Совместные роды – необходимость или дань моде, каждый ли будущий папа справиться с присутствием на родах, он поможет или ему нужна будет помощь. На эти вопросы и другие вопросы специально для «Азбуки здоровья» отвечает врач — акушер-гинеколог, член общественной организации «Врачи за жизнь» Анна Мустафина.
Как появились совместные или партнёрские роды?
Начну с экскурса в историю, чтобы было понятно, что это далеко не новая идея. Представим древнее поселение, вокруг частокол, избы, дома, жизнь – слияние с природой. Нет специалиста, который поможет при родах. Даже ещё нет повитух. Есть только семья, родители, родственники. Кто может присутствовать на родах в такой ситуации?
Конечно, старшая женщина в семье будет помогать. А если по какой-то причине её нет, то остаётся будущий папа. Не зря слово «супруг» означает быть в одной упряжке, то есть делать всё вместе. Муж мог находиться снаружи, но он никуда не прятался, его никто не выгонял. В такие моменты требуется защита и помощь, даже чисто физическая, не говоря уже о моральной. Мужчины не были изолированы.
Когда стал развиваться первобытнообщинный строй, стали образовываться сёла, появлялись опытные женщины, которые сами много раз рожали, помогали принимать роды у своих родственниц, соседок. Опыт накапливался и устно передавался, так же, как и передавались ремёсла. И эти знания, связанные с родами, переходили к дочерям, племянницам – к тем, у кого были к этому способности, склонности. Такой важный момент, как появление на свет младенца, требует определенного соучастия, эмпатии, а также стрессоустойчивости, чуткости, мудрости, терпеливости.
В советское время было немало карикатур на свах, повитух. Были фильмы, где они высмеивались…
Проведу параллель. Мне от моей прабабушки досталась книга рецептов, советов, как себя лечить, оказывать помощь. Раньше не было участкового или земского врача, у каждой женщины имелись знания, как помочь при порезе, что положить на рану, как остановить кровотечение, температуру. Мы все прекрасно знаем народные средства. Такая копилочка – и это только то, то мы смогли вспомнить или найти. Сначала обесценили опыт предков, нам сказали, что это всё тёмное, пережитки безграмотного прошлого, а потом правильность и рациональность многих из этих советов было подтверждено научными исследованиями. Теперь начали по крупицам всё это восстанавливать.
Также и повитухи не были простоватыми и тёмными, они обладали, например, психологическими знаниями, могли подготовить будущую маму так, что она не боялась рожать. В старину применялось слово не «рожать», а опростаться. Вместо беременная говорили плодоносящая, на сносях, не забеременела, а понесла.
Как у Пушкина «В сказке о царе Салтане»:
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
Услуги повитух приходилось оплачивать. Это не значит, что из толстого кошелька доставали деньги, есть свидетельства, что могли преподнести домотканое красивое полотенце, праздничную выпечку и так далее. Тем не менее, оплата была существенной для семьи, поэтому звали на первые роды, как правило.
Немало рассказов, где повествуется о подготовке к родам, сами роды описываются. Например, в одном из них говорится: бабушка рассказывает, что у неё родИны начались, и она мужа попросила идти баню растопить, но до бани не дошла и опросталась в сенях. Дети были дома. Такие были повторные роды. Понятно, что раньше были большие семьи, детей было много. Минимум пять-шесть, а максимум – мы знаем об Агриппине Абриковосовой, которая 22 раза рожала.
Если у женщины всё было хорошо, благополучно, она полноценно питалась, то проблем с родами не было. Господь устроил наши все физиологические процессы самодостаточными, чтобы мы справлялись, чтобы не надо было как-то особенно помогать. Звали повитуху, как правило, на первые роды, потому что они считались «пробными», «учебными».
Представьте себе деревенскую избу – три поколения живут, малые дети, молодые, свёкор со свекровью, возможно ещё какая-нибудь древняя бабушка. Какие-то такие вещи как роды легче было куда-то перенести, например, в баню, потому что сразу можно было помыть ребенка, убрать всё. Звали повитуху тайно, старались не афишировать, чтобы избежать лишних разговоров и сплетен. Придумывали какой-нибудь предлог, например, посмотреть корову или что-то ещё. Повитуха в свою очередь подыгрывала – шла не общей дорогой, а огородами. Заказывались молебны о родоразрешении заранее, чтобы будущая мама могла помолиться.
