протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества Православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, профессор, доктор медицинских наук.
Отец Сергий, среди ошибок постящихся встречается утверждение: в пост ничего нельзя, буду на воде с хлебом. Чем это опасно?
— В моей практике такие случаи были. Они связаны с высокоумием, тщеславием и гордостью людей. Всегда такие случаи заканчиваются тем, что человек досрочно прекращал поститься, сил у него не хватало, бывало, когда у человека начиналось даже умопомешательство или срывался обмен веществ, и все заканчивалось болями и госпитализацией плюс развитием разных неотложных состояний. Есть люди, которые постятся на воде с хлебом, но они в такую меру приходят постепенно, на протяжении ряда лет под контролем своего духовника, который соразмеряет духовный, душевный и телесный компоненты в жизни постящегося. Обычно для новоначальных — это самый простой пост, а по мере того, как человек воцерковляется, духовник соразмеряет его духовно-телесные возможности с той мерой поста, которая должна быть ему благословлена.
Есть медицинское объяснение, почему человек становится раздражительным, если не поел своё любимое блюдо?
— Действительно, когда человек не съел свой дежурный бутерброд или шоколадку может появиться раздражительность во время поста. Она имеет физиологическое объяснение, которое связано с тем, что у человека развивается гипогликемия, то есть пониженный уровень сахара в крови. Когда развивается такое состояние, у человека по мере усугубления начинает появляться раздражительность. Не зря же говорят, что голодный человек – злой человек. Поэтому необходимо знать свою меру, чтобы не доводить себя до такого состояния. Лучше немного съесть, чем гавкать на людей плохие вещи. В то же время, когда люди цитируют известную фразу: «Лучше есть мясо в пост, чем кушать людей» — это прикрытие своего нежелания поститься. Нужно учиться и людей не кушать, и пост не нарушать.
Некоторые говорят, что им нужен белок, поэтому они едят в пост мидии, креветки. Правильный ли это подход с духовной и медицинской точки зрения?
— Да, действительно во время поста возникает белковое голодание. Все зависит, насколько здоров человек, есть ли у него заболевания крови, анемия, то есть соответствующие диагнозы, поставленные врачами, которые не предполагают белкового голодания. Есть люди, у которых диагностирован остеопороз, поэтому не предполагается пост с исключением пищи, обогащенной кальцием. В таких случаях, когда человек заменяет обычную непостную белковую пищу морепродуктами, рыбой (если это показано врачами), ест творог и сыр (опять же показано врачами), это не является нарушением поста. Подчеркну, что трафаретного ответа на этот вопрос нет. Каждый постящийся человек должен согласовать особенности своего поста со своим духовником. И выработать ту меру, которая не приведет к разрушению организма и ухудшению хронического заболевания. Как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Пищу употребляйте, во славу Божию, могущую укреплять ваш телесный состав, положенную уставом Церкви, приличествующим временам мясоястий и постов; не слушайте советующих вам противное — удаляться пищи и пития»
Правильно ли на постный стол ставить колбасы, котлеты, йогурты из сои?
— Использование заменителей непостной пищи является своего рода обманом для организма. Вкусовые свойства продуктов из сои напоминают мясной, молочный продукт. Но следует понимать, что соевые продукты не всегда полезны для организма. И рекомендуется их использовать не чаще чем 2-3 раза в неделю. Если использовать чаще, это может привести к неблагоприятным изменениям поджелудочной железы. Также следует помнить о том, что есть люди, спокойно относящиеся к отсутствию мяса, а есть категория людей, которых называют мясоедами. Они с трудом переносят пост. Поэтому использование соевых продуктов может быть временной мерой для таких людей. И это определит духовник.
Пост – с одной стороны, ограничение, а с другой – должны быть силы у верующего…
— Во-первых, пост — это не ограничение, а добровольное воздержание от непостной пищи ради Христа и послушания Церкви. Тогда благодать Божия помогает человеку, как говорится в одном из песнопений «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, и хотящий понести крест Христов побеждает собственное естество». То есть, у постящегося должны оставаться силы молиться, ходить на работу, исполнять свои служебные и семейные обязанности, участвовать в богослужении, решать физические и умственные задачи. Если этого не происходит, значит постящийся взял завышенную меру поста. Он должен согласовать эту меру со своим духовником, исходя из реальности своей жизни.
