Трисвятое – краткое название молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», всегда произносимая трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.
История
По преданию эта молитва была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного моления по случаю землетрясения в Константинополе (438–439 гг.) и тогда же введена в богослужебное употребление.
Искажение монофизитами
После Халкидонского собора, когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Были добавлены слова: «распныйся за ны» (греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы. Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века.
Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь. В православной редакции Трисвятое относится ко всем трём Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского собора, но восстановлялись ереси II и III веков (патрипассианская, ноитианская и савеллианская), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей низвержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году. Своим 81 правилом отцы Трулльского собора подтвердили всё, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осудили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку, и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме (греч. ἀναθεματίζομεν) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.
Трисвятое на греческом языке
Трисвятое на греческом: Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος Ισχυρός, Ἅγιος Αθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς. А́гиос о Фэо́с, А́гиос Исхиро́с, А́гиос Афа́натос, эле́исон има́с.
Греческий текст молитвы допускает и такой, более близкий к подлиннику перевод: «Свят Бог, свят Крепкий, свят Бессмертный, помилуй нас», поскольку в подлиннике стоит не звательный, а именительный падеж.
Трисвятое в богослужении
Трисвятое используется: как составная часть начала обычного; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола; в конце великого славословия; в конце чина отпевания.
На Литургии в некоторые памятные дни праздники (Рождество Христово, Богоявление, Лазарева суббота, Великая суббота, Пасха и Светлая седмица, Пятидесятница) вместо Трисвятого поют «Елицы во Христа крестистеся», а в праздники, посвящённые Кресту Христову – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
На русском:
01:45
На греческом:
00:42
Литература по теме
- Трисвятое Краткий словарь православных терминов
- Когда читается «Трисвятое» свт. Симеон Солунский
- Трисвятое архиеп. Аверкий (Таушев)
- Трисвятое проф. М.Н. Скабалланович
- Трисвятое Настольная книга священнослужителя
- Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое» прот. Серафим Слободской
- Трисвятое есть моление к Троице архиеп. Вениамин
- Трисвятое прот. Алексий Уминский
- Вход с Евангелием и Трисвятое В.В. Печатнов
- Три антифона и Трисвятое иеромонах Михаил (Арранц)
- Антифоны, малый вход и Трисвятое проф. Н.Д. Успенский
- Трисвятое прот. Иоанн Бухарев
- Трисвятое Служебник на русском языке
Комментировать