Когда роды начинались, муж находился поблизости. Воды принести, помочь чем-то. Например, если роды трудные, то перекидывали через несущую балку дома — «матку» — длинное полотенце-рушник, и женщина могла зацепиться и как бы висеть на этом. Если у неё сил не было, то подходил муж и выступал физической опорой, поддержкой: она висла на нём. Бывали случаи и нередкие, когда супруг сам принимал роды. И он не терялся: принимал малыша, вытирал, высушивал, заворачивал в пелёнку. Главу семьи не изолировали, не прогоняли и не прятали от родов.
Тем не менее, часто встречается мнение, что мужу нечего делать в родильном блоке. Как сформировалось такое мнение?
Опять сделаем небольшой экскурс в историю. В 18-19 веках стали появляться родильные приюты. На фоне урбанизации женщины переезжают в города, работают на фабриках и заводах, случаются дети вне брака, раньше это была крайняя редкость, одинокой беременной некуда идти, она обращалась в благотворительные учреждения– родильные приюты. Недавно в Красногорском районе восстановили родильный приют. В Российской империи с середины 18 века уже существовало обучение повивальных бабок — высшее шестилетнее образование, также были повитухи (как у нас сейчас акушерки) – готовили четыре года. Брали не молоденьких девушек на обучение, а постарше, считалось что повитухи и повивальные бабки должны быть сами рожавшими женщинами. Первые оставались в городах, а другие отправлялись в сёла.
При советской власти открываются акушерско-фельдшерские пункты. Кстати, мы заимствовали из французского языка глагол «акушер», переводится, как помогать при родах, и заменили им наше слово «повитуха»
Мужчины появились в этой профессии, когда открылись родильные приюты. Они стали набираться знаний у повивальных бабок и повитух. Женщины допускали к себе докторов-мужчин как бы в обмен на кров и пищу. Акушеры, представители сильного пола, стали собирать и описывать опыт, публиковать книги, научные труды. Одним из таких был Нестор Максимович-Амбодик.
В родильных приютах была большая смертность, потому что в то время асептика и антисептика не соблюдались. Было много родильных горячек, к тому же многие пациентки были в ослабленном состоянии. Потом выяснилось, что надо тщательно мыть и дезинфицировать руки, прежде чем роженицу осматривать. Перчаток тогда ещё не было. Врач мог до осмотра женщины побывать в морге, препарировать труп, а потом прийти в родильный зал. Игнац Земмельвейс>, венгерский врач-акушер, получил прозвище «спаситель матерей», так как нашёл причины родильной горячки. Он утверждал, что надо хлорной известью мыть руки, много времени и статей посвятил этому вопросу. Когда с руками разобрались, число родильных горячек резко снизилось. Родильные дома прошли богатую историю, скученность рожениц и непонимание асептики и антисептики приводило к большой смертности.
В 30-х годах прошлого века стали массово строить роддома, к 1936 году большая часть городских женщин стала рожать там. Деревенские женщины могли обращаться в акушерские пункты, тем не менее, число домашних родов в деревнях оставалось достаточно высоким.
Я помню свои первые роды в начале 90-х, нам не разрешали с собой брать книги, так как они могли быть источниками инфекций. Родственники и мужья общались с молодыми мамами знаками через окно. Оправданы ли такие меры?
Для того чтобы снизить число госпитальных инфекций, родовых горячек стали запрещать заходить посторонним в роддома. Логика была простая: те, кто работает в больнице стерильны, а те, кто со стороны – могут любую заразу принести. Сейчас современными учёными такое положение опровергается, более того, доказано: когда мы создаем искусственную стерильность, 98% микробов погибает, а 2% — самых злых и свирепых, за неимением конкуренции начинают активно размножаться. Это и синегнойная палочка, и протей, и стафилококки, др. В Европе давно уже нет такой стерильности, которую ещё в некоторых наших роддомах стараются поддерживать, наоборот, разрешено свободное посещение, коридоры, палаты, душевые моются, но без «фанатизма», понятно, что операционные блоки обрабатываются, как положено. За рубежом и уже во многих наших больницах нет закрытий на, так называемую, мойку.
