Array ( [rmcookie] => S:UFk-9dTfWe3PiWN5UVmx67-MR-8d7Z-buTUVdE8buDGJI-swR4wC1P9bYXy2VsYTRv7ZUzcnXbBlhIpx56zp2_YQTG9cCLHVEHvnRmcMTnUWXDewaQup-Cs4dplKekX3HsRu5D2QIMVEPWtK0QlQoMNXh54lCEHfoHrBFpx9N79TkGYvHAH9HV5dqvBkSC8S1i7f-cmiIWopEXXZwp2oSoc6ZrjUVBW4wCmJL75bzxExuqi-SfnJUteRP8PRj9raxYpNmPR0ZT8jIw7EDT7B4IfsszbcirEeY3vzSj-tXkqMzqAMchCKmXMfCCRXI0yqAFpaVQVHM1JimPhp6SS3mvYkVD747GKxhmwQK6qhB-1ljnHFebuuHUssasILeAWqZNAbDMyVrC7kKwp24kxdkSePme67L--u7594GAQdiaR8KXvQ_oAxgB0gb0vY-mI5ZU4kmX_AImMyHGUVo7uixTKQKI-9rGXDJ0EZ5hA38dcKB9U5kbAokOmCJNpAzWmhMS3hLf0j90dWP9e90z_KI5VxoLB_f9UgJ9BGF6HrDsyenK1Yh2g8L3V7F6PwvOCotQJOJoZ5ygMnKxHCvDbUYhyCpS-QYwiZqS0HtENUCPvlmD4mJP697ooC9sW58m-q27t0HgWyC6GpGSg-3lm_gE43kLUFEM6N [otrid] => S:PqAUuhHeLrXls_GdCT_EE_OjMcRyQVu8KjMw2XniJJtYv-HD1Z7A9BoWErnIKJ2WBfHxGDf8duLw4Fk0iCjEbXnHMvrI6Mm1XR1Hmg2CK8FnzOo268GrGuIZZfTH8B6aZ8O6vgYj8Ms4Jb125BBFZuNyvm2dsNcYcw8ac0bQi_nTttF6SCB6OZUmp7_QxQF84SZo4D4_19zymx_g7u64A4A568JbfsHdGgk= [_gcl_au] => 1.1.1008967210.1714288916 [_ym_uid] => 1714288916239015123 [_ym_d] => 1714288916 [_ga] => GA1.2.202120378.1714288916 )
Почему Бог попускает безумие?
психолог Наталья Ярасова

Почему Бог попускает безумие?

(14 голосов4.6 из 5)

Если цель Бога помочь человеку прийти к Нему, почему он попускает психические болезни, которые лишают человека дара свободной воли и выбора?

Все, посылаемое или попускаемое Богом, направлено на то, чтобы в итоге способствовать спасению человека.

Если причиной психической болезни является физиологические или биохимические проблемы, такая болезнь сопоставима с телесной, она посылается человеку как крест, который он должен смиренно нести ради своего спасения.

Известный православный психотерапевт Дмитрий Авдеев рассказывает, что однажды пытался утешить человека с тяжелым психическим заболеванием, а тот ему «серьезно и спокойно ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня».

Но такие «биологические» болезни представляют собой лишь малую часть всех психических заболеваний. В большинстве случаев психические болезни имеют в своей основе причины духовно-психологического характера и тесно связаны с подверженностью страстям, а в отдельных случаях с духовным поражением — бесоодержимостью.

Это те случаи, когда в основе заболевания лежит изначальный выбор самого человека и работает схема «грех – греховный характер – психическая болезнь». Православные психиатры говорят о семи нечистых духах, которые проникают в душу человека, подводя его к психической болезни: гордость, леность, внешнее делание, нераскаянность, неблагодарность, равнодушие (замкнутость на себе), уныние. Таких болезней подавляющее большинство среди тех, которые принято относить к малой (пограничной) психиатрии (депрессии, неврозы, фобии и др.).

Независимо от причины психического заболевания, случаи полного безумия очень редки, в большинстве ситуаций у человека сохраняется та или иная степень критического мышления, то есть у многих психически больных сохраняется воля и возможность выбора – как минимум, между приступами и в фазе ремиссии.

«Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. <…> Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему» (протоиерей Владимир Воробьев).

Принятый человеком в моменты просветления призыв к покаянию, смирение, терпение, устроение жизни по заповедям Христовым нередко позволяют навсегда отступить болезням малой психиатрии, а иногда приводят и к исцелению от тяжелых психических расстройств. Вот, например, фраза одной психически больной: «Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка».

И если психическая болезнь связана с духовным поражением, тем более важным «лекарством» будет христианский образ жизни с терпеливым несением своего креста, со смирением, молитвой, постом и благодарностью Богу. Это не значит, что болезнь обязательно пройдет, — всё будет так, как будет полезно человеку в плане спасения его души. Понимание, принятие этого факта тоже является частью смирения.

Когда же повреждение психики настолько велико, что человек вообще никогда не способен критически оценивать свое состояние и контролировать поведение, то есть реально лишен воли и возможности делать выбор, тогда его состояние сопоставимо с состоянием младенца, ответственность за которого несут его близкие.

Каждому человеку, соприкоснувшемуся с таким больным, стоит помнить, что:

«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи» (Социальная Концепция Русской Православной Церкви).

Такая тяжелая психическая болезнь — это духовное испытание не только для самого больного, но и для его близких и других людей: как они относятся к самому больному, как принимают его болезнь и тяготы, лежащие на их плечах, как они относятся к Богу, пославшему такое испытание.

Есть, хоть и редкие, свидетельства людей, у которых полное безумие по каким-то причинам отступило; они говорят, что даже в состоянии сильнейшего помешательства в их сознании были временами проблески сознания. Возможно, у кого-то их не бывает. Что происходит в психике такого больного, нам так же трудно, почти невозможно оценить, как и то, что происходит в голове у новорожденного. Но всё же предельно важно помнить о том, что психически помешанный человек может осознавать происходящее хоть частью разума. Пример осознания больным человеком отношения к нему окружающих описан в книге Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Это фантастическая история об умственно отсталом человеке, который в результате эксперимента смог на время обрести способность понимать всё, что происходит вокруг него. Сопереживание герою, принимающему как норму постоянные унижения из-за болезни, после вовлеченности читателя в процесс осознания им всего происходящего, заставляет дважды подумать перед тем, как осудить человека на основании его диагноза.

Но даже если сам психически больной человек не понимает того, что делается с ним и вокруг него, всё, что с ним происходит, видит Бог. Внутренняя способность поставить себя на место больного человека, воплощение заповеди о любви к ближнему как самому себе – это тот нравственный ориентир, к которому нужно стремиться ради упования на милость Божию и спасение своей души.

Посредством таких больных Господь дает возможность спастись множеству людей вокруг них. И для них самих такая миссия может быть спасительной.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.