Как врач и священник, как посоветуете определить границу, чтобы «Болезнь болезнью, а пост постом» и в тоже время не навредить здоровью?
— Напоминаю Святоотеческое правило: больные освобождаются от поста. Есть определенные апостольские установления по этому поводу. В том числе для беременных, кормящих грудью: они освобождаются от поста на все время беременности и грудного вскармливания.
Какое здесь заболевания — рак, анемия, нарушения ЖКТ или сердечнососудистой системы — никакого значения не имеет. Если хронический больной хочет поститься, то мера воздержания его может быть очень скромной. Например, не вкушать только мясную пищу или вкушать мясную пищу два раза в неделю. Когда ко мне приходят люди и говорят, что они очень больные и не ходят в церковь, потому что не могут поститься, я им отвечаю: у меня полхрама инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями. И все они постятся. Кто не может поститься телесно, тот постится духовно. Кто-то меньше говорит, например. А дети не вкушают сладости в течение недели. Есть люди, у которых аллергия на все продукты кроме мяса, и, вкушая мясные продукты во время поста, пост не нарушают. Для любого больного человека, который хочет поститься, можно найти его индивидуальную меру воздержания. Все же зависит от желания. Но повторюсь, если человек несет крест болезни и благодарит за эту болезнь Бога, это заменяет ему подвиг поста. Воздержание призвано усмирить плоть человека, а болезнь своим действием через страдания в теле уже оказывает это действие.
В житиях святых часто встречаем, что мама будущего святого во время беременности особо строго постилась и родила здорового ребенка. Как правильно беременным и кормящим соблюдать пост, какие допустимы послабления, с чем они связаны?
— То, что мама будущего святого во время беременности особо строго постилась, это ее личное решение. Кроме того, у каждой женщины, предполагается, есть свой духовник, который соразмеряет глубину веры женщины и крепость рода. Поэтому если женщина строго постилась и родила здорового ребенка, в этом ничего особенного нет. Господь по ее вере и молитвам благодатью Божией способствовал, чтобы никаких нарушений развития ребенка в утробе матери не произошло. То есть одно другому не противоречит. Всегда из одного правила есть какие-то исключения. Но подчеркну, что это исключение. Согласно апостольским правилам, женщина, которая зачала ребенка, носит его в утробе, а также женщина, которая кормит грудью своего ребенка, освобождается от поста. Эти послабления связаны с медицинскими моментами. Для формирования органов и систем ребенка, формирования костей женщина должна вкушать те продукты, которые будут этому способствовать. Для центральной нервной системы необходимы те продукты, которые содержат фосфор (рыба), для формирования костной системы – те продукты, которые содержат кальций (сыр, творог). При этом надо помнить, что злоупотребления какими-то продуктами, то есть несоблюдение разумности при потреблении пищи, тоже может привести к определенным нарушениям. Например, избыток кальция в организме, может привести к тому, что у плода может наступить ранняя кальцинация костей, что приведет к трудным родам. А избыточное потребление цитрусовых фруктов в некоторых случаях давало осложнение на конъюнктиву глаз ребенка. Это фиксируется акушерами женских консультаций, которые следят за здоровьем матери и ребенка. Поэтому как недоедание соответствующих продуктов, так и переедание или неправильное однобокое их использование, может привести к тому, что женщина родит нездорового ребенка. Будущим матерям советуют вкушать те продукты, которые не будут негативно отражаться на здоровье ребенка. И кормящим мамам важно знать, какие продукты будут вызывать у ребенка аллергические реакции, метеоризм и т.д. Они должны советоваться с более опытными женщинами и пользоваться теми рекомендациями врачей, которые не приведут к тому, чтобы дети во время кормления грудью мучились и у них происходили различные нарушения.
А что касается самих беременных или кормящих?