Если мама и новорождённый здоровы, то специального санитарного режима не должно быть.
Кроме санитарного режима были ли ещё какие-то изменения при родовспоможении?
Есть один важный аспект. Красной армии нужна была донорская кровь, кроме других источников её стали брать из плаценты. Как это происходило? Раньше рекомендация была через 15 минут после родов пуповину пережимать. Министр обороны СССР Родион Малиновский издал указ о необходимости крови солдатам, в результате пуповину перерезали буквально через минуту. От 60 до 150 мл крови остаётся в плаценте, и новорождённый недополучал этой самой крови. Плацентарная кровь шла на донорские цели, для изготовления иммуноглобулинов, других препаратов. Это до сих пор, к сожалению, не озвученный факт.
Врачи – люди совести и всегда стараются спасти, поддержать здоровье, поэтому их убедить действовать так, а не иначе, может только аргумент, что это полезно матери и ребенку. Постепенно докторам внушили, что плацентарная кровь лишняя, неполезная для малыша. Я спрашивала у неонатологов в начале 2000-х, почему они считают необходимым сразу перерезать пуповину. Они объясняли, что «ненужная» кровь, попадая ребёнку, приводит к гиперполицитэмии. Означает – слишком много крови в организме. Только сейчас стали появляться работы, где подтверждается польза от того, что ребёнок получает свою кровь при рождении. Уровень гемоглобина выше, меньше случаев анемии у детей, лучше долгосрочное развитие ребёнка. Новорождённому нужна плацентарная кровь, поскольку у него после появления на свет уже два круга кровообращения – большой и малый, лёгочной, на него и нужна эта кровь как раз. Можно образно сказать, мы все рождены в роддоме, в котором в 36 году создавались протоколы, и они действовали во время и после войны, в 70-80-90 годы, и только после 2020 стало приобретать значение и легальность оставления пуповины на какое-то время. До этого не перерезали сразу пуповину только тем женщинам, которые просили и которые рожали по контракту. Сегодня это делается и по ОМС, хотя бы пять минут.
Если вернуться к инфекциям, которую могут будущие папы принести в больницы. На первый взгляд казалось, что советские мужчины не были «обижены» на не допуск в роддом…
В 36 году сказали, что мужьям не надо заходить в родильные блоки, так как они могут принести заразу. Мужчины перестали участвовать в рождении своих детей. Их задача была – доставить супругу в приёмный покой с документами и вещами. Потом забрать маму с дитём через 3-5 дней. Также внушили, что мужчинам на родах делать нечего. Всем объяснили: в роддоме квалифицированный персонал, женщина находится под присмотром и в надёжных руках. Супруги поверили в это так же, как все поверили, что надо сразу пережимать пуповину.
К чему это привело? Представьте чувство мужа: он привёз любимую женщину и оставил в роддоме, он будет чувствовать себя хорошим? Он должен поверить, что там врач, которые знает, что нужно делать, а он – как бы никто, ничего не понимает, ни в чем не разбирается. Ему остаётся свой стресс и переживания нивелировать, прежде всего алкоголем. Распространённая ситуация: пошёл с друзьями посидеть, выпить, он же не знает, что там происходит с женой. Она в полной власти кого-то. А мужчина повлиять, поддержать никак не может, потому что ему запрещено туда заходить.
Во время перестройки стали описываться разные, порой страшные, истории о роддомах. Понятно, что нельзя всех медиков под одну гребёнку грести, тем не менее, неприятные случаи имели место. С чем связано?
Психологи говорят, когда у человека появляется власть над кем-то другим, он начинает ею злоупотреблять. Вначале это держится на совести сотрудников роддома. Потом акушерок и врачей перегружают работой. Рождаемость увеличивается, а роддома запланированы на определённое число пациенток, города растут, рожениц прибавляется. Вспомним бейбибум 70-х годов – это просто конвейер был. Персонал стал эмоционально выгорать, появились случаи чудовищного обращения с роженицами. Может, грубо прозвучит, но роддома 60-80 годов похожи на женскую зону. Женщин привозят, раздевают, надевают «казенную» одежду, начинают брить тупыми лезвиями, делать клизмы, проводить влагалищные исследования. Хочешь, не хочешь, неважно как себя чувствуешь, за несколько часов до родов или несколько минут, но это надо сделать.
В 2000-х годах было уже лучше. Я заканчивала вуз в 1996, а до этого мы ходили на практику в родовые отделения. Молодые мамы ходили в стоптанных кожаных тапочках, на кроватях — выцветшие простыни, на которых могут встречаться дырки, вместо трусов повязаны треугольником спадающие пелёнки. Роженица попадает в другой мир, где лишается всяких прав, на неё могут наорать безнаказанно, она в чём-то виновата, ей делают больно. Корни акушерской агрессии в чрезмерной нагрузке на медперсонал и неограниченной власти, которая не может быть пресечена. Нет защитника, нет мужа рядом. Женщина лишается своего заступника в такой тяжелый момент. Она и так уязвима, у женщин так психика устроена, чтобы была рядом опора, не все дамы бойцы, а тут ещё схватки, роды — такое непростое физиологическое состояние.
Всё это грустно слышать. К чему это привело?
Нередко женщины 70-90-х годов после первых родов говорили: «Больше никогда, уж лучше аборт» У нас упала рождаемость. В советской семье — один-два ребёнка, вспомните по школе, много ли было одноклассников из многодетных семей? Это не потому, что женщины эгоистки, а потому что они больше подобных мучений в своей жизни не хотели повторить. Внешне всё было хорошо, у нас родовспоможение, многие для самоуспокоения говорили: «Между прочим, наши (пра)бабушки терпели, а у них таких родовых отделений не было, и медпомощи не было»
Некоторые смелые женщины старались избежать роддома. В 80-е годы стали происходить первые сознательные домашние роды. Появилось чуть ли не движение — роды на дому. Кто-то перестал рожать, кто-то записывался на аборт, а кто-то обходил эту систему и родоразрешался на свой страх и риск в домашних условиях.
В это время появляется идея, может, мужчину всё-таки надо пустить в роддом, при нём перестанут хамить. Нагрузку на персонал никто не снизил. Власти рассуждали так, если акушеры и врачи справляются, зачем открывать новые роддома, расширять штат сотрудников, это же дорого. Как говорил генеральный секретарь Л.И. Брежнев «экономика должна быть экономной». Население росло, а число роддомов не соответствовало этому, не отвечало потребностям. Смотрите сами, как изменялись нагрузки на медперсонал: сначала норма была 1-2 родов в сутки, потом — 3-5, сейчас уже 40 родов на 5 врачей и 3 — 4 акушерки. Можно остаться тактичным и человечным в такой ситуации? Примечательно то, что даже в этих условиях многие медики умудряются проявлять внимание и заботу. К тому же, сознательность современных рожениц повысилась, чувство собственного достоинства у женщин выросло, и папы идут на совместные роды, как защитники.
Противники совместных родов рассказывают страшные истории, как папы падают в обморок…
Чрезвычайные ситуации возникают с папами крайне редко. На моей памяти лишь однажды. Тем не менее, к этому важному событию надо готовиться. Неподготовленный человек, особенно, если он сам родился в 70 или 80-х годах, может тяжело переносить процесс. Наше подсознание помнит всё, что происходило с нами, даже в самом юном и нежном возрасте. Кто-то называет это телесной памятью, кто-то — подсознательной. В любом случае, эта память живёт где-то глубоко внутри нас, и когда человек оказывается в похожей ситуации, например, при родах, эта память всплывает, буквально до физиологических реакций. У меня был такой случай при совместных родах. У женщины раскрытие матки дошло до 7 см, и будущий папа начинает тяжело и громко дышать, как будто задыхается. При этом жена не кричит, спокойно справляется со схватками, а у него такая реакция. Потом свекровь рассказала, что он испытал в родах гипоксию как раз на том этапе, до которого дошла его жена. Его тело начало воспроизводить ту реакцию, которая с ним случилась много лет назад внутриутробно. Мужчины могут бояться родов по той причине, что сами появлялись неблагополучно, сами испытывали непростые ощущения. С этим страхом, с неподготовленностью надо работать. Есть специальные курсы, где обучают партнерским родам. И тогда мужчины будут полноценными помощниками.