— Мы поговорили о ребенке. Но также и у женщины, которая вынашивает малыша, организм претерпевает определенные изменения. И если женщина неправильно питается, мы ранее говорили о кальции, то по окончании беременности весь кальций, который у нее есть в организме, будет использоваться ребенком, как строительный материал. И подобное произойдет и с другими микроэлементами. Поэтому у неправильно постящихся мам в послеродовом периоде, когда заканчивается кормление грудью, возникает необходимость обращаться к стоматологу. И выходит, что два, три, четыре, а то и восемь зубов оказываются в кариозном состоянии и требуют санации. Поэтому все надо делать с рассуждением, пользуясь медицинскими рекомендациями и теми духовными правилами, которые нам дала Церковь.
Посоветуйте, как правильно составить детям рацион питания. Стоит ли в постную кашу что-то добавлять? Можно ли давать соевое, миндальное молоко?
— Можно давать и соевое и миндальное молоко, если у них нет аллергии на эти продукты. Также можно добавлять в кашу и отруби, и сухофрукты, и орехи, если это не будет приводить к проблемам ЖКТ. Безусловно, это усилит, увеличит калорийность пищи. Обычно детям даются определенные послабления на время поста. И здесь нет готовых рецептов, потому что все зависит от возраста ребенка, его телосложения, и от возможностей родителей. В семье обычно мама готовит общий стол для всех и дети должны есть то же, что едят и родители. Только в их рацион добавляется та пища, которая необходима им в данный момент возрастного развития. В любом случае и молитвенные правила, и меру поста определяет духовник. Здесь необходимо советоваться с тем священником, который постоянно окормляет эту семью. Обычно больше внимания обращается не на постную или непостную пищу, а на то, чтобы дети во время поста меньше занимались развлечениями, если они пристрастны к конфетам, различной вкусной пище, то их подвигом является воздержание от сладостей. Я помню 4-летнего ребенка, который на весь пост отказался от конфет. Я его спросил, почему он так сделал. На что он мне ответил: «Я же должен проявить подвиг. Мой подвиг в этом».
Поэтому варенье, печенье, конфеты, развлечения – это то, что для ребенка может принести духовную пользу, если он от этого воздержится.
Порой дети серьезнее взрослых относятся к посту…
— Надо обратить внимание, не является ли желание ребенка поститься серьезнее, проявлением начинающейся гордости. Мама одного мальчика подошла ко мне и сказала, что ребенок хочет строго поститься, а ему нужно пить молоко в связи с его заболеванием. Когда я сказал мальчику, что он будет делать, как сказала мама, и по субботам и воскресеньям будет использовать молочную пищу, то у ребенка появилась агрессия. Он начал махать руками, кричать на маму, и грубо разговаривать со мной, как со священником.
Из этого стало понятно, что ребенком двигала гордость, это было демоническое воздействие на ребенка, оно оказывается не только на взрослых, но, и как мы видим, и на детей.
Поэтому, если ребенок хочет сделать что-то серьезнее, надо сначала испытать, что движет ребенком. Если ребенок не смиряется и не принимает решение родителей и благословения священнослужителя, то такому ребенку категорически нельзя поститься строго, потому что это принесет ему духовный вред и укрепит его в гордости.
Бытует мнение, что во время поста без скоромного человек не наедается и в результате увеличивает свою порцию. Это субъективное мнение, самовнушение? Как с этим бороться, чтобы и в хорошем настроении остаться, и норму соблюсти?
— Если есть гречку или овощи с небольшим количеством картошки, то во время поста человек может съесть немного больше. Но овощи, если увеличить за их счет порцию, не принесут большого вреда постящемуся. И если он не наедается, в этом поначалу большого греха нет. Когда постящийся ест каши, то есть употребляет углеводы, то, конечно, это может привести к тому, что за время поста он прибавит в весе. И такое питание не пойдет ему на пользу. Но все зависит от возможности той или иной семьи, того или иного прихода, того или иного монастыря.