Есть часть будущих пап, у которых этот страх настолько глубок, и они настолько неадекватны в важный момент, что мы им советуем жену привезти на роды, а самим побыть рядом, в комнате отдыха для пап. Когда ребёночек родится, отца позовут, и он с первых минут общается с сыном или дочкой.
Когда меня спрашивают, насколько важно присутствие папы на родах, я отвечаю: настолько, насколько важно его присутствие на зачатии. Потому что семейная жизнь, беременность, роды, воспитание детей – звенья одной цепи, вы вместе создавали ребёнка, жена вынашивала его 9 месяцев, вы были рядом, помогали, разговаривали, успокаивали, а теперь она рожает, почему именно в самый непростой момент надо быть в другом месте? Мужчины сами чувствуют, что это неправильно. Почему они выпивают с друзьями, если не попадают на роды — совесть свою заливают алкоголем. Нельзя близкого и любимого человека оставлять в минуты трудности. Даже если жена находится в платном отделении, всё равно это не заменит присутствие и поддержку мужа.
Родовспоможение воспитало в некоторых врачах позицию родитель и ребёнок. Вот роженицы – дети, а медик – родитель, всё знает. Эта позиция сохраняется даже, если за роды заплатили. В чём это может выражаться? Не проинформировать, что вводят из медикаментов. Я говорю про вопиющие случаи, у нас много хороших врачей, но бывает, что при большой нагрузке некогда сказать, проще сделать укол или дать лекарство. Но если рядом муж, то не сказать уже трудно. Он поинтересуется: «Доктор, а что Вы назначили, для чего?» И медику придётся объяснить. Присутствие будущего папы на родах говорит о том, что он любит свою жену, уважает и будет защищать её. Такое отношение порождает уважение к роженице и вообще к семье. Вы с врачом уже в позиции на равных – взрослый и взрослый. Он уже вам объясняет и обосновывает свои действия. Не так: «Ой, меня пригласили на юбилей, бежать надо, вот сейчас сделаю амниотомию (прокол плодного пузыря для стимуляции родовой деятельности) пораньше» Или действуют по принципу: сколько можно сидеть и ждать, поставим окситоцин и быстренько родим. Это примеры необоснованной стимуляции родовой деятельности, необоснованной индукции родов. Последнее тоже бывает вызвана таким предлогом: впереди выходные или праздники, чтобы не вызвали с дачи или отдыха, приглашу беременных на последних неделях в четверг в своё дежурство и индуцируем роды сейчас. Сайтотек положим, и никакого потом беспокойства».
Я говорю о вопиющих случаях, не хочу всех врачей, акушеров огульно очернить, несправедливо обвинить. У нас есть много добросовестных и честных медиков, готовых в любое время суток, не жалея себя помогать женщинам. Им бывшие пациентки звонят, присылают открытки с праздником, вспоминают с благодарностью.
Моя цель — озвучить, что такие истории, к сожалению, могут быть. Нужно быть бдительным, помнить старый совет «доверяй, но проверяй». Чем больше будем этого знать, тем меньше шансов будет использовать ненужное вмешательство в родовую деятельность. Для этого рассказываю такие случаи, чтобы все понимали, зачем мужчины при родах, какая их функция.
Какие еще важные стороны у совместных родов?
Мы уже говорили, что первая функция – защита от грубости и необоснованного вмешательства. Вторая, не менее важная – знакомство отца с малышом сразу после рождения. Это правильно, потому что происходят такие процессы, как импринтинг. Новорождённый видит впервые свою маму и привязывается к ней. Если он и папу видит, то он привязывается и к нему. У женщины тоже наступает привязанность, у неё выделяются гормоны окситоцин, эндорфины, они «влюбляют» маму в ребёнка. У мамы любовь к своему малышу раз и навсегда.
У нас столько удивительных случаев в родовом отделении. Поделюсь некоторыми. Бывшая сторонница «чайлдфри» забеременела, рожает в нормальных условиях, то есть без медицинских вмешательств, и эти гормоны, которые возникают после родов естественно, вселяют в неё любовь. Она берёт на руки новорождённого и говорит мне: «Теперь я понимаю, почему их так любят».
Видите, до этого ей было непонятно, как можно несознательный, красный, плачущий комочек любить. Эти гормоны не просто выделяются. Господь устроил так, чтобы родители с любовью заботились о младенцах. Новорождённый занимает почти всё время, нуждается в постоянной заботе и уходе, мы служим ему 24 часа в сутки, без выходных и праздников хотя бы до трёх лет. После этого возраста ещё можем оставить на время бабушкам, дедушкам или няням. Мы справляемся с этой нагрузкой благодаря любви. Конечно, есть чувство долга, но оно удержит месяц, два месяца, а потом может начаться послеродовая депрессия. Господь предусмотрел, чтобы мать своё дитя полюбила, а для этого нужно пройти все стадии родов.
Или такая история. Мама – деловая женщина, супервумен. Утверждала: рожу, отдам ребёнка няне и сразу вернусь в бизнес. Но не смогла! Родила, увидела, подержала на руках и полюбила. «Как я его могу оставить?» — говорила она. Отложила карьеру, деловые встречи, делегировала полномочия сотрудникам. Всё время с ребёнком, няня есть, но она помощник, а не замена мамы. Потом второго родила, и опять сама заботится, ухаживает, носится с ними, как наседка. Это как раз пример того, чему служит послеродовый период с выделениями большого количества гормонов.
А если и папа присутствует на родах или сразу после родов видит малыша, то и у него импринтинг происходит. Он тоже сразу влюбляется в малыша. Потому что и у мужчин выделяется гипофизом гормон привязанности окситоцин. А также все остальные гормоны радости и счастья: эндорфины, серотонин и др.
Насколько это важно? Стоит ли отвечать на этот вопрос? Если этого нет, то жизнь папы во что превратится? Он будет видеть, как жена только малышом занимается, на него внимания не обращает. Еду не готовит, выглядит по-другому, это совсем не та женщина, на которой он женился. У него чувство разочарования. Когда же мужчина прошёл через роды вместе с супругой, увидел младенца, сразу познакомился с ним, полюбил его с первой минуты, (у мужчин же тоже выделяются гормоны), то и он из любви ухаживает за ним, помогает жене. Все заботы о крошечном члене семьи – радость для него. В этом самый большой смысл совместных родов, кроме защиты жены. Качество отцовства может быть совсем другим. Когда мы действуем из любви, когда несём нагрузки, заботы из любви, нам легко и радостно.
Присутствие папы на родах – это залог счастливого отцовства! Исторически, когда ребенок рождался, его давали отцу на руки. Такого не было, чтобы папа не видел сына или дочку три-пять дней. Конечно, можно и потом полюбить ребёнка, когда мы за кем-то ухаживаем, кому-то служим, мы к этому человеку привязываемся. Чем больше вкладываем своих усилий, тепла, тем больше его любим. Да, любовь со временем развивается, у кого-то к году малыша, у кого-то — к трём или позже, если папа принимает участие и не уходит из семьи. Ранний кризис семейной жизни как раз приходится на первый год жизни ребенка. В это время происходит перестройка ролей: теперь не только муж и жена, но и мама, папа. Новые обязанности, заботы, нагрузки, психологической, физической, эмоциональной становится в несколько раз больше, чем раньше. Только с любовью, которая подкреплена биохимией, всё можно преодолеть.
Беседовала Александра Грипас
Комментировать