Здесь уместно вспомнить высказывания праведного Иоанна Кронштадтского. В своей книге о посте он говорит, что поначалу постящимся сложно, а потом, оказывается, по мере того, как человек постится, что он не нуждается в том количестве пищи, которое у него было в непостное время. Он как бы восклицает и благодарит Бога за то, что Господь своей благодатью укрепляет постящегося при меньшем количестве пищи и помогает сохранять ту же телесную крепость и работоспособность. Напомним, что дело не только в продуктах, но и благодати Божией, которая помогает постящемуся человеку. И если бы в непостное время ему бы не удалось проявлять такое воздержание, то благодаря особому благословению Божиему, воздействию благодати Божией через благословение священнослужителей постящийся человек укрепляется. Благодать Божия делает так, как об этом говорится в церковных богослужебных текстах: побеждается естства чин, то есть меньшее количество пищи дает возможность при Божием благословении и воздействии Божественной благодати вести активный образ жизни. Это подтверждают и церковные патерики, потому что люди, выдающиеся в отношении поста, монахи, подвижники, вкушали пищу иногда один раз в неделю, иногда вкушали и один раз в 40 дней, но мы понимаем, что это физиологически невозможно. При этом они сохраняли ясность сознания, работоспособность и делали все, что им положено по послушанию. Значит, не пища их укрепляла, а действие благодати Божией. Из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что она ушла в пустыню с тремя хлебами, и этими тремя хлебами питалась до того самого времени, пока не встретила преподобного Зосиму. Значит, много лет этой пищи ей хватало, все остальное восполняла благодать Божия. Поэтому постящимся, которые серьезно относятся к посту, надо укрепляться верою о том, что Господь укрепит его на подвиги поста. Здесь нет субъективного мнения, самовнушения. Чтобы в хорошем настроении оставаться во время поста, нужно учиться доверять Богу. И зная свою меру, при которой остаются силы трудиться, вести активный образ жизни, выполнять свои обязанности дома, в Церкви, на работе, зная все это, человек должен подходить с рассуждением к посту. Соблюдать разумную меру поста, которая определена его духовником, и довериться Богу в Его благословении.
Учитывая наш климат, наличие у многих разных недугов, как посоветуете каждому найти свою меру?
— В Церкви ничего не происходит трафаретно. У людей, живущих ближе к северному полярному кругу, одна мера поста, в Петербургской семинарии — другая, в южных краях – третья. То есть, учитывается, в какой климатической зоне живут те или иные люди. Ответ на данный вопрос достаточно простой – для того, чтобы, с учетом климата и здоровья, найти свою меру, прежде всего, нужно найти своего духовника или священнослужителя, которому человек исповедуется и который знает особенности жизни верующего. Найти свою меру самостоятельно без взаимодействия со священнослужителем, чрезвычайно сложно. Поэтому каждый должен постараться, чтобы эта связь была. Уместно напомнить закон изменений, о котором говорит преподобный Иосиф Исихаст. Правила, которые существуют на данный момент, могут измениться. Это может быть связано со сменой места жительства человека, с новыми заболеваниями, с теми трудностями, которые у него могут быть, изменением семейного состава, семейной обстановки. И этот закон изменений предполагает, что та мера молитвы или мера поста, которая была до изменения, может не подходить к новым условиям и обстоятельствам. Поэтому после того, как возникли изменения, христианин должен соразмерить новую меру со своим духовником.
Можно ли дать короткие советы читателям на время поста: на что в питании обратить внимание?
— Готовых рецептов нет, все решается с духовником. Пост — не разнообразие диет, и здесь нет диетологических подходов, больше витаминов, меньше витаминов, три раза или четыре раза в день есть, каждый человек — индивидуальность. Одному надо съесть шесть раз в день, а другому достаточно и два раза. Но это решается сугубо с духовником и никак иначе. Те люди, которые пытаются все делать самостоятельно, по пастырскому опыту, очень часто заканчивают пост, прерывают его или же насилуя свой организм, нарушают обмен веществ, что заканчиваются различными заболеваниями. Господь да научает вас все делать с рассуждением!
Текст: Александра Грипас
Комментировать